Главная » Воспитание и развитие ребенка » Считалки для детей – основа договорных отношений

Считалки для детей – основа договорных отношений

Считалки для детейВместе с эпохой дворов от нас ушла общая игра. А ведь она учила договариваться, соблюдать единые для всех правила, действовать в рамках определенной роли. Сегодняшние дети этого не умеют. Не только домашние, но и садовские, которые всю свою дошкольную молодость провели в коллективе и, казалось бы, должны были научиться договариваться.

Но они не научились. Почему? Да потому, что боясь, «как бы чего не вышло», взрослые целыми днями зорко за ними следят, не оставляя детишкам ни секунды свободного времени. С ранних ногтей новые поколения усваивают, что ими должен управлять не какой-нибудь самозванец-выдвиженец, а взрослый. Это правильно и законно. Если же взрослого рядом нет или если он не проявляет желания управлять детскими народными массами, само подрастающее поколение сделать ничего не может.

Приходят, например, без пяти минут выпускники детского сада на занятия по развитию речи в библиотеку.

Психолог предлагает им пустить по кругу мяч, при каждом броске называя свое имя. Не тут-то было! У шести-семилетних юношей и девушек ничего не получается, хотя за несколько минут до этого они успешно справлялись с аналогичным заданием – во время самопредставления бросали мяч тете-психологу.
Дальше еще интереснее.

Стали вместе строить домик. Что получилось? В то время, как один строит стену, другой у него из фундамента вытаскивает кубики, чтобы строить ту же самую стену. Столкнувшись с таким положением дел, психолог предложила домик сломать, полагая, что энергия разрушения группу хотя бы немного сплотит. Ничего подобного! Где стену можно пробить в одиночку, она тут же превращается в груду кубиков, но где надо позвать на помощь или самому помощь предложить, дело на лад не идет.

Но самым непосильным оказалось задание на три хлопка сложить разложенные по стульям игрушки в одно место – договориться, куда их складывать, дети так и не смогли.

А ведь они изо дня в день в коллективе. Но все равно не видят, не слышат и не чувствуют того, кто рядом – конечно, если это не взрослый, от которого они привыкли получать команды и распоряжения.

Видя такое положение дел, психолог решила с детьми играть. И через игру чему-то учить. По ходу дела потребовался водящий. Кто им будет? Каждый кричит: «Я!» Один мальчик кричал громче всех и к тому же сумел ближе всех протиснуться к психологу и оттеснить остальных. Дети решили, что он и выиграл, но психолог запротестовала: «Я так не понимаю».

Тогда предложили, кто громче крикнет. Потом – кто быстрее пробежит. Но ведь бегать негде! «Тогда вы назначайте!» – единодушно решили дети. Зачем, мол, вы здесь? Однако психолог отказалась. Больше того: сказала, что не будет ни ругать, ни командовать, чем явно поставила детский коллектив в тупик. И тогда один наиболее продвинутый молодой человек нашел выход из положения: «Давайте посчитаемся!». Двое его поддержали – остальные вообще не поняли, что надо делать.

…Начинали с самых простых считалочек, но и они были в новинку. «Стакан-лимон, выйди вон» или «Шишел-мышел, взял да вышел». Поначалу дети не понимали, что надо встать в круг и что считать можно только в одну сторону, а не произвольно. Со временем группа приблизилась к классике: «Вышел месяц из тумана…», «На златом крыльце сидели…»

И тут случилась удивительная вещь: игра не вызывала такого интереса, как сама считалка. Быстренько отыграли, нашли, что спрятано,  и встали в кружок, учить новую считалку. Дети поняли, что можно самим себя организовать и самостоятельно же заниматься некоторой деятельностью. Ведь считалка – это прежде всего спонтанный росток договорных отношений.

Многие детские игры начинаются с выбора водящего, капитана или судьи. Веками с этой задачей успешно справлялись детские жеребьевки-гадалки-считалки. Например, если водящего выбирали с помощью МЕТКИ, на каждого играющего готовили по одинаковой палочке (спичке, травинке). Одну из них укорачивали, а затем все палочки зажимали между пальцами так, чтобы торчащие концы были бы одинаковыми. Кто вытянет «коротышку», тот и водит.

