Влияние музыки на детей

Как нам, взрослым, любящим и знающим классическую музыку, да вообще хорошую музыку,  хочется приоткрыть этот чудесный мир для своих детей. Как мы мечтаем, чтобы они понимали и воспринимали ее так же естественно, как слова…
Приобщая ребенка к миру музыки, многие родители слушают музыкальные произведения вместе с детьми не только дома, в записи, но и в концертных залах. Внимая своей любимой музыке, взрослые думают, что дети, подражая им, постепенно привыкнут и сами придут к хорошей классической музыке.
Кажется, что это верный и хороший путь. Но мне вспоминается один эпизод из моей жизни. У нас в доме всегда звучала классическая музыка, причем не только из-за моей профессии. Мы устраивали музыкальные вечера, прослушивали вместе с друзьями пластинки, играли в ансамбле. И я думала, что ребенок проникнется музыкой, сам разберется в этом огромном мире и откроет для себя радость общения с музыкой. Конечно же, у моего малыша были записи песенок, музыкальных сказок, которые он слушал с большим интересом, но мне хотелось поскорее начать знакомить его с серьезными произведениями. В четыре года я повела его на концерт, где исполнялись сонаты Бетховена — «Патетическая», «Лунная» и «Аппассионата». Мне казалось, что ребенок уже подготовлен для восприятия такой музыки — яркой, образной, имеющей название, которое помогает понять содержание.
Что же произошло на концерте? Мой сын слушал музыку 3—4 минуты, затем начал ерзать и вертеться, стал невнимательным, а потом… просто заснул в кресле.
Тогда я поняла: ребенок не может быть сосредоточен на восприятии музыки дольше этих нескольких минут, а образы «Патетической», «Лунной» и «Аппассионаты» — трагические, лирические, возвышенные — не могут захватить ребенка в четыре года на долгое время. Да и вообще, понятны ли они? И сейчас, когда я вижу совсем маленьких слушателей даже на дневных концертах с программой, адресованной детям (например «Ученик Чародея» Дюка), мне жалко и ребятишек, и их родителей. Конечно, необходимо слушать музыку в живом исполнении и в концертных залах, но лучше всего начинать посещать концерты с детьми среднего и старшего возраста (нельзя точно сказать, с какого именно, — это индивидуально, но, примерно, с шести-семи лет). А как же быть с детьми трех-четырех лет? Как и что слушать им?

Погремушка с менуэтом Баха

Существует мнение, что ребенок воспринимает музыку, еще находясь в утробе матери, поэтому считается, что беременным женщинам полезно слушать красивую музыку, смотреть на прекрасные картины, окружать себя изящными предметами, получать только положительные эмоции — все это благоприятно отразится на будущем ребенке. Наверное, трудно с этим не согласиться.
Я знаю, что некоторые мамочки кормят своих грудных детей под звуки классической музыки, и это только на пользу младенцам. Нужно отметить, что в настоящее время для детей пяти-шестмесяцев выпускают не просто игрушки-погремушки, которые ребенок может рассматривать, лежа в кроватке, и которыми может погреметь. Теперь эти игрушки не гремят, а воспроизводят, как правило, очень известные мелодии, например, менуэты Баха или пьесы Моцарта. Это хорошо, что с младенчества ребенка окружают прекрасные мелодии.
Совсем недавно я с умилением наблюдала, как трехлетний ребенок принес в подарок шестимесячному подобную звучащую игрушку. Маленький гость с нетерпением ожидал, когда можно будет открыть коробку, посмотреть и услышать свой подарок. Как зачарованный слушал он мелодию Баха, повторяющуюся бесконечное количество раз. Трехлетнего ребенка привлекла именно эта игрушка, хотя рядом была другая, издававшая какие-то гудящие и свистящие звуки.
Вообще, очень интересно наблюдать за детьми, когда они заняты играми. Кажется, они целиком и полностью поглощены своим делом, но при этом ухитряются все замечать и слышать. Я знаю, что многие родители (да и я сама тоже) включают классическую музыку во время игр детей. И что удивительно: малыши слышат ее и запоминают. Помню, как мой ребенок, собирая какую-то очередную металлическую конструкцию, напевал услышанную ранее Хабанеру из оперы Бизе «Кармен». Думаю, можно привести много примеров такого рода. Но это все произвольное слушание музыки. Как же научить слушать ее всерьез? Ведь слушать музыку — это занятие, требующее определенных усилий, напряжения, если хотите, труда!

