Главная » Здоровье малыша » Как вылечить заикание у ребенка?

Как вылечить заикание у ребенка?

как вылечить заикание у ребенкаПо свидетельству историков, блестящий оратор древности Демосфен страдал тяжелейшим заиканием. Его речевые судороги бы ли настолько сильны, что даже отражались на жестах. Плюс типичный для заикающегося характер – будущий оратор был слишком впечатлителен и робок, не уверен в себе и в своем неровном голосе.
Но у внешне беспомощного человека обнаружилась необыкновенная сила воли. Начал он с того, что заказал огромное зеркало и стал тщательно изучать свое поведение. Это помогло ему разработать целую систему речевых упражнений.

Демосфен догадался, что правильность речи во многом зависит от правильного дыхания, и для его развития взбирался на крутые подъемы, громко декламировал стихи и пел. Во время своих «логопедических занятий» он держал во рту камешки, считая, что так развивается сила и координация мышц речевого аппарата. Для того чтобы победить свою робость перед людьми, упрямец выходил к морю, и долгие часы только волны слышали его голос. Он представлял себе, что перед ним – море людское, неспокойная, шумная толпа.

Потом, уже став знаменитым оратором, Демосфен не оставлял занятий. Готовясь к выступлению, он до мельчайших подробностей продумывал каждую фразу и каждый жест. Один из самых уважаемых людей Греции слишком хорошо помнил свой прежний страх перед собеседником, жгучее желание высказаться и досаду от того, что его усилия напрасны…

К концу двадцатого века стало ясно: нет «сверхсредств», излечивающих заикание сразу и навсегда, так как в возникновении сбоев темпа и ритма речи первостепенную роль играют нарушения нервных процессов в коре головного мозга.

Логопеды в своей практике выделяют две формы заикания – невротическое и неврозоподобное. Первое может развиться из-за внезапной психической травмы (испуг, разлука с родителями) или длительной ситуации, травмирующей психику ребенка (неправильное воспитание, конфликтные отношения в семье). Способствуют возникновению заикания перегрузка малыша информацией в период интенсивного развития речи, чрезмерная требовательность родителей, наличие в окружении ребенка человека с заиканием. У таких детей нередки ночное недержание мочи, страхи, нарушения сна, общая раздражительность и неуравновешенность. Временами речь ребенка становится почти нормальной, но бывают и периоды значительного ухудшения. Неврозоподобное заикание развивается постепенно, на фоне последствий поражения центральной нервной системы, без связи с психической травмой. Часто оно исчезает с развитием активного словаря детей. Признак такого заикания – ярко выраженная судорожность речи с тикообразными сокращениями мышц лица, шеи, рук.

Но классификация эта больше нужна врачам. Родителям же важно знать: чем раньше начато комплексное лечение заикания, тем лучше и стабильнее будут результаты. И для этого нужен хороший детский сад. (Познакомиться с перечнем логопедических детских садов вы можете в районном или городском департаменте образования.)

Сейчас большинство логопедических детских садов занимаются по методике С.А. Мироновой, которая может применяться с самого раннего возраста – с момента обнаружения дефекта и предполагает активное исправление заикания на всех занятиях. И рисование, и лепка, и музыка, и физкультура направлены на выполнение одной задачи – обучение ребенка правильной речи. Кроме дыхательных и голосовых упражнений, упражнений на расслабление большое место отводится знакомству ребенка с окружающим миром, воспитанию самостоятельности и развитию творческих способностей.

Очень широко используется основной вид деятельности ребенка – игра. Замечено, что малыши в игре почти не заикаются. В игровых ситуациях, предложенных взрослыми, логопеды (а дома – родители) общаются с детьми на равных, как бы живут в игре.

Давно доказано, что становление речи тесно связано с владением рукой. Поэтому в детских садах, занимающихся по методике Мироновой, так много упражнений, развивающих пальчики ребенка, занятий с конструкторами и пластилином.

Специальная подготовка к школе во многом облегчает адаптацию выпускников детского сада и помогает избежать рецидивов заикания в очень сложный период привыкания ребенка к новым условиям. Завоевывает популярность и «Методика устойчивой нормализации речи» Л. З. Арутюнян (Андроновой). Эта методика была создана для взрослых и потом адаптирована к детскому возрасту, поэтому занимаются по ней только с детьми 5-6 лет. Основа метода Арутюнян – синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки: рука ребенка воспроизводит ритмико-интонационный рисунок произносимой фразы. Рука как бы «ведет» за собой речь, «берет на себя ответственность» за правильность речи, снижая фиксированность ребенка на самом акте речи. Благодаря этому заикающийся может говорить, как все нормально говорящие люди, думая прежде всего о смысле высказывания.

Последователи этой методики большое значение придают сознательному стремлению к выздоровлению. Для этого на первом этапе они заостряют внимание ребенка на недостатке. Кроме того, детей учат приемам расслабления и самоконтроля. Программа общеобразовательных занятий такая же, как в обычных детских садах.

Существует еще несколько методик излечения заикания, но у всех один общий путь – путь кропотливой и упорной работы над речью.

Огромная часть этой работы лежит на плечах мам и пап, бабушек и дедушек Без их труда даже самая удачная методика не принесет результатов. Для заикающегося ребенка очень важна спокойная, доброжелательная обстановка в семье, бодрое и жизнерадостное настроение, отвлекающее малыша от его дефекта, режим дня и рациональное питание. Это связано с тем, что систематическое чередование разных видов деятельности, определенный ритм жизни способствуют облегчению работы высших отделов нервной системы и всего организма в целом.

В режим заикающегося ребенка родители обязательно должны включать закаливающие процедуры и занятия спортом. Особенно хороши плавание и солнечные ванны (но не «поджаривание» на солнце!).

Прекрасно, если малыш увлеченно занимается музыкой, собирает камушки или «киндеры», рисует или лепит.

Для заикающегося ребенка очень важно знать, что он что-то умеет делать хорошо, может быть, лучше всех.

Еще ему важно знать, что при усердии у него может получиться любое задуманное дело, что он все может делать сам, без помощи взрослых. При этом он должен быть уверен, что если ему потребуется помощь, она обязательно будет.

Одно из самых важных условий излечения от заикания – выполнение всех домашних заданий и рекомендаций логопеда.

Похожие записи:
Температура у ребенка после прививки. Что делать?
Эффективное промывание миндалин у детей
Аллергия на ногах у ребенка: как она выглядит и как лечить?
Дорогие читатели нашего сайта! Просьба внимательно перепроверять указанные майлы, поскольку мы каждый майл проверяем и комментарии с несуществующими майлами игнорируются.

наверх