Спички и палочки можно заменить бумажками. На одной из них поставить крестик и, свернув так, чтобы отметина не была видна, перемешать бумажки в шапке. Кто меченую бумажку вытянет, тот и водит.
Если же ведущего выбирают из немногих кандидатов, удобно МЕРИТЬСЯ НА ПАЛКЕ (или, как выражались раньше, КАПАТЬСЯ). Делается это так. Один из играющих берется правой рукой за нижний конец длинной палки. Затем вплотную к его кулаку за палку берется второй, третий и т.д. Когда все участники жеребьевки уже уцепились за палку, первый переносит свою руку вверх, хватаясь выше руки последнего. За ним перехватывают руки все остальные. И так до тех пор, пока чья-то рука не захватит верхний конец палки. Ему и выпадает жребий.

Иногда последнему участнику остается такой маленький кончик палки, что возникают споры, кому достанется жребий – ему или предыдущему. На этот случай существует правило: игрок захватывает ладонью оставшуюся верхушку палки и обводит ею вокруг своей головы и плеч. Если это ему удается, жребий за ним.

Когда решают посчитаться НА КУЛАЧКАХ, каждый выставляет вперед сжатый кулачок. На первом ударном слоге считающий легонько ударяет своим правым кулаком по левому. На втором – наоборот. Затем по правому кулаку соседа, после – по левому. И так по кругу.

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети,

Все кричали куку-мак!

Отжимай один кулак.

На чьем кулачке слова закончатся, тот опускает руку. Расчет повторяется до тех пор, пока кто-нибудь не опустит обе руки, – он и водит (в другом варианте _ он выходит, а водит тот, кто останется в самом конце).

Раньше знали такое количество считалок, что, случалось, за неделю игры они почти не повторялись. А сейчас многие считалки забыты, поэтому   мы   приводим   целую подборку, чтобы ребятам было из чего выбирать.

Стакан, лимон –
Выйди вон!
Ниточка, иголочка, ти-ти -Улети!

Шла торговка мимо рынка,

Спотыкнулась о корзинку

И упала в яму – бух!

Раздавила сорок мух!

По дороге на Кавказ

Едет старый тарантас.

В тарантасе сидит котик,

У него болит животик!
Ехал барин в тарантасе.

Таракана раздавил –

И за это приключенье

Три с полтиной заплатил!

Специалисты по детскому фольклору среди считалочек особо выделяют считалочки «с выбором». Наиболее известна из них следующая:

На златом
Крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты
Будешь такой?

Тот, на кого пришлось последнее слово, называет одного из перечисленных.  И считалку начинают снова, но
уже с того, кто выбирал. На кого выпадет слово, которое он назвал, тот и выходит.

Таким образом, в считалочках «с выбором» для того, чтобы  вышел один  игрок, приходится рассчитываться дваж0ды. Вот еще несколько вариантов считал «с выбором».

Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге,
Сколько ему
Надо гвоздей,
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей!
Дора, Дора, помидора,

Мы в саду поймали вора.

Стали думать и гадать,

Как бы вора наказать?

Мы связали руки, ноги

И пустили по дороге.

Вор шел, шел, шел

И корзиночку нашел.

В этой маленькой корзинке

Есть помада и духи.

Ленты, кружева, ботинки,

Что угодно для души.
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц,
А за месяцем луна,
Мальчик девочке слуга.
Ты, слуга, подай карету,
А я сяду и поеду.
Я поеду в Ленинград
Покупать себе наряд.
Красный, синий, голубой,
Выбирай себе любой.

Похожие записи:
Методика Глена Домана для гармоничного развития ребенка
Как мотивировать ребенка к учебе?
Разница в воспитании мальчиков и девочек
Дорогие читатели нашего сайта! Просьба внимательно перепроверять указанные майлы, поскольку мы каждый майл проверяем и комментарии с несуществующими майлами игнорируются.

наверх