Главная » Воспитание и развитие ребенка » Как научить ребенка играть самостоятельно?

Как научить ребенка играть самостоятельно?

Как научить ребенка играть самостоятельно?Случается, мы откликаемся на просьбу малыша и послушно строим замки из кубиков и угощаем понарошку пластмассовых пупсов… Но рано или поздно в ответ на призывы: «Поиграй со мной!» каждый родитель изрекает: «Ах, ну займись чем-нибудь! Поиграй САМ!» А как научить ребенка играть самостоятельно?
Задача не так проста. Прежде всего стоит разобраться, для чего вам это надо? Опасаетесь, что малыш, не умеющий занять себя сам, подрастая, окажется несамостоятельным и в других аспектах жизни? Определенная связь между этими явлениями существует.

Кроха, способный проявлять фантазию, придумать сюжет своей игры и умеющий сосредотачиваться на его развитии, будет менее зависим и скорее проявит креативные качества в реальной жизни, чем ребенок, привыкший, что его развлекают день и ночь.

Но, возможно, рассуждая о пользе самостоятельной игры детей, мы просто хотим высвободить себе минуту-другую? Что ж, вполне законное желание. Но тогда будьте готовы к тому, что вам предстоит затратить определенное количество времени и сил, чтобы научить ребенка играть самостоятельно. И на первых порах вам придется несколько труднее, чем в то время, когда вы просто развлекали кроху игрой. Вы готовы уделить ребенку чуть больше внимания? Тогда попробуйте выполнить несложные правила, и результат не замедлит сказаться.

  • Поощряйте исследовательский интерес малыша. Позволяйте ему открывать, залезать, доставать. Мы частенько одергиваем ребенка и ограничиваем его любознательность, заботясь о собственных интересах.

Как же! Дотянется до книжной полки — все содержимое мигом окажется на полу. Доберется до ящиков с одеждой — опять придется наводить порядок. И в результате сын или дочка потихоньку отучаются проявлять самостоятельность в играх. И меняют позицию активного исследователя мира на место пассивного наблюдателя.

  • Если вы хотите поощрять самостоятельность ребенка в играх — дайте ему возможность занять себя игрушками, которые позволяют играть одному. Излюбленные дочки-матери, как и любые другие ролевые игры, предполагающие участие двух и более человек, категорически не годятся. Своеобразными «тренажерами самостоятельности» могут стать кубики и мозаика для самых маленьких, разнообразные конструкторы, в том числе lego, состоящие из множества частей для детей постарше, а также игрушки, которые, строго говоря, таковыми вовсе не являются. Например, почти все малыши в возрасте около года проявляют искренний интерес к настоящей кухонной посуде. Маленькие кастрюльки чудесным образом засовываются в большие, закрываются крышечками. Да еще изумительно гремят! Постарайтесь исключить из вашего лексикона фразу: «Это тебе не игрушка!» Дитя воспринимает предметы окружающего мира иначе, чем вы. Кроха познает мир в игре, потому функциональные и привычные для вас вещи для него — самые интересные развивающие и интерактивные игрушки. Остается только смириться с этим и постараться разумно провести границу безопасности и дозволенности. Согласитесь, предлагать в качестве игрушки дорогой мобильник чревато неприятными последствиями для телефона, а забавы с острыми предметами угрожают жизни малыша.
  • Игре с «самостоятельными» игрушками тоже нужно обучать. И подбирать их по возрасту. К примеру, конструктор, который состоит из очень мелких деталей, не следует давать малышу до 2-3 лет. Велика вероятность того, что он отправит их прямиком в рот. А сложный пазл, который вы сами с трудом собираете, скорее рассердит ребенка, чем принесет радость. Но даже если игрушка для самостоятельной игры выбрана вами с учетом возрастных и индивидуальных особенностей малыша, будьте готовы потратить свое время на то, чтобы показать, как именно следует обращаться с новинкой. Пусть первый раз крепость из кубиков будет построена под вашим руководством. Завтра вы сможете трудиться рядом, возводя каждый свою постройку. А вскоре кроха-зодчий создаст свой шедевр абсолютно самостоятельно. Никогда не отказывайте ребенку в помощи, но и не навязывайте ее.

Постарайтесь исключить из лексикона категоричные фразы: «Смотри, как надо», «У тебя не получится!» и т.д. А подойдут слова: «Давай попробуем вот так…», «Молодец, ты почти справился! Осталось лишь…»
И, конечно, находите время полюбоваться собранной из «Лего» машиной или картиной из цветного песка.

  • Развивайте воображение ребенка. Игра — процесс творческий, в основе которого лежит развертывание сюжета. Своим созданием он обязан работе воображения. Чем оно богаче, тем сложнее, увлекательнее для крохи игра. Если вы направите усилия на развитие этой психической функции, малыш не будет испытывать затруднений, гадая, чем бы заняться. Он сможет с легкостью придумывать сюжеты для игры, используя совершенно неожиданные предметы. Мой старший сын в 4 года обожал строить дом для лягушек из кирпичей, скрепляя их грязью. И занимался этим, пребывая в убеждении, что зимой лягушки воспользуются плодами его труда.
Похожие записи:
Методика Глена Домана для гармоничного развития ребенка
Как мотивировать ребенка к учебе?
Разница в воспитании мальчиков и девочек
Дорогие читатели нашего сайта! Просьба внимательно перепроверять указанные майлы, поскольку мы каждый майл проверяем и комментарии с несуществующими майлами игнорируются.
5 комментариев
  1. ВладимирОчень созвучно:

    Спасибо “Многодетной маме” за разъяснения. Очень созвучно с моим виденьем ситуации. С удовольствием прочел для жены.

