Главная » Воспитание и развитие ребенка » Методики обучения детей » Домашний детский сад: все за и против

Домашний детский сад: все за и против

Домашний детский садОбыкновенная на первый взгляд квартира — просторная и светлая, и живет в ней семья — большая и дружная. Но при знакомстве оказывается, что это не семья вовсе, а домашний детский сад. Здесь нет дорогой мебели от именитых дизайнеров, на полках шкафов не увидишь хрустальных ваз, зато как много интересных игр и игрушек! “Сначала я работала няней, — рассказывает Светлана, хозяйка этого садика, — возилась с годовалым мальчиком. Вскоре обстоятельства в этой семье сложились так, что родители предложили мне взять кроху на пятидневку к себе домой. Я не возражала. Подруга, имеющая дочь того же возраста, стала часто заходить к нам в гости и временами, когда ей нужно было отлучиться по делам, оставляла у меня девочку. Малыши прекрасно ладили друг с другом! А однажды на детской площадке ко мне подошла еще одна мама… Постепенно наша группа выросла до четырех человек. Я заметила, что дети, находясь вместе, развиваются быстрее и лучше. Многому они учатся друг у друга, без моей помощи (например, у нас не возникало проблемы “усаживания” на горшок, миновала и другая распространенная беда многих семей — капризы за столом). Родители довольны, что дети растут в атмосфере, максимально напоминающей домашнюю. Мы с малышами много гуляем, играем, рисуем, лепим, я читаю им книжки, но специальных занятий в нашем саду нет. Я не готовлю детей к школе. Поэтому советую родителям за год перед школой перевести ребенка в обычный детский сад. Как показывает практика, это самый разумный вариант: ребенок уже готов к начальному обучению, а опыт домашнего детского сада позволяет малышу без проблем войти в детский коллектив”.
Вроде бы ничего особенного… Даже кажется, что обычный детский сад может дать ребенку гораздо больше. И тем не менее некоторые родители отдают детей в домашние сады охотнее, чем даже в “продвинутые” детские учреждения. В чем же все-таки дело? Может, стоит расспросить этих родителей…

Я – мама пятилетнего сына, обратила внимание на некоторые особенности домашних садов.

  • В домашнем садике, куда ходит сын, нет жесткого распорядка дня: ребенок ложится спать тогда, когда он устал, садится за стол тогда, когда проголодался.
  • Здесь немного детей (пять человек), все они разного возраста. Такая группа похожа на многодетную семью, где старшие помогают младшим, заботятся о них, а малыши учатся слушаться старших, выполнять установленные правила.
  • Дети активно участвуют в повседневных хозяйственных делах (уборка, мытье посуды). Малыши не оторваны от жизни, у них есть возможность почувствовать себя самостоятельными.
  • Ребята питаются домашней едой. Есть возможность учесть индивидуальные особенности каждого крохи.
  • Малыша не нужно привозить и забирать из садика в определенное время. Если приходится задержаться, достаточно просто позвонить воспитательнице.
  • Благодаря домашнему детскому саду, семьи всех малышей очень сдружились.
  • За тот период времени, что он ходит в садик, малыш ни разу не болел и не получил ни одной травмы. Во многом это заслуга воспитателей, которые прекрасно присматривают за детьми.

Как не бывает двух совершенно одинаковых людей, так нет и двух одинаковых домашних детских садов. У каждого из них есть свои уникальные особенности, своя неповторимая история. До появления первого ребенка Елена и не предполагала, что когда-нибудь станет хозяйкой домашнего детского сада. Но вот в их семье появилась малышка, и жизнь ее в корне изменилась. Теперь все время, все мысли и стремления были посвящены доченьке. Лена занималась на нескольких семинарах по воспитанию детей и много читала: Никитины, Мария Монтессори, Рудольф Штайнер, Глен Доман, Зайцев… Поиски детского сада для дочери были начаты, когда малышке едва исполнилось полгода, но тем не менее к трем годам нужный садик так и не был найден. Однажды, гуляя с ребенком на детской площадке, Лена разговорилась с другими мамами: было решено попробовать организовать домашний детский сад. Сначала с малышами сидели по очереди. Кто-то занимался с ними музыкой, с кем-то малыши рисовали фантастические картины. Вот когда в полной мере пригодились знания, накопленные Леной на семинарах! Неудивительно, что скоро весть о садике распространилась по всему району. Пришлось организовать несколько групп и снять более просторную квартиру. Вместе сделали ремонт, закупили мебель, развивающие игры и игрушки, в частности интерактивные игрушки и приступили к занятиям! Сейчас в этом садике три группы, планируют открыть четвертую. Постоянно с детьми работают три воспитателя и няня, но помогают и другие родители. Главным итогом своей работы Лена считает то, что все дети и взрослые приходят сюда с удовольствием. И конечно же, хочется надеяться, что занятия, ради которых все это затевалось, принесут малышам пользу.

