Главная » Воспитание и развитие ребенка » Игры в песочнице – как способ развития малыша

Игры в песочнице – как способ развития малыша

Внутриутробное развитие плодаВы задумывались когда-нибудь, почему ни один карапуз не может равнодушно пройти мимо песочницы? Возиться в песке — не просто каприз ребенка, а его обязательная потребность. Рыть ямки и насыпать горки крохе необходимо для того, чтобы его развитие — как физическое, так и интеллектуальное — шло нормально. Малыш не просто копается в песке — он строит. К полуторагодовалому возрасту крохотуля может стать уже настоящим песочным архитектором.

Предварительная подготовка к походу в песочницу необходима: надеваем песочники для малышей можно посмотреть современные модели песочников по этому адресу http://www.kidsvip.ru/catalog/211, кроме того нужно будет взять пакетик с игрушками для песочницы: совочек, ведерко, грабильки, машинки ну и т.д.

С помощью совочка и формочек ребенок создает свой, новый мир, пытаясь при этом понять и смоделировать все, что видит вокруг себя. Психологи и педагоги относят возню детей в детской песочнице, построение замков из кубиков, конструктора и пластилина к так называемым “строительным” играм. Они очень важны для развития крохи, пренебрегать ими, не придавать им должного значения нельзя ни в коем случае. “Строительство” хорошо тем, что сочетает в себе несколько традиционных игровых функций. Это развивает ребенка, дает ему возможность познавать мир, часто “строительные” игры подвижны и помогают расслабиться. Важность подобных занятий в том, что с их помощью малыш не просто изучает мир вокруг себя, но и делает это через собственное творчество. Когда он строит, он активен, его мозг, воображение, смекалка тренируются и развиваются.

Маленький “архитектор”.

Ребенок воспринимает все вокруг динамически. Малыш слишком мало знает об окружающих его предметах. Ему каждый день сообщают о них что-нибудь новое, чего он не знал раньше. Следовательно, детские представления о мире постоянно меняются, расширяются и усложняются. Поэтому лучшая игрушка для ребенка 1-2 лет — та, которую ваш маленький сможет все время изменять сам в соответствии со своими представлениями, фантазиями. Песок и другие “строительные” игрушки в данном случае идеальны, ведь им можно придать какую угодно форму, они допускают любое превращение. Понаблюдайте за ребенком в детской песочнице, вы увидите, как одна постройка постоянно сменяется другой. Малыш начал лепить домик, потом решил выкопать рядом бассейн. Затем крохе вдруг показалось, что домик похож на пароход — и вот уже архитектор занят кораблем. А тот вдруг превратился в завод, завод — в диван… Маленькая деталь — упавший с дерева в песочницу листик, оказавшийся рядом камешек, — и воображение начинает работать в новом направлении. Идея постройки формируется у ребенка в процессе работы. Конечный результат — дело второстепенное. Маленькому строителю интересна сама игра, он получает удовольствие от своего занятия. Получает малыш и много пользы. Копошась в песке, он не только тренирует фантазию, но и приобретает много ценных знаний о мире, в основном о физических свойствах различных материалов. Маленький человечек узнает, что песок желтоватого цвета, что он сыплется, что, если смочить его водой, можно будет из него лепить “куличики”. Камешки тверже, чем песок. Песком нельзя кидаться, когда им попадаешь в глаза, бывает больно. Маленькие строители получают первоначальные представления о простых геометрических фигурах и формах. К тому же игра с совочком, ведерком, формочками очень хорошо развивает моторику рук крохи, его осязание.

Взрослеем и — строим лучше.

Чем старше малыш, тем более сложны, красивы, совершенны его постройки. С возрастом ребенок все меньше интересуется песочницей, предпочитает более сложные игры — конструктор или кубики. Конечно, здесь родители должны быть очень осторожны. Лучше не давать такие игрушки раньше времени.

Полуторагодовалому карапузу покупать конструктор нельзя, ведь малыш может случайно проглотить какую-нибудь мелкую деталь. Есть конструкторы, которые не подходят даже для детей 3-4 лет.

