Главная » Воспитание и развитие ребенка » Развитие самостоятельности у детей

Развитие самостоятельности у детей

То, чего родители ждали с таким нетерпением, теперь почему-то втайне их даже огорчает: у малыша вдруг появились стремление к независимости и собственная воля.
Жить с двухгодовалым малышом непросто. Ребенок начинает восставать против установленных родителями порядков.
Его стремление к независимости резко возрастает, он отваживается самостоятельно вторгаться в незнакомый ему мир, готов все потрогать, все перепробовать. И проявляет при этом тем большую смелость, чем больше он обрел на первом году жизни чувства безопасности и глубокого доверия к родителям.

Однако эта готовность действовать может быстро пройти, если родители не будут поддерживать его «свободоустремлений».

Искусство воспитания состоит в том, чтобы отыскать правильную пропорцию отношения: дать ребенку чувство защищенности и вместе с тем позволить ему становиться самостоятельным.
Стремясь к независимости, ребенок в то же время не хочет отдаляться от мамы с папой. В его поведении в этот период много противоречий. С одной стороны, дети в возрасте от одного до трех лет буквально рвутся в бой, стремятся делать все самостоятельно, а с другой — все еще цепляются за мамину юбку.
Обязательно наблюдайте за поведением ребенка. Обычно подаваемые им сигналы очевидны. Если вы берете ребенка на руки, а он бурно противится этому, значит, ему хочется чего-то другого.

Некоторые правила, знание и соблюдение которых снимает многие проблемы

  •  Отпустите малыша на волю. Когда малыш пошел ножками, ему хочется уйти. Отбежать, повернуться, улыбнуться, побежать дальше — все это, как ничто другое, свидетельствует о его стремлении проявить самостоятельность. Ребенок хочет узнать самого себя, свое «я», поэтому не надо неусыпно следить за каждым его шагом. От синяка или маленькой шишки вреда меньше, чем от постоянного контроля.
  •  Не ограничивайте любопытного. На втором году жизни ребенок хочет со всем ознакомиться, причем самостоятельно. Нажимает каждую кнопку, открывает каждую дверь, выдвигает ящички. Вместо того чтобы все запрещать, лучше сделать недоступным для малыша то, что ему трогать запрещено. Если он каждый раз будет слышать только слово «нельзя», то, во-первых, он станет пропускать ваши призывы мимо ушей, а во-вторых, все больше будет подавляться его инициатива.
  •  Требования должны быть понятны. При всем стремлении ребенка быть самостоятельным, он еще слишком мал для этого, поэтому нужны разумные и понятные ему ограничения и запреты. И вера в то, что родители все делают правильно. Ничто так не разрушает доверия, как постоянно меняющиеся правила. Если же ребенок вытворяет все что ему угодно, то это уже не самостоятельность, а распущенность.
  •  Помогайте там, где нужна помощь. Ребенок не становится самостоятельным вдруг. Развитие его происходит постепенно, довольно длительное время. Сначала родители показывают ребенку, как пользоваться зубной щеткой, потом выдавливают зубную пасту на его щетку, потом держат щетку, пока ребенок сам сдавливает тюбик, и, наконец, ребенок чистит зубы самостоятельно.

У каждого ребенка свой темп развития. Если бы родители жили на необитаемом острове, то у них, наверное, не было бы никаких проблем. Они, конечно, спокойно ждали бы, пока малыш научится обходиться без подгузников, не просыпаться ночью или пользоваться вилкой. Но зачастую родители слишком многого требуют от своего ребенка или недооценивают его способности.

Что следует знать родителям?

К двум годам пора прекратить кормление с ложечки. Ребенок в этом возрасте нуждается в близости родителей, чтобы чувствовать себя защищенным, но он больше не хочет, чтобы его кормили из ложечки, хочет есть и пить самостоятельно. Если же родители продолжают кормить его, потому что, например, боятся, что он все вокруг перепачкает, то и возникает противоборство из-за еды, которое может длиться годами. Не надо слишком рано приучать ребенка к горшку. Многие родители начинают этим заниматься, когда ребенок до этого еще не созрел. Понятно, что надоели бесконечная стирка, смена подгузников, но тем самым родители еще больше отдаляют то время, когда малыш сможет обходиться без подгузников. Приучение к горшку вообще имеет смысл только в том случае, если ребенок научился контролировать сфинктер. Обычно это происходит примерно к концу второго года жизни, когда ребенок сам начинает проситься в туалет. У девочек это обычно происходит чуть раньше, они быстрее мальчиков приучаются к опрятности. К четырем годам большинство детей уже обходятся без подгузников.

Продолжительный ночной сон. На втором году жизни потребность в сне у детей заметно уменьшается, многие малыши спят меньше и днем. Чем несамостоятельнее ребенок, тем дольше приходится ждать того времени, когда он не будет просыпаться посреди ночи. Если днем его постоянно окружают чрезмерной заботой, ни на минуту не оставляют одного, он и ночью не захочет оставаться без общества. Ходить, бегать, ездить. Если ребенок уже умеет хорошо ходить и бегать, он может осваивать езду на трехколесном велосипеде. Тем не менее потребуется еще какое-то время, прежде чем ребенок полностью освоит новое средство передвижения. Для этого нужна способность ориентироваться, которая у двухгодовалого ребенка обычно еще не выработалась. Когда он жмет на педали, то забывает о руле и налетает на что-либо или падает. Надо не оставлять его без присмотра и по возможности снабдить шлемом. К концу третьего года жизни малыш уже становится достаточно ловким, чтобы одновременно нажимать на педали и рулить.

Как научить ребенка играть самостоятельно?

В полтора-два года ребенок уже может иногда поиграть один. И не бросайтесь к нему, как только он начинает хныкать. Когда он находится с другими детьми, например на игровой площадке, то в состоянии обходиться без матери или отца более длительное время. Пусть мама сидит на скамейке и присматривает, а не бегает за ним по пятам. Именно потому, что мама недалеко, ребенок ведет себя более смело.

На третьем году жизни возрастает интерес к обществу других детей, но пока что они играют скорее всего не вместе, а рядом друг с другом. В два года ребенок не соглашается отдавать другому свою любимую игрушку, в три года дети уже могут довольно хорошо играть вместе и даже иногда обмениваться игрушками. Кстати, слишком много игрушек очень мешает, так как малыш перескакивает от одной игры к другой. Познание собственной личности. Обычно к середине или концу третьего года жизни ребенок, говоря о себе, начинает употреблять местоимение «я», а не только свое имя. Это — громадный шаг вперед в его развитии.

Ребенок выработал представление о самом себе, способен отделить себя от других. Он преодолел языковую путаницу, ведь когда взрослые говорят о себе, то употребляют слово «я», а обращаясь к ребенку, говорят «ты» или называют его по имени. Поэтому для ребенка было бы логично говорить о себе «ты» — так же, как он употребляет свое имя.

Параллельно происходит также развитие интеллекта, если родители поддерживают стремление ребенка к самостоятельности. Вместо того чтобы всегда делать только то, чего хотят от него другие, ребенок будет сам решать, чего он хочет. И со временем он придет к тому, что вы пытаетесь сейчас в нем воспитать: «Я сам в ответе за свои поступки».

Похожие записи:
Методика Глена Домана для гармоничного развития ребенка
Как мотивировать ребенка к учебе?
Разница в воспитании мальчиков и девочек
Дорогие читатели нашего сайта! Просьба внимательно перепроверять указанные майлы, поскольку мы каждый майл проверяем и комментарии с несуществующими майлами игнорируются.

наверх