Главная » Воспитание и развитие ребенка » Очень спокойный ребенок – признак отставания в развитии ребенка

Очень спокойный ребенок – признак отставания в развитии ребенка

Очень спокойный ребенокС рождения  малыш не доставлял родителям хлопот, был тихим, много спал, мама успевала не только переделать все дела, но и отдохнуть.
В полтора-два года, когда другие родители буквально с ног сбивались, пытаясь хоть как-то упорядочить неуемную активность и любознательность своих карапузов, мама и папа такого ребенка продолжали наслаждаться покоем: он мог часами сидеть на ковре, катая машинку или перебирая игрушки. Малыш не пытался выбраться из коляски, когда мама делала покупки, и не вопил, когда наступало время ложиться спать. Его одежда оставалась чистой после прогулки, он не лез туда, куда нельзя, не требовал внимания — вообще ничем не огорчал маму. И вот теперь…

К занятиям не готов!

В возрасте четырех-пяти лет в детском саду обычно начинается первая подготовка к школе. Вот тут-то родители к своему огорчению замечают, что их «образцовый» малыш совершенно к этим занятиям не готов: он упорно «не хочет» запоминать и выводить в тетрадке буквы, не слушает объяснений, не отвечает на вопросы. Нередко педагоги жалуются, что на занятиях он «плохо себя ведет»
— отвлекается, шумит, бегает или просто ложится на пол.
Когда такого ребенка наконец — в четыре-пять лет — приводят на консультацию к психологу, специалисту в первую очередь бросается в глаза тот факт, что у него недостаточно развита речь. Малыш употребляет только существительные и глаголы, слова «да» и «нет». В его речи нет прилагательных, поэтому она скудная и невыразительная. А если ребенок не научился пользоваться предлогами (на, под, над) и наречиями (слева, справа, внизу, вверху), то он не в состоянии выполнить несложное задание типа «отступи на две клеточки вниз», ему трудно делать даже самую простую детсадовскую зарядку, так как многие команды оказываются непонятными. Какая уж тут подготовка к школе! При этом ребенок чувствует, что он «хуже других», злится, поступает назло, не реагирует на замечания и уговоры. Такое состояние, при котором поведение ребенка заметно «отстает» от его реального возраста, принято называть «задержкой психического развития».

Когда надо насторожиться?

Возникает резонный вопрос: неужели так радующее родителей спокойствие всегда таит в себе какую-то опасность?
Если ребенок редко плачет и много спит, само по себе это совсем не плохо. Но, наслаждаясь относительной свободой, очень важно вовремя заметить признаки нарушений в развитии ребенка.
Так, месячный малыш обязательно должен оживляться при виде мамы, двухмесячный — поднимать головку, лежа на животе. В четыре месяца наступает время переворачиваться с живота на спину, в пять месяцев — со спины на живот. В шесть месяцев здоровый ребенок начинает самостоятельно садиться.

Следующий этап — очень важный(!) — ползание. Если малыш в семь-восемь месяцев не делает попыток ползать, это тревожный симптом! У такого ребенка не только не развиваются должным образом мышцы, но и не формируются связи между полушариями и отделами мозга. В результате ослабевает стремление познавать мир, а мозг оказывается не готовым к освоению речи и другой интеллектуальной деятельности.
Также очень плохо, если до года младенец не радует вас своим гулением — разнообразными звуками, которые произносит пока неосознанно.
Если родители обращаются к специалистам в первые месяцы   жизни малыша, исправить положение прекрасно помогают массаж и лечебная физкультура.
В наиболее серьезных случаях детский психоневролог может назначить лечение с помощью медикаментов. Хорошо, если удастся найти квалифицированного гомеопата-невропатолога, так как гомеопатические препараты действуют более мягко и не дают побочных эффектов. Про гомеопатию для деток читайте здесь.

Нельзя научиться плавать на суше…

И невозможно освоить речь, не слыша ее, не отвечая на вопросы, не играя в речевые игры. Даже вполне здоровый ребенок, лишенный внимания и постоянного общения со взрослыми, рискует попасть в ряды «отстающих». Если же у ребенка есть даже небольшие неврологические нарушения, освоение речи потребует более серьезных усилий и от него самого, и от родителей. Однако, к счастью, задержка психического развития преодолима, если взрослые смогут вовремя разобраться в проблемах малыша и сумеют наверстать упущенное.

Это полезно

Нужно стремиться развивать ребенка в процессе ежедневного общения. Задайте малышу вопрос, из каких частей состоит, например, шкаф. Скорее всего, он не сможет на него ответить. Вот вам и тема для обучающей беседы: у шкафа есть стенки, дверцы, полки. Естественно, взрослым нужно не только показывать и называть эти составные части самим, но обязательно просить делать это ребенка.
Малыш, возможно, умеет в правильном порядке произносить названия чисел, и родители полагают, что он умеет считать. Но понимает ли он, что значит «на один меньше», «на два больше»? А ведь без этого знания осмысленного решения даже самых простых задач не получится. Осваивая эту премудрость, необходимо непременно считать конкретные предметы (яблоки, карандаши, конфеты, кубики и т. п.), так как в этом возрасте у детей преобладает еще образное, конкретное мышление, и опираться нужно именно на него. Проверьте, хорошо ли ребенок ориентируется в пространстве. Прежде всего он должен усвоить, где лично у него низ, верх, право, лево, что находится спереди, что — сзади. После этого можно переходить к освоению пространства стола (ставим чашку на стол, за кувшин, слева от тарелки, и т. п.). Полезны физические упражнения типа «коснуться правым локтем левого колена», «дотронуться левой рукой до правого глаза». Только когда все это освоено, имеет смысл переходить к пресловутому «отступить две клеточки» и начинать занятия по учебнику для самых маленьких.
Интересна и эффективна игра для развития речи: подбираем определения к слову, перебрасываясь с ребенком мячиком. Каждое слово — бросок. Например, к слову «заяц» подходят слова «пушистый», «белый», «трусливый», «резвый» и д?р. Потом можно подбирать глаголы. Чем больше слов, тем лучше. Полезно вместе с ребенком учить, скажем, мишку или куклу чистить зубы, застилать постель, убирать одежду в шкаф и т. д. Маленьким «копушам» легче следовать уже выработанному стереотипу, они не могут «сходу» освоить новое действие. Чтобы эти полезные для жизни стереотипы складывались быстрее, надо заранее проговаривать каждую операцию, которую ребенку предстоит выполнить.

