Как научить ребенка играть?
Детская игра — не только приятное времяпрепровождение. Это и обучение, и серьезный труд. Учить ребенка играть необходимо родителям с первых дней жизни. Поскольку благодаря играм ребенок развивается физически, эмоционально и интеллектуально. Ведь малыш не просто одевает куклу, делает куличи из песка или бегает по квартире — он делает это с различными чувствами и эмоциями, которые рождаются и стимулируются в процессе игры. Помимо того, игра помогает приобретать собственный жизненный опыт и необходимые в жизни навыки. Малыш начинает играть почти сразу после рождения. Сначала, лежа в кроватке, он с любопытством разглядывает висящие над ним погремушки. Позже с восторгом пытается засунуть в рот фигурку мишки или пластиковое кольцо — они так «вкусно» выглядят! Когда любящие родители с нежностью касаются щечки карапуза или же ласково трогают его крохотный носик, сами о том не подозревая, учат малыша сенсомоторной игре. Кроха мгновенно схватывает правила игры и реагирует на прикосновения — улыбкой, на щекотку пяточек — гулением или счастливым смехом.
Итак, начало положено, малыш недавно родился, а уже стал играть и учиться! Забавы малышей условно делятся на четыре группы.
Развивающие игры для самых маленьких
Действия с различными предметами – основной вид игры в раннем детстве. Кроха узнает различные качества и свойства предметов самым простым и доступным ему образом — трогая их, бросая, сжимая пальчиками, пробуя на вкус. Такое представление о вещах и предметах формирует основы образного мышления малыша и является незаменимым опытом для дальнейшего развития ребенка.
Игры-упражнения для детей
Именно они порой изумляют родителей. Кроха может десять раз забираться на лестницу или полчаса бестолково (как нам кажется) ползать под столом и стульями, играя в… Во что? Для чего малыши это делают и что познавательного или полезного в подобных действиях? Все это ребенок проделывает с одной целью — познавать мир. Карапузу просто необходимо выяснить, что будет с горкой, если он поднимется и спустится с нее много раз (она останется такой же или изменится)? А может быть, произойдет что-то новое и необычное? Иногда кроха совершает свои эксперименты (залезть, забраться, протиснуться, проползти) ради какой-то определенной цели, например очутиться в интересном месте или дотянуться до нужного предмета. Но зачастую сами эти действия так поражают малыша необычностью, новизной эмоций или остротой ощущений, что захватывают его целиком, заставляя забыть о задуманном ранее. Игры-упражнения полезны еще и тем, что формируют у крохи пока несовершенные двигательные навыки и способствуют общему физическому развитию. Вы в очередной раз наблюдаете, как малыш, сопя от удовольствия и замирая от восторга, залезает на диван, чтобы потом с визгом и смехом спрыгнуть вниз? Значит, пришло время купить либо сделать самим детский спортивный комплекс. Ребенок будет счастлив, да и диван не пострадает! Не забудьте о безопасности: ни при каких обстоятельствах не оставляйте кроху наедине со спортивными снарядами.
Мелкая моторика у детей
Любознательность малышей не знает границ. Они могут подолгу разглядывать разные предметы. Крошки хлеба, ниточки, камешки, пуговицы, шнурки. Но одним пассивным осмотром вещей дело не ограничивается. Кроха пытается взять их в руки, повертеть, переложить на другое место, соединить друг с другом. Так происходит тренировка моторных способностей, формирование ручных навыков. Иначе говоря, малыш развивает свои крохотные и пока не очень умелые пальчики.
Совершенствованию мелкой моторики крохи способствует множество игр и упражнений: строительство песочных куличиков, собирание пирамидки, лепка из глины и пластилина, рисование, игры с мячом и кубиками.
Сюжетные игры для детей
В сюжетные игры учить детей не нужно, они начинают играть в 1,5-2 года. Подрастая, ребенок постепенно переходит к сюжетным играм — кормит и укладывает спать куклу (или любимую фиолетовую собачку), строит гараж либо подметает пол крошечным веником. И пусть действия крохи неуклюжи и беспорядочны, со временем он научится сам планировать игру и придумывать новые повороты сюжета. Ну а пока помогите ему освоить неизвестный мир.
Играем вместе с детьми
Иногда взрослые ошибочно полагают, что не надо вмешиваться, когда ребенок чем-то увлечен. Но именно в процессе игры можно научить ребенка многим вещам: общаться, дружить, сопереживать, отличать добро от зла или же отвечать за свои поступки…
Мир не перевернется, если мы на время окунемся в детство, самозабвенно поиграем в куклы или машинки для мальчика. Наградой за то нам станет счастливый детский смех и благодарность ребенка. Не знаете, как играть с малышом? Вспоминайте!
- Какие забавы увлекали вас в детстве? Одни с удовольствием играли в дочки-матери, другим нравилось сооружать дом из подушек или устраивать настоящие баталии с солдатиками. Такой экскурс в прошлое, несомненно, поможет оживить давно забытые ощущения и вызовет желание передать эти эмоции малышу и вместе пережить их заново.
- Дети не терпят фальши, и малыша вряд ли заинтересует игра, если он увидит, что вы не увлечены ею. Окунитесь с головой в придуманный сюжет, и ребенок тут же заразится вашим настроением. Обоюдное удовольствие гарантировано!
- Начните действо с игрушки, к которой кроха привязан. Придумайте вместе имя для куклы или плюшевой собачки и предложите ребенку пофантазировать, что бы этой игрушке сейчас больше всего хотелось? Может быть, куклу нужно покормить и уложить спать? Или же Маша хочет сходить в гости к своим друзьям? Малыш либо согласится, либо предложит свой ход.
- Следите за настроением ребенка. Если малыш заскучал, возможно, стоит несколько разнообразить сюжет. Или, наоборот, при излишнем эмоциональном возбуждении крохи перевести игру в более спокойное русло, избежав тем самым психического перенапряжения карапуза.
- Не стоит слишком усложнять игру и требовать от малыша выполнения каких-то действий. Возможно, у крохи пока не получается правильно одеть-раздеть куклу или накормить ее кашей. Не заставляйте ребенка снова и снова повторять это. Эффект, скорее всего, будет обратным. Просто покажите, как правильно делать то или это, а повторите все в следующий раз.
- Не стремитесь сделать игру реалистичной. Если кроха утверждает, что его волшебный слон умеет летать и мяукать, не нужно разубеждать. Сюжетная игра для малыша — это новый сказочный мир, где можно вволю пофантазировать.