Как звучит… кенгуру?

Рассматривая картинки в книжках, ребенок получает первые представления об окружающем мире. Родители показывают ему животных и говорят: «Вот лошадь, вот корова, вот курица, вот петух». Как мы радуемся, когда начинающий говорить ребенок, повторяет: «Му-му, ко-ко-ко». Мы покупаем ему целый игрушечный зоопарк, чтобы малыш мог представить себе этих зверей, их образ жизни и условия существования, мог рассмотреть и поиграть с ними. Прогулка же по настоящему зоопарку с мамой и папой останется в памяти ребенка незабываемым, поистине праздничным событием. И вот тут-то наступает самый благоприятный момент, чтобы послушать музыку Сен-Санса. «Карнавал животных» — произведение, в котором каждая пьеса создает яркие, почти зримые образы: то это гордые львы, то суетливые куры и петухи, то тяжеловесные танцующие слоны, то медлительные, никуда не торопящиеся черепахи: «И куда спешить тому, кто всегда в своем дому».
Каждый раз, когда я слушаю музыку Сен-Санса, вспоминаю строчки Маршака из стихотворения «Детки в клетке», которые еще больше усиливают впечатление от музыки.
«Карнавал животных» Сен-Санса — довольно большое сочинение, звучащее примерно 20 минут. За один раз с ребенком можно прослушать одну или две пьесы — как понравится, как захочется. Главное, чтобы малышу захотелось услышать следующие пьесы: и про кенгуру, и про упрямых ослов, и про рыбок, и, конечно же, про лебедя — знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь». Слушая это произведение, можно заранее сказать ребенку, как называется каждая пьеса, а можно не называть их, а загадать ему звучащую загадку: «Кто изображен?» Запоминающиеся образы этой музыки создаются благодаря оркестровому звучанию, что очень важно: именно в оркестровом звучании лучше всего начинать слушать музыку с ребенком.
И вот после всего — рассматривания книжек, игры в зоопарк, чтения стихов, слушания музыки — можно сделать вместе с ребенком зверушку (из пластилина, из бумаги и т. п.) – героя (или героев) «Карнавала животных», а можно придумать какую-нибудь историю или сказку.
Оказывается, можно не только нарисовать или слепить животное, но и изобразить его звуками. И заметить, что музыка про черепах — медленная, а про антилоп — быстрая, про львов — громкая, а про кукушку — тихая. А заодно зададим вопрос и приоткроем секрет: почему и как мы поняли, что эта пьеса про птиц («Птичник») — не только потому, что звуки высокие, но еще по какому-то особому звучанию, по особому голосу (тембру — это слово пока не говорим детям), который принадлежит удивительному инструменту — флейте. Хорошо бы посмотреть на этот инструмент, хотя бы на картинке. Но можно и специально пойти в Музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки, а там своими глазами увидеть и услышать и флейту, и многие другие инструменты. Это первая ступенька слушания и анализа музыки.
Что же получилось? Ребенок слушал музыку — цель достигнута. Мы выбрали понятную ему тему (мир животных), поговорили, почитали об этом, увидели своими глазами и, незаметно для малыша, подготовили его к восприятию музыки. Мы, взрослые, выстроили весь материал, но все время играли с ребенком и естественно и без напряжения провели важное занятие — слушание музыки.

