Подготовка ребенка к школе

После вашей радости за повзрослевшего ребенка и первого в его жизни школьного звонка, вы окончательно поймете степень готовности малыша к школьной жизни. Конечно, вам бы хотелось, чтобы ребенок,  вел себя уверенно в новой для него обстановке и сразу же начал делать успехи в учебе, но к сожалению, одного вашего желания, в этом трудном деле не достаточно.

Существует несколько показателей, степени подготовки ребенка к школе:

  • Хорошая память, логическое мышление, развитая мелкая моторика – показывают степень интеллектуальной готовности малыша.
  • Тяга ребенка к новым знаниям, концентрация внимания на каком-либо предмете и умение контролировать свои эмоции – показывают его эмоциональную зрелость.
  • Желание общаться и строить отношения с другими людьми, способность приобретать новые навыки, говорят о том, что будущий школьник, социально готов к обучению.

Развитые дети

Развитие интеллекта ребенка, включает в себя несколько ступеней. В первую очередь, это конечно степень развития самого интеллекта. Ребенку необходимо иметь представление об окружающем его мире, а также иметь навыки ориентирования в нем. Чтобы все это понять, вы должны поговорить с ребенком и выяснить, может ли он ответить на такие важные для первоклашки вопросы как:

  • Его имя, фамилия и отчество
  • Сколько ему лет и сколько будет на следующий год
  • Имя и фамилия его родителей
  • Кем они работают
  • Почему, в таком месте как школа, нельзя шуметь
  • Для чего там стоят парты, звенит звонок и висит доска

Ваш малыш, должен давать полные и четкие ответы на эти вопросы, к примеру: Имя моего папы Алексей, работает он в больнице врачом. Я, с мамой и папой живу на улице Грибоедова 6, квартира 20, в Москве. Желательно, чтобы у малыша были понятия о счете, буквах и чтении. Если он ходил в детский садик, то, скорее всего, эти начальные знания у него есть.

У ребенка, должна хорошо работать логика, при беседе с родителями или педагогом, ему необходимо понимать поставленные перед ним задачи. Также очень важно, чтобы он мог сосредоточиться на них и затем выполнить. Не беда, если у малыша, не получиться сделать задание, самое главное, чтобы он логически размышлял.

Предложите будущему школьнику, в игровой форме ответить на такие вопросы:

  • Каким одним словом, можно назвать ромашку, розу и гвоздику (цветы) или же июнь, июль и август (месяцы или лето).
  • Какие времена года ты знаешь?
  • Когда ты ложишься спать – утром или вечером?
  • Вечером обедают или ужинают?
  • Какие цвета ты знаешь?
  • У тебя есть игрушки красного цвета?
  • Сколько у крыльев у птиц?
  • Кто меньше кошка или мышка?
  • Что делает строитель, учитель и пекарь?
  • Каких насекомых ты знаешь? А животных?
  • Сколько лапок у собачки?

Словарный запас ребенка к школьному возрасту, должен быть довольно богатым. Послушайте, как он разговаривает, употребляет ли он в своей речи сложные предложения или же строит простые фразы. Как часто вы слышите от него прилагательные? В различных методиках развития дошкольников, есть такие задания, как сочинение рассказов по каким-либо иллюстрациям, малышам эти упражнения очень нравятся, так как помимо того, что они  описывают изображенное, им предоставляется возможность пофантазировать.

Во время выполнения заданий по выявлению уровня знаний ребенка, необходимо помнить о том, что все занятия, должны проходить в форме игры, не представляйте их, как нечто обязательное и сложное. Если малыш устал, сразу же прекращайте, продолжить можно и на другой день.

Эмоциональность и социальность ребенка

Эти два понятия, неразрывно связаны друг с другом. Ваш ребенок не дождется когда пойдет в школу – это хороший показатель, но еще, ему необходимо быть эмоционально устойчивым и уметь быстро привыкать к новой социальной обстановке, это поможет малышу, быстро привыкнуть к школьным правилам.