  • Кубики, если на них нет легко отрывающихся наклеек, подарите крохе раньше, где-то с 2-2,5 лет. Впрочем, о возрасте малыша, которому можно купить данную игрушку, любой уважающий себя производитель детских товаров сообщает на упаковке.
  • Малыши 3-5 лет, в отличие от более младших детей, интересуются не только процессом стройки, но и ее результатом. Им важно построить именно дом, именно замок, именно пароходик. Они часто заранее придумывают, что за сооружение хотят создать, обдумывают, как это сделать. Дети теперь гораздо больше знают о мире, чем раньше. Они познают мир уже не столь динамично, как в самом начале жизни, зато подходят ко всему гораздо более пытливо. С этими изменениями в детской психологии связаны и те перемены, которые происходят в их играх.
  • Малыши в 1,5-2 года обычно строят свой домик-замок-пароходик в одиночку. Даже если несколько детей возятся с совочками в одной песочнице, каждый из них играет сам по себе. В голове каждого ребенка представление о том, что нужно строить, меняется слишком быстро, чтобы малыш мог поделиться своим замыслом с другими.
  • У карапуза 4 лет замысел определен с самого начала, поэтому ребенок такого возраста очень часто строит-играет вместе с другими детьми. Нередко строительная игра предшествует игре ролевой. Малыши строят домик, в котором они “будут жить”, школу, в которой “будут учиться”, копают яму для озера, в котором “будут плавать”. В этом смысле хорошо сделаны конструкторы типа LEGO: в них есть не только строительные детали, но и фигурки человечков и животных, которые будут жить в построенных домиках. “Строители” уже способны договориться, кто какую работу будет выполнять (кто строит “стены”, кто — “крышу”, кто копает яму для “бассейна”, кто украшает получившийся домик и т.д.). Конечно, четкого разделения труда не получается, и дети нередко ссорятся друг с другом и совсем забрасывают игру. Но главное, что они учатся общаться со своими ровесниками, учатся жить в обществе, как бы это громко ни звучало.

В процессе такой игры ребенок часто бывает должен объяснить, чего он хочет. Таким образом, развивается его речь, мышление, логика, тренируется смекалка. Не стоит думать, что малыш не занимается творчеством, если он играет-строит вместе с другими. Напротив, именно с 3 лет в “строительных” играх дети проявляют свой талант, свое умение видеть мир по-особенному, создавать нечто новое, ранее не существовавшее.

Участие родителей в развитии ребенка

Чем старше становится ребенок, тем больше растет в его играх значение родителей. Сейчас перед ними две очень важные задачи. Первая — заметить, что у малыша получается в игре лучше всего: нестандартно ставить стены, лепить или убеждать своих товарищей, что строить нужно именно то и именно так. Бывает, что уже в 3-4 года ярко проявляется художественный талант. Важно вовремя его заметить и начать развивать — заниматься с ребенком, а когда подрастет, отдать в художественную школу или записать в кружок лепки из глины. Но даже если особой гениальности не обнаружилось, расстраиваться не стоит. Если малыш строит с удовольствием, скорее всего, в школе у него не будет проблем с геометрией, рисованием и черчением. Кроме того, у него тренируется пространственное мышление. Вторая задача родителей — помочь ребенку творчески развиваться в игре. Иногда случается, что юный архитектор в течение долгого времени постоянно мастерит одно и то же. Это свидетельствует, что развитие творчества у ребенка затормозилось, он действует по шаблону. В такие моменты родителям нужно подсказать крохе новое решение, подать интересную идею. Но нельзя нарушать творческий настрой ребенка, бесцеремонно вмешиваться и на правах старшего навязывать мнение. Малыш должен придумывать и воплощать свою задумку свободно, не испытывая какого-либо давления. Дело родителей — помогать, подсказывать, “подкидывать” новые темы для воплощения. Изобретите оригинальный конструктор или кубики нового типа (нестандартные, состоящие из нескольких деталей и т.д.) вместе с ребенком. Пусть малыш сам изготовит эти детали из картона, бумаги или глины — детский интеллект получит отличный толчок для развития. В детской песочнице можно также изготовить детали, необходима лишь вода, формочки и фантазия.

Похожие записи:
Методика Глена Домана для гармоничного развития ребенка
Как мотивировать ребенка к учебе?
Разница в воспитании мальчиков и девочек
Дорогие читатели нашего сайта! Просьба внимательно перепроверять указанные майлы, поскольку мы каждый майл проверяем и комментарии с несуществующими майлами игнорируются.
2 комментария
  1. Neomax:

    Совершенно и полностью согласен с автором статьи. Песочницa – это замечательное занятие для малыша. Дети всегда с удовольствием копаются в песке, одновременно развивая в себе чувство прекрасного. Глина тоже хорошо, но мамы не любят глину.)))

  2. Раиль:

    Песочница – замечательное место для игр и совсем маленьких детишек и ребят постарше. Ничто лучше не развивает фантазию, как собственное творчество. Вспомните себя маленьким: какие дома, дворцы, дороги и мосты возводили вы в песочнице. Можно было провести в песке целый день, возводя какой-нибудь замок. Можно строить и перестраивать, постоянно улучшая свое творение. А как радуются совсем крохи, когда вылепят свой первый куличик! Одна проблема – кошки! Так что родители должны позаботиться о том, чтобы на ночь песочница закрывалась.

наверх