Главная » Воспитание и развитие ребенка » Адаптация ребенка к детскому саду

Адаптация ребенка к детскому саду

Адаптация ребенка к детскому садуПервые посещения детского садика — всегда стресс для крохи. Ведь он попадает в принципиально новую атмосферу. Жизнь ребенка с этих пор кардинально меняется: ему приходится вставать раньше обычного, быстро одеваться и собираться в дорогу. В садике малыш видит незнакомого взрослого — воспитателя и других детишек, с которыми ему предстоит остаться одному. Одному — значит, без мамы. Так и возникает первая психологическая драма: кроха должен отпустить маму и начать существовать самостоятельно. Ему придется привыкать к чужой обстановке, непривычным вкусам завтраков, обедов и полдников, строгому режиму, мириться с дисциплиной в группе и новыми для него нормами поведения как с детьми, так и с воспитателем. Стоит ли говорить, что в первое время после поступления в садик малыши часто становятся более капризными, плаксивыми, закатывают истерики, с трудом засыпают. Это реакция на стресс. Не стоит пугаться и делать поспешные выводы о том, что вашему домашнему ребенку в саду не место. Но и пускать все на самотек — не лучший выход.

В наших силах помочь малышу адаптироваться к новым условиям. Для этого за несколько месяцев до начала посещения садика постарайтесь максимально приблизить домашнюю жизнь ребенка к садовским реалиям и привить ему необходимые жизненные навыки, без которых в коллективе придется нелегко: умение самостоятельно есть, одеваться, пользоваться туалетом.

Готовя кроху к посещению детского садика, заблаговременно узнайте также, какой распорядок дня там принят: когда дети приходят в сад, когда завтракают, выходят на прогулку, обедают, ложатся спать, полдничают. Хорошо, если вы постараетесь перейти на садовский режим за несколько месяцев до начала его посещения. Если до этого вы с малышом привыкли спать до 9.00, а то и 10.00 утра, то теперь постарайтесь вставать пораньше. В большинстве детских садов принято приходить в группу не позже 8.00, обедать в 12.30, а спать с 13.00 до 15.00. Как правило, дома ребятишки придерживаются другого режима: позже обедают и засыпают. Пожалуй, самое сложное, к чему придется привыкнуть малышу в садике, — это как раз послеобеденный сон.

Возможно, вы, как и многие мамы, не представляете, как ваш любимый кроха будет засыпать в незнакомой обстановке, рядом с другими детьми, особенно если вы практикуете совместный сон и до сих пор укладывали ребенка с грудью. Вопрос отлучения от груди достаточно сложный, и даже если вы пока не собираетесь бросать кормить малыша своим молочком, постарайтесь приучить его засыпать днем самостоятельно. Возможно, вам помогут в этом бабушки или папа. В любом случае в первое время стоит забирать кроху из садика до или сразу после обеда, чтобы он привык к окружению и воспитателю, и лишь спустя некоторое время вы оставите его на дневной сон.

Питание в детском садике

Поинтересуйтесь заранее, чем кормят детей в вашем садике (меню обычно вывешивают на двери кухни, столовой или на доске объявлений). Возможно, вы еще не вводили в рацион ребенка те или иные продукты, с которыми он столкнется в саду. В таком случае стоит познакомить малыша с ними заранее.
Некоторые дети первое время вообще отказываются от еды, протестуя против посещения сада. Попросите воспитателя помочь вам: уделять вашему крохе больше внимания, почаще хвалить и поощрять его. Да и сами не скупитесь на похвалу: “Этот цветочек ты в садике нарисовал? Как красиво!”, “Говорят, ты сегодня на прогулке не капризничал и лучше всех лепил куличики? Какой же ты у меня молодец!”. А может быть, ребенку просто не нравится “общепитовская” еда? Значит, его нужно к ней постепенно приучить: почаще готовить запеканки, пудинги, тефтели, так любимые детсадовскими поварами. Возможно, ребенок стесняется есть в непривычной обстановке. В таком случае полезными окажутся посещения кафе, где есть меню для детей, и походы в гости (лучше всего к друзьям или родственникам, у которых имеются дети).

Первый раз в детский сад

Самым тяжелым испытанием для малыша часто оказывается “отлучение” от мамы. Полезно постепенно приучать кроху обходиться без мамы задолго до начала посещения садика. Попробуйте систематически оставлять ребенка на несколько часов с бабушкой или другими родственниками, приглашать гостей с детьми (или самим ходить в гости) и стараться не заходить в детскую какое-то время, чтобы малыш привыкал находить общий язык с другими ребятишками без вашей помощи.