Для того чтобы, выявить степень социального и эмоционального состояния своего ребенка, ответьте на такие вопросы:

  • Как он взаимодействует с детьми в детском саду или во дворе.
  • Способен ли малыш, слушать вас и других взрослых, внимательно и не перебивая.
  • Как он ведет себя дома: находится в приподнятом настроении или наоборот, хнычет и говорит, что ему скучно.
  • Может ли он, без вас, заняться рисованием или лепкой.
  • Следует ли правилам в играх.
  • Научился ли он, делиться с друзьями, своими игрушками или сладостями.
  • Сидит ли он спокойно, хотя бы минут 20.
  • Проявляет ли ребенок интерес, к чему-то новому.
  • Не отвлекается ли он по пустякам, когда вы ему читаете, или что-то рассказываете.

Если вы можете дать положительные ответы на эти вопросы, то, скорее всего, ваш ребенок и эмоционально и социально готов идти в школу. Но необходимо учесть некоторые моменты: мамы,  у которых растут будущие школьницы, вероятнее всего, ответят положительно, а вот мамы будущих школьников, не всегда ответят «да», так как мальчишки, психически и физически, созревают несколько позже девочек. Они труднее привыкают к новым условиям и менее усидчивы, поэтому им, перед походом в школу, нужно по максимуму наиграться.

Подготовка ребенка к школе, включает в себя и беседу учителя с дошкольником. И наверняка, он ему предложит пройти три простых теста, приведенных ниже. Сделайте их дома, со своим малышом и при этом не забывайте, что они все-таки не являются главными показателями, а всего лишь показывают общее развитие ребенка.

Действуем!

 Помогите своему ребенку, научиться логически мыслить. Лучше всего это сделать в виде игр, например в шашки, шахматы или карты, где необходимо думать и учиться разрабатывать стратегию. Как можно чаще читайте и не только книги научно-популярной направленности, помните о всевозможных сказках, которые развивают память младших школьников и воображение, а также учат постепенно осваиваться в социуме. Можно заняться сочинением сказочных историй, это способствует развитию творчества у детей.

Заботьтесь о здоровье своего ребенка, это ему очень необходимо, в виду того, что сегодня, школьные нагрузки  довольно высоки. Перед тем, как ваш карапуз пойдет в школу, он пройдет медицинскую комиссию и врачи посоветуют вам, на что обратить особое внимание. Но не рассчитывайте полностью на них, лучше всего, сами закаляйте и развивайте своего ребенка.

Пусть он занимается в какой-нибудь спортивной секции, благо выбор спортивной секции очень разнообразен. Для развития физических качеств, ребенку будет достаточно, ходить туда раза два в неделю. Перед вами стоит задача не ставить рекорды, а добиться того, чтобы малыш был крепким и здоровым.

Развивайте детскую самостоятельность. Ребенок должен уметь быстро завязать шнурки, без помощи взрослых справиться с курточкой и обязательно (!) уметь обслужить себя в туалете.

А теперь приведу тесты, о которых шла речь выше.

Примерные тесты для подготовишек

1-е задание

Положите перед ним чистый лист бумаги и карандаш. Попросите его скопировать написанное вами предложение. Вы можете написать любую фразу из трех слов, содержащую примерно тот же объем букв. Например: “Он ел суп”, “Он ехал домой”.

2-е задание

После выполнения этого задания попросите его скопировать точки, нарисованные вами; точки должны располагаться в следующем порядке:

*

* * *

* * *

* * *

3-е задание

Выполнение последнего задания — рисунок человека включает в себя множество трактовок — от эмоционального состояния ребенка до уровня его агрессии, но нам не нужно развернутое толкование.

4-е задание

Попросите ребенка нарисовать человечка, какого сам захочет! Если малыш начнет задавать уточняющие вопросы, например кого именно мне нарисовать или что должен делать мой человечек, постарайтесь ответить неопределенно, уклончиво.

