Развитие речи ребенка до года
Прислушайтесь, как младенец, проснувшись утром, радостно лопочет. Его лепет еще совсем не похож на речь. Тем не менее, ребенок в данный момент ведет один из первых разговоров с самим собой. В семь-восемь месяцев он уже в состоянии воспроизводить ритм и мелодику речи, которую слышит каждый день. Иногда кажется, будто он задает себе вопросы и отвечает на них. Заговорите с малышом: он начнет гулить, агукать и активно двигать ручками и ножками, радуясь, что его наконец-то поняли.
До того времени, когда ребенок действительно начнет разговаривать, да и позже, ему необходимы внимательные родители, которые легко «переводят» его лепет. «Я тебя поняла. Ты хорошо выспался и радуешься новому дню», — такой может быть родительская трактовка этого разговора младенца с самим собой. Так они помогают ему понять, для чего нужен язык: чтобы общаться, задавать вопросы и получать ответы.
Упорядочение мыслей
Когда дети — к трем-четырем годам — в совершенстве овладевают речью, они превращаются в настоящих болтунов. Разговаривая сами с собой, проговаривая и обсуждая всевозможные бытовые ситуации, они пытаются понять взаимосвязи, существующие в их маленьком мире. При этом они часто используют фразы, которые слышат от родителей. Ребенок, например, собирается гулять, ему надо надеть ботинки. Задача трудная, решить проблему «про себя» невозможно, и он бормочет: «Нельзя выходить на улицу без ботинок. Куда они подевались?» С этими словами он ходит по прихожей и ищет пропажу. Надевая, приговаривает: «Смотри: правый ботинок — на правую ногу, левый ботинок — на левую ногу». Ребенок сам собой руководит и делает это так же, как делают родители. Если в разговоре он использует полные предложения, значит, скорее всего, находится еще в начале процесса обучения. Если он уже усвоил последовательность действий — сначала найти ботинки, потом надеть их, то отдает себе приказы в телеграфном стиле, бормочет что-нибудь непонятное или одевается молча. Подобная разновидность разговоров с самим собой к моменту поступления в школу становится все более редкой.
Избавление от душевных переживаний
Любой взрослый, будучи чем-то раздражен, испытывает облегчение, крепко выругавшись. В том числе и когда его никто не слышит. Человек выговорился — и ему стало легче, гнев почти прошел. Так же и с детьми. В разговорах с собой они избавляются от раздражения, когда чего-то не понимают, к примеру, ощущают несправедливость того, что родители больше внимания уделяют младшему братику. Можно услышать, как ребенок, бросая на пол своего плюшевого мишку, говорит: «Плохой, нехороший мальчик», имея в виду своего младшего брата. Такие экспрессивные разговоры-монологи важны для формирования эмоционального мира ребенка. Обычно в собеседники он выбирает себе друга, который всегда рядом — плюшевого мишку, куклу, или придумывает его. Родители беспокоятся, когда их ребенок разговаривает с воображаемым приятелем. Позвольте ему это и попытайтесь при случае прислушаться к тому, о чем он говорит. Не вмешивайтесь! Некоторые дети разговаривают перед сном, другие находят для этого возможность в течение дня: уходят в свою комнату, прячутся ото всех — и рассказывают воображаемому собеседнику о своих переживаниях, обидах, о своих желаниях. Иногда наказывают друга за то, что сами натворили, например, за опрокинутый стакан с соком, разрисованные обои, разбитую вазу… Такое поведение показывает, что он еще не в состоянии один нести всю ответственность за свои действия. Если ребенок хочет вовлечь вас в разговоры с таким другом, — это хорошо. Но не принуждайте его. Остерегайтесь грубых вторжений в личный мир маленького человека, в рамках которого происходит его нормальное психическое развитие. Такие разговоры с самим собой дают ему возможность изменять реальность в соответствии со своими желаниями.
Обретение уверенности в себе
Воздействие слова может оказаться губительным — неважно, сказано оно другому или себе. Если кто-то постоянно твердит: «Я не смогу этого сделать», «У меня не получится», «С этим мне никогда не справиться», «Другие делают это намного лучше», — в конечном счете он действительно потерпит неудачу.
Родители должны осознавать, какие слова произносят, разговаривая с детьми, даже если речь идет о привычных бытовых ситуациях. Слишком часто это бывают негативные высказывания: «Ты этого не поймешь», «Сколько можно повторять одно и то же!», «Бери пример со старшего брата!», «Какой ты неповоротливый и ленивый!», «С тобой одни неприятности!», «Ты постоянно треплешь мне нервы!»
Большинство взрослых по собственному опыту знают, насколько такие слова могут быть обидны. А ребенок будет повторять их в разговорах с собой и в конце концов придет к выводу: я плохой, меня не любят, я ни на что не годен.
