Главная » Воспитание и развитие ребенка » Методики обучения детей » Занятия по методике Монтессори: в чем преимущество?

Занятия по методике Монтессори: в чем преимущество?

Занятия по методике МонтессориВо-первых, при таком подходе наиболее ярко проявляется индивидуальность малыша. Не секрет, что неповторимый взгляд на мир, которым от рождения обладает каждый человек, теряется, если его подгоняют под «образовательный стандарт».
Во-вторых, удается сохранить естественное любопытство малыша, ведь маленьким детям интересно все вокруг. Если ребенок имеет возможность выбирать, чем заниматься, он никогда не выберет безделья – ведь это неинтересно!   Пассивность  в чем-либо – это скрытая форма протеста против насилия, не более. Оказывается, имея возможность выбирать, дети обычно предпочитают не играть, а заниматься настоящим, «взрослым» делом. Не отказывайте им в этом!

В-третьих, свобода дает ребенку возможность сосредоточиться на том, чем он занят. Ни один учитель
не смог бы добиться такого сконцентрированного внимания. Причем работа, выполняемая по принуждению или из чувства долга, быстро утомляет, та же, где движущим мотивом служит интерес, – никогда. Не случайно чаще преуспевают те люди, для кого привлекательна сама работа.

Предвижу опасения родителей: вдруг ребенок станет интересоваться только чем-то одним и в результате не   получит разностороннего развития? Ответ: имейте терпение, не торопите ребенка, и вы увидите, что малыш интересуется всем вокруг, но делает это последовательно, не спеша. Ваша задача – лишь вовремя предоставить ему «почву для размышлений», иными словами – создать подготовленную среду.

Наблюдая за детьми, Мария Монтессори заметила, что все они проходят через периоды особой восприимчивости к приобретению тех или иных знаний, умений и навыков (так называемые сензитивные периоды). Эти естественные этапы в развитии ребенка и использует методика Монтессори.

Например,   возраст  до трех лет здесь называют периодом порядка. Как выяснилось, именно в первые три года у человека закладываются привычки планировать свое время, ставить вещи на место и т.п. Зная об этом, что вы можете сделать, чтобы период порядка был использован на все сто?

  • Сделайте невысокие открытые полки для игрушек ребенок сможет сам брать нужные ему предметы, а потом ставить их на место. Оно должно быть постоянным! В результате малыш почувствует себя самостоятельным, а у вас отпадет необходимость убирать его игрушки.
  • Выделите место для других личных вещей ребенка (полотенца, зубной щетки, обуви и т.п.). А чтобы малыш лучше запомнил, где они лежат, отмечайте такие места (например, цветной ленточкой).
  • Дайте ребенку в личное пользование маленькую губку (должна умещаться в руке), маленький веник, тряпку, тазик, чтобы  малыш мог сам поддерживать чистоту в своей комнате.
  • Обсудите вместе с ребенком правила поведения: что делать можно, а что нельзя. «Нельзя» не должно быть много, ограничения должны быть четкими и ясными и соблюдаться всеми и всегда, без каких бы то ни было уступок. В таком случае малыш быстрее запомнит, как надо себя вести, и это не будет казаться ему ущемлением прав, наоборот, будет восприниматься естественно.
  • Если даже вы не строго придерживаетесь распорядка дня, попытайтесь разумно спланировать время     ребенка.

Именно в этом возрасте дети быстро привыкают к определенным действиям, например, делать по утрам зарядку и убираться в комнате. Такие привычки не помешают не только ребенку, но и маме с папой…

Большинство родителей этот период «упускает», считая, что ребенок еще слишком мал. Но в старшем возрасте те же самые привычки и навыки приобретаются   намного сложнее.

Период развития  речи длится всю жизнь. В течение первого года человек запоминает основной набор слов, с двух до трех лет – «проговаривает» то, что запомнил. Интерес к буквам обычно появляется в 3,5-4 года, попытки что-либо написать возникают в 4-4,5 года, а интерес к чтению – после 5 лет.

При этом надо учитывать, что малыш до полутора лет познает мир в основном через действие, движение, а с полутора до трех лет больше ориентирован на устную речь. Какой может быть помощь родителей?