На голове должны быть изображены волосы или какой-нибудь головной убор. Кроме того, четко должны быть обозначены глаза, нос, рот и уши. На руках — кисти с пятью пальцами.

Анализируем результат

1-е задание

1 балл (самый лучший результат) — копирование букв, максимально приближенное к оригиналу. Также должна быть видна (выделена) заглавная буква. Все буквы должны быть четко связаны в слова, и между ними хорошо просматривается пробел.

2 балла ребенок наберет, если буквы будут разборчивы, а вот размер букв и соблюдение горизонтальной строки не учитываются!

3 балла — видно, что в предложении три слова, и разборчиво написаны хотя бы несколько букв.

4 балла — каракули.

2-е задание

1 балл получит ребенок, который практически точно скопировал предложенный рисунок точек. Допустимо лишь незначительное отклонение одной точки от строки и колонки. Размер рисунка может быть чуть меньше или чуть больше предложенного оригинала, но не более чем вдвое.

2 балла — все то же самое, что и за 1 балл, но отклонение от строки или колонки может быть у 2-3 точек.

3 балла — если рисунок в принципе соответствует образцу, но в нем не соблюдено количество точек и размеры рисунка. Кстати, ребенок может развернуть рисунок.

4 балла — рисунок может состоять из линий или изображать просто каракули.

3-е задание.

Обратите свое внимание на следующее: 1 балл наберет малыш, который нарисовал человечка с туловищем, головой, руками, ногами и шеей. Голова должна быть пропорциональной и не превышать своими размерами остальные части тела (то же относится к рукам и ногам).

2 балла — практически все то же самое. Допускается отсутствие трех деталей — например: нос, палец руки, волосы или ухо.

3 балла — нарисованный человечек имеет конечности (лучше объемные, а не нарисованные в виде палочек), голову и туловище. Могут отсутствовать одежда и волосы.

4 балла — самая примитивная  фигура или вообще непонятные каракули. Могут быть изображены только руки или только ноги, нарисованные в виде палочек.

Подсчитаем баллы

3-6 баллов — значит, у ребенка высокая степень готовности к школе.

7-9 баллов, полученные равномерно во всех трех заданиях, означают, что ваш ребенок вышел на уровень средней степени и в принципе также готов к обучению. Осталось немного поработать.

10-12 баллов — повод обратиться к детскому психологу, чтобы поточнее разобраться в причинах отставания в психофизическом развитии.

—————————————————————
В общеобразовательной школе №43 г.Симферополя– информационные технологии также внедрены и в медицинском кабинете. Создана и используется база данных мед. карточек школьников, в компьютере фиксируется каждое обращение ребенка.

Похожие записи:
Пальчиковые игры для малышей
Особенности уроков английского языка для детей по Скайпу
Развитие актерского мастерства у ребенка
Дорогие читатели нашего сайта! Просьба внимательно перепроверять указанные майлы, поскольку мы каждый майл проверяем и комментарии с несуществующими майлами игнорируются.
4 комментария
  1. Ася:

    Моему сыну в сентябре еще не будет семи лет. Я никогда не хотела отдавать его в школу раньше, чем положено по возрасту. Теперь я в растерянности. Переход школ на программу 1-4, 12-летнее образование… Большинство ровесников моего сына 1 сентября идут в школу. Как мне правильно поступить в этой ситуации?