Через сказку к музыке

От взрослого, ведущего ребенка в мир звуков, требуется умение эмоционально воздействовать на детей, настроить их на восприятие музыкального произведения. Для этого нужны и знания, и умения, и актерское мастерство. Очень важно, чтобы предварительная беседа была яркой, образной, увлекательной. Необходимо заинтересовать детей, что-то недосказать, задать вопрос, ответ на который будет найден только в процессе слушания.
Слушая музыку с детьми, мы формируем их восприятие. На первых порах мы просто говорим, что это звучит весело, а то – грустно. Вначале мы даем определения музыке, подобно тому, как даем названия предметам. И только постепенно, с приобретением жизненного опыта, знаний, развития речи, наши дети учатся слышать в музыке многое другое.
Мир сказок – вот кладезь мудрости, где дети черпают свой первоначальный жизненный опыт. Есть много хороших музыкальных сказок, которые малыши могут слушать без устали. Чудесная, проверенная временем сказка с музыкой Гладкова «Как Черепаха и Львенок пели песенку», удивительно простая и добрая. На примере этой сказки можно показать детям, как одну и ту же песенку с одинаковыми почти словами разные герои поют по-разному. Песенка Черепахи – важная и вальяжная, уверенная и спокойная, слегка ленивая, а песенка Львенка звучит беззаботно, простодушно, ребячливо, задиристо. Мы ищем и даем определения музыке, отвечаем на вопрос: какая это музыка? У детей еще мал словарный запас. Пусть сначала ребенок только повторяет за взрослым – затем, когда появятся слова, он удивит вас своими рассуждениями о музыке.
Песенка Черепахи и Львенка проста, много раз повторяется в сказке, легко запоминается. Так и хочется самим петь и за Черепаху, и за Львенка. Можно спеть, распределив роли – получится импровизированный спектакль.
Мы не только слушаем сказку в записи, смотрим мультфильм, но и читаем ее в книжке с картинками, пересказываем текст и поем песенку. Такой всесторонний подход к сказке развивает детей, они замечают отличия музыкальной версии от мультфильма и от первоначального книжного варианта. Дети учатся сравнивать, находят отличия, объясняют, почему герой изображен такими средствами. Ребенку приходится все время осуществлять различные логические операции – сравнивать, объединять, обобщать. Кроме того, у малыша расширяется кругозор, развивается речь, воображение, формируется образное восприятие и мышление, возникает желание творчески проявить себя.
Ребенок растет, теперь он уже слушает сказки Пушкина. Как же, прочитав про город на острове, Белку в хрустальном доме, не послушать симфонический эпизод из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»? Какой захватывающий процесс – прочитать о чудном городе, рассмотреть иллюстрации, увидеть нарисованные купола и услышать колокольный звон, песенку Белки. С помощью родителей и по-своему ярко рассказать о богатырях, услышать плеск набегающих волн, а затем, уже по-настоящему, дать волю фантазии – сделать «ель перед дворцом», «затейницу Белку» и многое другое.
Музыка незаметно входит в жизнь наших детей и становится неотъемлемой частью их жизни. Они слышат музыку так же часто, как и человеческую речь. Слушание музыки является как бы продолжением речи о предмете (сказке, герое). Взрослые должны подготовить восприятие детей, опираясь на знания ребенка об окружающем мире, на образную сферу, понятную и близкую малышам (сказки, мир фантазии, природа, животные). Слушание музыки включается в процесс игры как основной вид деятельности ребенка. Игровые ситуации стимулируют непроизвольное запоминание, вызывают у детей интерес и активность.
Музыкальное воспитание ребенка является частью его общего развития. В воспитании детей все связано: знакомство с окружающим миром, развитие речи, слушание музыки, ритмика, изобразительные искусства. Желание дать ребенку эстетическое образование требует от родителей большой продуманной подготовительной работы и терпения.

Похожие записи:
Пальчиковые игры для малышей
Особенности уроков английского языка для детей по Скайпу
Развитие актерского мастерства у ребенка
Дорогие читатели нашего сайта! Просьба внимательно перепроверять указанные майлы, поскольку мы каждый майл проверяем и комментарии с несуществующими майлами игнорируются.
1 комментарий
  1. Татьяна:

    Знакомство моей дочки с музыкой началось еще во время беременности. Каждый день вместо городского шума я слушала радио.
    С рождением ребенка наши уроки продолжились. Ни одно из важных событий жизни не обходилось без музыкального сопровождения! Сейчас дочке 10 месяцев, и она засыпает самостоятельно под любимые песни.
    Я распечатала фотографии музыкальных инструментов. Когда я ей показываю какой-либо инструмент и проговариваю его название, звучит определенная музыка. Теперь Олесенька сама узнает, показывает пальчиком на фотографию звучащего инструмента и почти никогда не ошибается.
    Может быть, моя малышка и не станет музыкантом, но я надеюсь, что любовь к музыкальному искусству принесет ей гармонию.
    Музыка способна творить чудеса и даже вылечить от заикания. Плохо говорящий малыш может спеть гораздо больше слов, чем сказать.

наверх