Занятия в центрах раннего развития не только повысят интеллект, но и научат кроху адаптироваться к новым условиям: присутствию других детей, взрослых и педагога. Сегодня есть и специальные программы, направленные на адаптацию к детскому саду. А психологи предлагают тренинги, помогающие малышам “отпустить” маму. Конечно, такие подготовленные дети легче адаптируются и быстрее заводят новых друзей.
В садике ребенок вынужден постоянно контактировать с детьми, что поначалу будет утомительно для его психики.

Малыш становится частью определенного социума, накладывающего на него свои ограничения. Необходимо выстроить правильные отношения с ровесниками, а это ох как непросто! Ребенок должен делиться игрушками, ничего ни у кого не отнимая, но и не позволяя отбирать кубики или кукол у себя. Ему необходимо приучиться “не распускать руки” и улаживать конфликты мирным путем, не плача и не забиваясь в дальний угол, играть вместе с другими детьми. Даже самому маленькому человечку очень важно уверенно и комфортно чувствовать себя в группе. Кстати, психологи считают, что именно от успешного преодоления этого, раннего, этапа социализации зависит то, как мы будем в дальнейшем строить отношения в коллективе: в школе, институте, на работе. Поэтому еще до посещения детского сада важно не ограничивать кроху в общении со сверстниками.

Побольше гуляйте с малышом на детских площадках, где в общих детских песочницах и на горках ребятишки усваивают свои первые “заповеди”: не дерись, не отнимай, не толкай, поделись игрушками. Запишитесь в бассейн или в группу раннего развития, где также действуют общие для всех правила.

Главное — не старайтесь разрешить любое недоразумение, не вмешивайтесь при любом намеке на конфликт. Пусть ваш ребенок попробует сам отстоять свои права и выяснить отношения с друзьями — этот навык очень пригодится ему в садике.

Получив путевку в детский сад, узнайте, в группу какой воспитательницы попадет ваш малыш, и заранее познакомьтесь с ней. Понаблюдайте, как она разговаривает с детьми на прогулке, и спросите себя, нравится ли вам такой стиль общения, готовы ли вы доверить этому человеку вашего кроху. Ведь воспитательница скоро станет едва ли не самым близким взрослым для вашего малыша, разумеется, после вас и всех членов семьи. Вашему ребенку совершенно естественным образом будут прививаться жизненные принципы воспитательницы, поскольку большую часть времени малыш будет проводить именно под ее опекой. Если вас устраивает воспитательница и вы слышали о ней положительные отзывы от других родителей, поинтересуйтесь, какие требования она предъявляет к детям: возможно, она считает обязательным умение самостоятельно одеваться или заплетать косички. В таком случае вам стоит поднатаскать вашего ребенка в упомянутых навыках, чтобы у него не возникало конфликтов с педагогом.

Вначале воспитательница будет всего лишь “чужой тетей” для крохи. Сколько времени уйдет на привыкание к ней? Это зависит и от умения воспитательницы найти подход к каждому ребенку, и от темперамента малыша, его общительности и открытости миру.

Здесь также помогут походы в гости, посещения детских центров, различных кружков и секций, индивидуальные занятия с логопедом, психологом. Все это прекрасные возможности для приучения крохи к принципиально новой для него форме общения: воспитанник — воспитатель, ученик — педагог. И не стоит критиковать воспитателя. Если вы относитесь к нему с уважением и доверием, ребенок тоже наверняка проникнется этими чувствами. Еще одно условие успешной адаптации к садику — развитая речь вашего малыша. Ребенок должен быть в состоянии рассказать воспитателю о своих нуждах (“Мне холодно”, “Мне больно”). Кроме того, говорливый кроха сможет поделиться с вами своими впечатлениями от посещения садика, пожаловаться на несправедливость, похвастаться успехами. Если уже совсем невмоготу вашему малышу обстановка государственного садика, тогда можно малыша устроить в домашний детский сад.

Похожие записи:
Методика Глена Домана для гармоничного развития ребенка
Как мотивировать ребенка к учебе?
Разница в воспитании мальчиков и девочек
Дорогие читатели нашего сайта! Просьба внимательно перепроверять указанные майлы, поскольку мы каждый майл проверяем и комментарии с несуществующими майлами игнорируются.
6 комментариев
  1. Марина:

    После посещения детского учреждения сын пяти лет перевозбужден, кричит. Чем можно тормозить такую реакцию?