    • Многодетная мама:

      В ответ на этот вопрос я хочу дать самые общие рекомендации, следовать которым могут все родители, решающие вопрос о поступлении ребенка в школу.
      Прежде всего нужно грамотно и всесторонне оценить психологическую готовность ребенка. Физический возраст – не единственный и не самый главный критерий. Судя по вашему письму, ваш сын не собирался идти в школу в наступающем учебном году – также, как и вы не собирались его туда отдавать. Поэтому если вы намерены изменить свое решение, придется за очень короткий срок переориентировать и ребенка. Сделать это нужно очень осторожно. Необходимо так задавать вопросы и приводить такие аргументы, чтобы мальчик сам захотел пойти в школу.
      Но прежде чем разговаривать с ребенком, вы сами должны принять твердое решение. Возможно, вам понадобится помощь психолога. Его можно найти в детских консультативных центрах, которые есть в каждом районе, либо в школе, куда вы собираетесь.
      Если это сложно, посоветуйтесь с психоневрологом, логопедом – эти специалисты есть в районных поликлиниках. Если ваш ребенок ходит в сад, проконсультируйтесь у методиста детского сада.
      Специалисты должны помочь вам оценить:
      1. Способность ребенка к обучению.
      2. Уровень развития некоторых форм мышления.
      3. Уровень развития речи.
      4. Объем и структуру памяти.
      5. Возможности произвольной концентрации внимания.
      6. Уровень развития мелкой моторики.
      7. Уровень социализации.
      При этом не надо забывать и об уровне физического развития ребенка. Надо учитывать наличие тех или иных заболеваний (близорукость, аденоиды, нарушения осанки, повышенное внутричерепное давление, вегето-сосудистая дистония, ослабленный иммунитет и т.п.).
      Оценив ребенка по этим критериям, вы сможете сделать выводы, верные для вашей ситуации.

  2. Нина:

    Как подготовить ребенка к школе? В крупных городах есть детские сады, работающие по специальным программам, а в таком городке, как наш, о прогрессивных методиках почти ничего не известно. А ведь нам тоже хочется, чтобы наши дети росли «современными»!

    • Многодетная мама:

      Чтобы подготовить ребенка к школе, не нужно специальных программ. Напротив, обычная государственная программа детского сада абсолютно подходит для этой цели, а «продвинутые» методики порой излишне перегружают ребенка информацией в то время, когда он еще не готов к обучению.
      Родителям достаточно понять одно: из мира безграничной любви, полного принятия (семьи) малыш попадет в другой, в котором придется жить, подчиняясь общим законам (школу). Из среды иг-
      ровой приходит в среду учебную, к которой надо приспособиться. Что для этого нужно?
      1) Научиться учитывать правила.
      Помогут в этом игры «по правилам» со сверстниками (в детском саду, во дворе – прятки, салочки, «колдунчики», казаки- разбойники и т.д.). Играя, дети постоянно меняются ролями. У ребенка, который «не наигрался», не выработана произвольность – так психологи называют способность действовать по образцу в соответствии с правилами.
      2) Знать окружающий его мир. Систематизировать знания вам поможет серия книг «Окружающий мир». Хотя это можно запросто делать и без всяких пособий. Ребенок должен к первому классу знать окружающие его предметы и уметь их классифицировать, например: ель, сосна, береза ~ деревья, ель и сосна – хвойные, а береза – лиственное; должен знать, сколько месяцев и сезонов в году и какой месяц к какому времени года относится; знать животных и уметь их делить на диких и домашних и др.
      Согласитесь, что возможностей для изучения окружающего мира в маленьком городе или селе не меньше, чем в крупных городах. А когда малыш
      будет хорошо ориентироваться в окружающем его мире, школьные знания наложатся на эти первичные без труда.
      3) Иметь положительную внутреннюю мотивацию к обучению. Она складывается из желания учиться и понимания, для чего все-таки существует школа и для чего нужны получаемые там знания. Часто дети идут в школу с удовольствием, но мотивация у них чисто внешняя: «Мне купят новый портфель. Я буду взрослым. У меня будут книжки в обложках, как у брата…».
      Создать ребенку положительный настрой и объяснить ему, что он переходит из одного мира (где он главный, центральный персонаж) в другой (тот, в котором он станет одним из многих) -одна из непростых задач, которые стоят перед родителями при подготовке ребенка к школе. Согласитесь: прогрессивные методики здесь – не главное.

наверх