Безопасность домашнего садика

Идея домашнего детского сада выглядит очень привлекательно. Но главное, что он должен обеспечить, — здоровье и безопасность малыша. В государственных садах этим занимаются специальные структуры, в частных — подобранный персонал. А как в домашних садах?

“Мы не требуем от родителей никаких медицинских справок, — рассказывает Ирина, хозяйка домашнего детского сада. — Ведь каждый из родителей заинтересован в том, чтобы его ребенок был здоров. Группы здесь небольшие, по шесть человек, все родители знакомы друг с другом. У нас все основано на доверии: если какой-то ребенок заболел, родители просто оставляют его дома. Чтобы уберечь детей от травм, мы постарались максимально обезопасить квартиру. В первую очередь на все розетки поставили заглушки. Все провода спрятаны, бытовая химия — вне зоны досягаемости детей, на оконных рамах — фиксаторы. Мы выбирали безопасную для детей мебель: устойчивые мягкие стулья, овальные столы, невысокие шкафчики. Мы стараемся узнать характер каждого малыша, ведь только так можно вовремя предупредить беду. Что же касается питания, придерживаемся принципа “чем проще, тем лучше”, готовим простые блюда из привычных для наших широт овощей и фруктов (предварительно узнав, нет ли у кого-то из детей аллергии). Сладости детям не даем (если родители считают нужным, они сами купят их ребенку). Перед подачей на детский стол я обязательно пробую все блюда сама. Пока проблем со здоровьем у детей не было. Я считаю, что такой подход себя оправдывает. Если родители со мной согласны, они приводят ребенка, те же, кому обязательно нужны все справки, обычно не задерживаются. Это их право”.

Выбираем детский сад

К сожалению, такой информации в справочниках нет, да и в Комитете образования вам тоже вряд ли помогут. Лучше обратитесь к знакомым, просмотрите объявления в газетах (“Из рук в руки”, “Наш аист”, “Мамина газета”) или на сайтах.

Как оформить домашний детский сад?

Официально в нашей стране домашних детских садов не существует. Получается, что это просто работа няни, которая занимается не одним, а несколькими детьми. Если родителей устраивает результат, значит, все в порядке. Нарушения закона здесь нет. Стоит лишь отметить, что, приводя ребенка в подобный “детский сад”, всю ответственность родители берут на себя. Единственным гарантом благополучия малыша становится добросовестность няни. Сложнее обстоит дело тогда, когда детский сад предлагает обучающие программы. Для этого по закону необходимо получить лицензию (чего большинство “домашних садов”, к сожалению, не делает). Если лицензии нет, ответственность за такое образование ложится на родителей (результат может быть как положительным, так и отрицательным). У раннего интеллектуального развития есть свои сторонники и противники, а что нужно конкретному ребенку — решать родителям. Если нагрузки при обучении окажутся слишком высоки, “воспитатели” не будут нести за это ответственности. Поэтому, делая выбор, тщательно взвесьте все “за” и “против”.

Похожие записи:
Пальчиковые игры для малышей
Особенности уроков английского языка для детей по Скайпу
Развитие актерского мастерства у ребенка
Дорогие читатели нашего сайта! Просьба внимательно перепроверять указанные майлы, поскольку мы каждый майл проверяем и комментарии с несуществующими майлами игнорируются.
2 комментария
  1. Юлия:

    Моей дочке три года девять месяцев. У меня есть возможность и желание не отдавать ее в детский сад и сидеть с ней дома столько, сколько сочту необходимым. Но детей ее возраста во дворе почти не осталось, и я не знаю, смогу ли в домашних условиях подготовить ребенка к школе, хотя и имею высшее образование.

    • Многодетная мама:

      Альтернативой детскому саду в вашем случае могут стать детские дошкольные учреждения, студии, прогимназии. Готовя ребенка к школе, в меньшей степени нужно ориентироваться на конкретные знания. Гораздо важнее расширять его кругозор, развивать произвольную речь, обогащать словарный запас.
      Абсолютно необходимы в школе такие качества, как усидчивость, способность самостоятельно определять приоритетность занятий, умение доводить начатое дело до конца. Очень важно привить навыки самостоятельной работы, любовь к умственному труду как к наиболее тяжелому и требующему терпения. У ребенка должно сформироваться четкое представление о том, что результат напрямую зависит от приложенных усилий.
      При серьезном отношении к проблеме воспитания все это ребенок вполне может получить и дома. В этом вам помогут не только занятия в специализированных группах, готовящие детей к школе, но и спортивные секции, творческие студии, может быть, музыкальная школа.
      Для того, чтобы вам не нервничать по поводу готовности дочки к школе, не позднее чем за полтора-два года до поступления обратитесь к таким специалистам, как психолог и логопед.

наверх