    • Многодетная мама:

      Если ребенок ходит в сад недавно, то это реакция адаптации, и если она длится не более двух месяцев, то это – норма. Предвестниками привыкания к детскому саду будут первые проблески его хорошего настроения дома, первые улыбки – как первые лучики солнышка после дождя.
      Если его повышенная возбужденность длится дольше, то надо выяснить: не подражает ли он кому либо из окружающих его детей (признак подражания – если такое поведение наблюдается менее одного часа).
      Если воспитатель говорит, что в садике ваш малыш «тише воды, ниже травы», а дома он «буянит» более одного часа, значит, в детском саду у него не все благополучно, на него что-то «давит». В этом случае хорошо бы получить консультацию психолога и, вероятно, даже поменять дошкольное учреждение.
      Можно давать мальчику травяные успокоительные средства, но только по совету с врачом и только неспиртовые растворы.

  2. Кира:

    Мой сын (5 лет) ходит в детский сад, и у него проблемы с дисциплиной. Он протестует против распорядка дня. Особенно трудно на занятиях — не хочет понимать, что надо делать то, что ему говорят, а не то, что ему хочется. Что делать, чтобы ребенок стал дисциплинированным?

    • Многодетная мама:

      Если занятия в саду неинтересные, то вполне понятно, почему сынок отказывается на них что-то делать. Дело не в том, что мальчик недисциплинированный (он вполне способен заниматься и быть дисциплинированным, когда ему интересно). Если вам в саду делают замечания по поводу сына, пропускайте их мимо ушей. Ребенку попытайтесь предложить игру, в которой ему необходимо вести себя в саду, как все. Например, игру в инопланетных шпионов. А учить быть организованным лучше во время тех занятий, которые сыну нравятся.

  3. Ольга:

    Дочери 2 года 1 месяц, и она начала посещать детский сад. Меня очень волнует вопрос ее общения с детьми: она постоянно в стороне, одна. Все ее ровесники уже пытаются играть вместе, а она предпочитает наблюдать, не вмешиваясь, хотя девочка она не из робких. Как научить ее общению со сверстниками?

    • Многодетная мама:

      В своей практике я достаточно часто сталкиваюсь с подобным беспокойством родителей и знаю, что это довольно распространенная ситуация. Во-первых, напомним общеизвестное: у каждого ребенка свой собственный темперамент, имеются некоторые уже сложившиеся черты характера, и, конечно же, не все дети адаптируются к общению со сверстниками одинаково. Важно то, насколько общение ребенка было замкнуто на взрослых до начала посещения детского сада, ведь в каждой семье своя ситуация. Кто составляет привычный домашний круг малыша? У одного в этом кругу ровесники представлены очень широко и являются, можно сказать, естественным фоном жизни ребенка, у другого, если вдуматься, опыта общения со сверстниками не было вообще. От характера таких контактов во многом зависит то, насколько ребенок чувствует себя травмированным, отправляясь в сад, и количество времени, которое ему нужно, чтобы просто освоиться. Готовность общаться со сверстниками зависит и от уверенности малыша в себе, и от ощущения своей умелости. Выход – это не стыдить, не увещевать ребенка, а ненавязчиво поддерживать все, даже самые малые, проявления его готовности наладить контакт с другими. Постарайтесь укрепить его уверенность в себе и своих силах (только не переборщите: слишком явные попытки с помощью комплиментов подтолкнуть ребенка к общению лишь снижают его уверенность). Помните, что даже в таком нежном возрасте представления детей и их родителей о том, что хорошо и достойно внимания, могут расходиться. Старайтесь поддерживать не только такие радующие вас качества, как послушание или аккуратность, но и то, что могут оценить именно сверстники вашего малыша, например, умение быстро бегать, ездить на велосипеде, активность, находчивость и т. п. Нужно также поддерживать доброжелательное отношение, интерес ребенка к другим детям, а вот критиковать их, явно или неявно транслировать свое недовольство ими не стоит. Так же, кстати, как и с другими взрослыми, поскольку родители для малыша -образец того, как нужно общаться с людьми, и любая наша невольная двойственность в отношениях к окружающим мешает ребенку искренне налаживать контакты, уверенно строить свои отношения с ними. Наконец, стоит помнить, что проделать за ребенка необходимую работу вы не сможете. Не стремитесь посредничать или искать дочке подходящего друга, не контролируйте ситуацию постоянно: этим можно лишь укрепить в ребенке чувство некомпетентности, совсем лишить его инициативы. В конечном счете ваша девочка должна приобрести свой собственный опыт и найти средства общения, поэтому стоит набраться терпения.

наверх