С  чего все начинается?

Поведение младенца в первые месяцы жизни зависит в основном от двух причин: врожденного темперамента и состояния его здоровья. Самая древняя классификация темпераментов делит людей на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов. С точки зрения современной психологии, принадлежность к тому или иному темпераменту обусловлена интенсивностью процессов возбуждения и торможения, а также быстротой их смены. Среди детишек, способных молча лежать или сидеть в коляске, вы никогда не встретите холериков (оба процесса у них сильны, но возбуждение преобладает) и сангвиников (самые уравновешенные, так как оба процесса у них активны и подвижны). Такие дети могут быть лишь флегматиками (процесс торможения преобладает над процессом возбуждения, переход – медленный) или меланхоликами (и возбуждение, и торможение имеют малую силу, переход тоже дается с трудом). Нередко уже одного этого может быть достаточно, чтобы малыш, придя в детский сад, прослыл «копушей» или «мямлей», а с началом занятий по подготовке к школе попал в неуспевающие. Он «удобен» для взрослых до тех пор, пока сидит в коляске или манеже.
Состояние здоровья недавно родившегося ребенка зависит в первую очередь от того, как протекали беременность и роды. Пережитые мамой осложнения часто становятся причиной разнообразных нарушений у малыша. Причем ребенок, который сообщает о своем дискомфорте громким настойчивым плачем, скорее получит необходимую ему помощь, чем тот, который предпочитает лежать тихо даже в мокрых пеленках.

Чего делать нельзя?

Водить ребенка с задержкой психического развития на курсы по подготовке к школе бессмысленно и даже вредно. Ведь если программа непосильна для него, во время занятий он лишь получит очередную дозу стресса, с малых лет привыкая чувствовать себя неудачником. Надежда, что он усвоит «хоть что-нибудь», как правило, неоправданна. Невозможно научиться, например, сравнивать числа, если малыш не умеет сравнить между собой, например, березу и елку, высокое дерево и низкое, красный кубик и зеленый. Время обучения чтению и счету настанет позже – сначала нужно научиться называть, описывать и сравнивать предметы, которые окружают нас в повседневной жизни.
Если ребенок к четырем годам еще не научился самостоятельно одеваться, убирать игрушки и т. п., приложите максимум усилий, чтобы он освоил эти простейшие навыки – не надо все делать за него, хотя, конечно, для мамы так проще и быстрее.

Похожие записи:
Методика Глена Домана для гармоничного развития ребенка
Как мотивировать ребенка к учебе?
Разница в воспитании мальчиков и девочек
Дорогие читатели нашего сайта! Просьба внимательно перепроверять указанные майлы, поскольку мы каждый майл проверяем и комментарии с несуществующими майлами игнорируются.
4 комментария
  1. марина:

    что за бредовая статья. такое чувство, что написали ее лишь для того чтобы родители беспокойных деток могли найти отдушину. мой муж по словам свекрови был как раз таким ребенком, катал машинки и не видно его не слышно. я тоже была спокойной. и в школе была самой тихой, что не мешало мне учиться на 4 и 5. сейчас у нас такой же тихий малышик, развивается не хуже сверстников.

  2. olga:

    Уважаемая saodat. Перестаньте травить здорового ребенка лекарствами и подобным,и уделите ему ВСЕ время,оно того стоит, найдите то что ему интересно и пусть развивается в том направлении, оценок не требуйте- спрашивайте что понял и что его из этого заинтересовало.Попробуйте посидеть на уроке у этой горе-педагога,я математичку уличила в незнании таблицы умножения( непублично),найдите что у ребенка получается удачней всего и двигайтесь .Удачи.Не откладывайте.

  3. saodat:

    У меня тоже спокойный ребенок, с 3х лет в спецсадике, на учете у психоневролога, он до сих пор спокойный в 11 лет, сидит у телека, играет на компе или рисует. Действительно было очень удобно. Но сейчас проблемы в школе, обычной. Уроки делаем – вроде знает, но речи нет. Даже зная ответы, не всегда отвечает, боится – вдруг неправильно скажет. Учителя не хотят учитывать его психо-физиологические особенности (как в школу поступил, сразу поставила в известность), даже как-будто “отрываются” на нем, бывает, что подряд двойки приносит, боится дневник показывать. Сам ласковый, безобидный, рассуждать может по-своему. Каждую весну-осень с 3-х лет принимает актовегин 5 инъекций ч\день 10 дней и вовнутрь либо глиатилин, либо др. ноотропное ср-во, глицин постоянно курсами, от “ВИЗИОН” бады ПАКС и Брейн-о-флекс. Подскажите что еще делать – боюсь в будущем не всегда смогу защитить его. Заранее благодарю! В основном советуют мамам малышей, а для школьников и подростков я не находила информацию.

  4. Рита:

    У меня был спокойной ребенок до 4 месяцев, а потом стал активным не с того ни с чего, никаких попыток мы не предпринимали для активности, сейчас мальчишке уже 3 года, настолько гиперактивный мальчик, что ни бабушка, ни мы не успеваем за ним.

наверх