  2. Ольга:

    Мой сын (1 год, 5 мес.) никак не хочет играть один. Чем можно занять малыша, чтобы он какое-то время проводил самостоятельно?

    • Многодетная мама:

      Ваш ребенок еще очень мал, и ждать от него некой сознательной самостоятельной активности рановато. Его так называемый «внешний план действий» (тот, что позволяет нам видеть себя и свои действия со стороны, соотносить их с какими-то целями) только формируется, поэтому пока речь может идти только о способности малыша спокойно заниматься чем-то неподалеку от вас или же побыть одному (в соседней комнате с открытой дверью). Для начала вы должны быть уверены, что ребенок получает от вас необходимую ему долю внимания и не поймет ваше стремление развивать его самостоятельность как желание избежать общения с ним. У малыша обязательно должно быть время, чтобы поиграть с вами, какие-то ежедневные совместные занятия. С другой стороны, родителям важно избежать и другой крайности – чрезмерной тревоги за ребенка, стремления установить над ним полный контроль. Нередко малыш не хочет играть сам, когда жизнь его проходит в условиях несколько большей, чем было бы разумно, опеки: родители по любому поводу берут его на руки, слишком тревожатся за его безопасность, не позволяя ему, к примеру, ползать по полу, исследовать различные предметы и т. п. Такая тревога может передаваться и ребенку, лишая его уверенности в себе. Поэтому, чтобы согласиться побыть немного одному, малышу прежде всего необходимо чувствовать вашу уверенность и спокойствие. Самый простой способ – найти себе не просто какое-нибудь, но действительно важное для вас дело, объяснив при этом малышу необходимость им заняться. Уверенность в важности дела лишит вас невольного чувства вины и страха за «одиночество» ребенка. Начать можно с того, чтобы оставить неподалеку от места своих занятий некоторое количество безопасных предметов и игрушек и подвести к ним ребенка, предварительно рассказав про свои дела (тут важно не столько его понимание, сколько само объяснение). Никаких рецептов по поводу конкретных игрушек для самостоятельных занятий нет, хотя очевидно, что, если малыш увлечется каким-то движущимся предметом, возможностью что-то разобрать, шанс того, что время пролетит незаметно, повышается. И, конечно, не нужно вступать с ребенком в борьбу, сердиться на него или выталкивать за дверь. Ведите себя спокойно и доброжелательно, хотя и решительно. Ведь речь не о том, чтобы создать малышу стресс из-за резкого перехода от постоянного тесного общения к «разрыву», а об открытии новых для него возможностей. Первое время не оставляйте ребенка надолго. Минут через 10-15 (если малыш позвал вас) можно присесть рядом с ним на колени (но не беря его на руки), похвалить его игру и то, как он замечательно играет сам, и вновь вернуться к своим занятиям.

  3. Светлана:

    В последнее время стала замечать, что сын совсем не хочет играть один, видимо, привык, что я его «союзник» в любых играх. Меня это немного тяготит. Ведь я должна успевать делать хотя бы половину домашних дел, так как сын ложится вечером поздно, где-то в 23.30, да и я к этому времени уже валюсь с ног. Днем он спит по 1-1,5 часа.

    • Многодетная мама:

      Для того чтобы приучить ребенка проводить хотя бы некоторое время в одиночестве, вам придется запастись спокойствием и терпением. Ведь если до этого ваше общение с малышом было очень тесным, то сразу начать жить по новым правилам будет непросто, причем не только ему, но и вам. Для начала точно распишите свой «график» на день – в нем обязательно должно быть отведено время для совместных игр с малышом, но также и время для ваших собственных дел. Определите те свои занятия, которые вам важно сделать самой и обозначьте это как время самостоятельной игры малыша. Вначале оно может быть совсем небольшим -15 минут. Приготовьте игрушки, подведите к ним сына и объясните, что сейчас вам нужно сделать несколько важных дел, а он может поиграть сам. Скорее всего, он не поймет значение выражения «важные дела». Это не страшно. Главное – ваша уверенная интонация. Можно для начала разложить игрушки в другой части комнаты (кухни), где находитесь и вы сами. Важно, чтобы малыш постепенно приучался существовать в параллельной плоскости. Объясните сыну, что вы рядом и что он всегда может прийти посмотреть на вас. На попытки привлечь вас к игре спокойно отвечайте, что сможете поиграть с ним позже (обязательно скажите когда и сдержите слово).
      Постепенно отодвигайте игрушки от места своего пребывания подальше и увеличивайте продолжительность такой игры, давая малышу почувствовать, что играть самому безопасно и тоже интересно. Не беспокойтесь и не оглядывайтесь на сына каждую минуту: чем увереннее будете вы, тем быстрее он поверит в свои возможности. При этом стоит иметь в виду, что если вы постоянно играли с малышом, то организовать «связную» игру самому ему будет непросто, тем более что для сложных игр ваш сын еще мал. Но они и не обязательны в этом возрасте, достаточно, чтобы он просто сам начал предпринимать какие-то действия – исследовать окружающие предметы и свои игрушки, ползать. Будьте готовы к тому, что малыш испачкается или что-нибудь сломает из игрушек – это нормально, более того, полезно. Иногда для того, чтобы умение играть самостоятельно закрепилось, необходимо время. Не забудьте только позаботиться о том, чтобы место для игры было безопасным, иначе ваше беспокойство не даст вам справиться с этой задачей.

наверх