  • Малышу до полутора лет давайте возможность спокойно «изучить» те предметы, которыми вы пользуетесь или о которых хотите ему рассказать, разрешите потрогать, пробовать «на зуб», ведь именно такое знание сейчас необходимо вашему ребенку.
  • Ребенка не должны окружать только игрушки, пусть он имеет доступ и к настоящим, «взрослым» вещам. Дайте ему возможность, например, стучать ложками или играть с кастрюлями, когда вы хлопочете на кухне.
  • С маленьким ребенком лучше говорить четкими, ясными предложениями, избегая слов «тот», «там», а стараясь называть предметы и действия.
  • Ребенку постарше давайте возможность проговорить новые слова, повторить знакомые. А главное, как можно больше общайтесь с ребенком – читайте вслух, рассказывайте, советуйтесь, обсуждайте увиденное и услышанное.
  • Сделайте «шершавые» буквы, разные по цвету и фактуре – ребенку легче будет их запомнить.
  • Период развития социальных манер начинается с 2,5 лет и длится до 6 лет. Ребенок в этом возрасте наиболее остро нуждается в общении со сверстниками и пытается утвердиться среди окружающих. Именно сейчас лучшее время для того, чтобы привести ребенка в детский сад. А для того, чтобы малыш чувствовал себя уверенно, немного помогите ему.
  • Первый шаг на пути к самостоятельности – умение обслуживать себя без вмешательства посторонних. Покупайте одежду, которую ребенок может надеть или снять сам (брюки с эластичным поясом, рубашки с большими пуговицами, свитера с широким воротом).
  • Дайте малышу возможность потренироваться дома с разными застежками (молния, кнопки, пуговицы).
  • Берите ребенка с собой в гости к родственникам, друзьям. Умение знакомиться, общаться с новыми людьми прихо дится ему еще не раз. Но делайте эти визиты короткими, чтобы малыш не очень уставал.
  • Водите ребенка в интересные места – на игровые площадки, в зоопарк, в детский театр. Обсуждайте с ним увиденное: это поможет научиться ясно выражать свои мысли, а кроме того совместные «выходы в свет» – еще один повод для родителей лучше узнать своего ребенка.

Мы остановились лишь на нескольких сензитивных периодах, в обеспечении «среды» для которых родителям принадлежит ведущая роль. Монтессори-педагоги не обходят вниманием и музыкальное развитие, развитие тактильного чувства, сенсорное развитие, обучение письму, чтению, математике.

Однако в домашней обстановке воспроизвести условия для этих занятий сложно – нужен специальный Монтессори-материал (кое-что вы видите на фотографиях).
Мария Монтессори была убеждена, что сензитивные периоды у каждого ребенка протекают по-своему.

Поэтому она дает лишь ориентиры, а как их использовать на практике – решать вам.

Если благодаря идеям Монтессори вы из воспитателя ребенка превратитесь в его помощника и, как одна знакомая мама, сможете сказать: «Я никак не воспитываю свою дочь, я вместе с ней живу», – значит, ваш труд не напрасен. Удачи!

Похожие записи:
Пальчиковые игры для малышей
Особенности уроков английского языка для детей по Скайпу
Развитие актерского мастерства у ребенка
Дорогие читатели нашего сайта! Просьба внимательно перепроверять указанные майлы, поскольку мы каждый майл проверяем и комментарии с несуществующими майлами игнорируются.
2 комментария
  1. Анастасия:

    Я планирую отдать своего малыша (3 года) в детский сад, который работает по системе Монтессори. Хотелось бы больше узнать об этой методике воспитания. Сможет ли она помочь ребенку развиваться гармонично?

    • Многодетная мама:

      Анастасия, система Монтессори названа в честь ее создателя — итальянского педагога-гуманиста Марии Монтессори.
      Главным отличием метода Монтессори от традиционной системы является отношение к ребенку как к уникальной, свободной, неповторимой личности. Метод использует специально организованную среду (тщательно разработанные дидактические материалы), которая соответствует естественным потребностям ребенка.
      Занимаясь по системе Монтессори, ребенок получает основу для формирования всесторонне развитой личности. Детям очень нравится посещать группы развития по Монтессори, а родители часто отмечают, что их крохи приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, самостоятельность и способность концентрироваться на своей работе. Мон-тессори-педагоги работают над тем, чтобы их подопечные приобрели хорошие навыки общения в социуме.
      Монтессори-метод формирует внутреннюю дисциплину, сознательное по-
      слушание, а также тренирует волю, чувство ответственности, трудолюбие и развивает интуицию.

наверх