Слова могут оказывать и положительное воздействие. Родителям, почувствовавшим неладное, следует сменить тональность общения, по-другому говорить с ребенком, а также, особенно в его присутствии, и между собой, чтобы давать ему положительный пример.
Делать это надо искренне, без фальши и экзальтации. Известно, что даже за трудную задачу легче браться со словами: «Я попытаюсь и сделаю все, что в моих силах», чем говоря себе: «С этим я никогда не справлюсь».
Если ребенок часто слышит от вас: «Какой ты хороший – просто молодец! Как здорово ты это смог сделать! Я тебя люблю», то он будет повторять именно эти слова в разговорах с собой.
Добрые пожелания будут оказывать на него положительное влияние. Слово — вещь нематериальная, но нельзя недооценивать его роль в формировании личности.
Как идет процесс развития речи?
0-3 месяца
Плач может звучать по-разному, в зависимости от того, чего хочет младенец. Звуки – обычно гласные.
4-6 месяцев
Можно расслышать первые согласные звуки: м, б, к.
7-9 месяцев
Младенец лопочет сам с собой, в незнакомом окружении ведет себя заметно тише.
10-12 месяцев
У младенца уже есть собственные названия для определенных вещей, и он хорошо владеет языком жестов.
13-15 месяцев
Ребенок выговаривает первые слова, уже понятные взрослым.
16-18 месяцев
Предложения пока что состоят из одного слова, но развитие речи идет бурным темпом.
19-21 месяц
Чаще произносятся предложения из двух слов, ребенок употребляет слова «мое», «меня».
22-24 месяца
Предложения состоят из трех, четырех слов. Ребенок употребляет местоимение «я».
До двух с половиной лет
Ребенок выражает свои чувства: я устал, мне весело, я хочу есть. Примерно треть его слов трудно разобрать.
До трех лет
Начинается время вопроса «почему».
3-4 года
Многие дети разговаривают весь день, некоторые произносят при этом свыше 10 тысяч слов, для убедительности часто повторяя их.
Похожие записи:
3 комментария
Нашей дочке Стефании 2,5 месяца. К этому возрасту малышка уже умеет говорить «агу» и не только.
С самого рождения мы с женой понемногу учим кроху петь. Мы пришли к выводу, что это поможет ей быстрее научиться говорить.
Самое интересное, когда мы ей поем, она нам по-разному подпевает! Если поем песенки со словами, доченька подпевает, пытаясь произнести слова. Если поем без слов («а-а-а», «ля-ля-ля», гамму вверх и вниз в тональности до мажор, арпеджио, опевание основных тонов), дочь подпевает, пытаясь произнести слоги нараспев. Больше всего дочке нравится, когда мы именно пропеваем простые слова («мама», «папа», «баба», «мяу» и др.).
А также каждый вечер мы читаем малышке книжку. И неважно, взрослая она или детская. Важно читать с выражением, тогда она заинтересовывается и продолжает слушать достаточно долго, радуясь, что ей лично активно уделяют время родители. В последний вечер внимания Стефании хватило на полторы главы «Фараона» Пруса.
Мы верим, что у нашей любимой и единственной дочки будет музыкальный слух, а книга станет для нее лучшим подарком.
В словарном запасе моей дочери всего 5 слов, и за последние месяцы она не сказала ни одного нового слова. Нормально ли это, ведь ей уже 1 год и 11 месяцев?
Важно, что ваша девочка уже начала говорить и произносить некоторые слова, хотя и в небольшом объеме. Это исключает вероятность первичных нарушений речевого развития, требующих обязательного вмешательства невропатолога.
Заметное увеличение словарного запаса и способность строить короткие фразы у девочек (отличающихся чуть более быстрыми темпами речевого развития) проявляется в норме от 2 до 2,5 лет, хотя возрастной разброс бывает иногда существенным.
Поскольку ваша дочка еще не достигла этого возраста, возможно, речь идет лишь об индивидуальных особенностях ее развития.
Хотелось бы тем не менее напомнить, что в формировании речи ребенка решающую роль играет общение с ним родителей, и в первую очередь мамы. Чем больше
она разговаривает с ребенком, читает, рассказывает сказки, тем быстрее и заметнее происходит наращивание речевых способностей (конечно, если нет различного рода нарушений медицинского характера).
Вместе с тем известны случаи, когда трудности в освоении речи были связаны, скорее, со слишком интенсивной обучающей средой, которая оказывала тормозящее воздействие на ребенка.
Иногда можно встретиться с явлением так называемой «вторичной» (после того как ребенок уже начал говорить) задержкой речи. Это может быть связано с целым рядом причин психологического плана, прежде всего со стрессами. Оценить ситуацию объективно поможет опытный семейный психотерапевт. Кроме того, всегда полезна консультация логопеда.