Главная » Воспитание и развитие ребенка » Методики обучения детей » Приобщение детей к чтению. Как ребенка заинтересовать чтением?

Приобщение детей к чтению. Как ребенка заинтересовать чтением?

Чем старше становится ребенок, тем чаще родители жалуются, что чадо не оторвать от телевизора и от компьютера. А вот хорошей книжкой его увлечь очень и очень сложно. Поэтому как можно раньше научите малыша общаться с книгой, и он обязательно полюбит читать! Дошколенок — особый читатель. Было бы правильнее назвать его слушателем. Ведь читают ему взрослые, да и выбор книг для малышей целиком и полностью зависит от родителей.

Как выбрать книгу для ребенка?

От того, какие книжки появятся первыми на полке вашего ребенка, зависит и то, станет ли он настоящим, увлеченным и вдумчивым читателем, знатоком хорошей литературы. Детской литературой завалены не только книжные магазины, но и уличные лотки. Так что, казалось бы, недостатка в книгах сейчас нет. Но приглядишься и поймешь: в некоторых детских книгах много ошибок, неточностей, опечаток, содержание «пустое» и непонятное для малыша. Или перевод не очень высокого качества, или картинки ужасные…

Поэтому не стоит покупать книжку, полагаясь лишь на советы продавца. Не пожалейте времени и внимательно изучите издание перед покупкой.

Главное правило при приобретении книжек для самых маленьких — до 70 процентов площади страницы должна занимать иллюстрация. Детям до 1,5-2 лет сложно усидеть на месте, какая бы занимательная ни была история, а вот интересные картинки их привлекут. Так что иллюстрации — это первое, на что надо обратить внимание.

Малыши любят яркие контрастные цвета, без полутонов. Им понравятся картинки, сделанные в теплых тонах. Яркие красный, оранжевый — вот те цвета, на которые маленькие дети обращают внимание в первую очередь.
Интересно, что на полутона, смешанные цвета человек начинает реагировать лишь после 7 лет!

В книгах, адресованных детям до 3 лет, должны быть узнаваемые рисунки. Например, если рассказ о собачке, то и изображена должна быть собака, а не порождение жутковатой фантазии художника. На лицах героев должны быть четко прорисованы все эмоции. Любоваться мимолетной улыбкой Джоконды вашему малышу еще рановато. Хотя это вовсе не исключает раннего знакомства с замечательными образцами живописи. Кому-то шедевры, возможно, и западут в душу.

В рисунках должна быть простая композиция. Главный герой посередине, а все остальные — вокруг, поскольку в этом возрасте кроха еще не может решить, кто главный, а какие персонажи второстепенные.

Какие книги читать детям?

Содержание книг для детей разного возраста довольно сильно различается. До 1,5 лет малышам лучше читать короткие ритмичные стихи. Выбирайте книги как классиков детской литературы — Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто, Зои Александровой, так и современных писателей. Например, Ренаты Мухи. Хороши русские народные потешки и побасенки.

А как же традиционное детское чтение — сказки? По сути, сказка — это выработанная веками народная мудрость, поднимающая по-настоящему философские проблемы осмысления мира. Поэтому выбирайте только простейшие сказки: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба». В них совсем не прописаны психологические особенности характеров героев, зато сделан акцент на последовательность действий, повторение названий, что будет способствовать развитию ребенка и обогащению его словарного запаса.

Обсуждаем прочитанное с детьми

К 3 годам у детей рождается потребность в сюжетноролевых играх. Начиная с этого возраста, сказки становятся неотъемлемым элементом в процессе воспитания. Сказка формирует основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним, развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и умение сочувствовать. После чтения непременно поговорите, обсудите с ребенком прочитанное. Спросите у малыша, кому из героев он сочувствует, на кого хотел бы быть похожим, попросите его вспомнить похожие ситуации из реальной жизни. Можно даже попробовать разыграть сказку с помощью кукольного или настольного театра. А в 4-5 лет уже пора наряжаться в костюмы и самим становиться актерами. Домашние спектакли, на которые приглашают знакомых и друзей, не только запомнятся ребенку, но и помогут ему самому побыть героем сказки, подумать, как бы он повел себя на месте персонажа, роль которого исполняет. Это отличная психотерапия, с помощью которой корректируются многие детские комплексы. Причем не стоит зацикливаться только на русских народных сказках. Ведь сказки разных народов обогащают наши познания об окружающем мире.

Конечно, обязательные произведения на книжной полке — сказки А.С. Пушкина, «Конек-Горбунок» Петра Ершова, «Золушка», «Кот в сапогах», «Мальчик-с-пальчик» Шарля Перро, трогательные и немного грустные сказки Ганса Христиана Андерсена и Дональда Биссета, рассказы о животных Эрнеста Сетона-Томпсона. Стихи выбирайте с интересным сюжетом, а потом обсуждайте его перипетии с малышом. К уже полюбившимся крохе произведениям Корнея Чуковского и Самуила Маршака смело добавляйте английские баллады (в классическом переводе тех же классиков детской литературы), ритмичные стихи Джанни Родари. Переводы детской поэзии советского времени действительно первоклассные, ведь ими занимались великие русские и советские поэты. Пусть и не от хорошей жизни, для заработка и когда им не давали печатать свои собственные произведения, но занимались. И мы, и наши малыши должны быть благодарны!

Детские психологи настоятельно рекомендуют выбирать для ребят книги, повышающие интерес к жизни, внушающие бодрость и жизнерадостность . В литературе для малышей не должно быть описаний жестоких и грубых сцен. С такой реальностью ваш ребенок, увы, еще столкнется, когда повзрослеет.

Правила чтения для ребенка

В комнате малыша столько интересных вещей — кукол, машинок, конструкторов, головоломок, пирамидок. А ведь есть еще телевизор с видеоприставкой и DVD-плеером, лежат диски с мультфильмами и видеоиграми. Сколько искушений! К тому же не надо напрягаться, включать воображение. Нажал кнопку, телевизор заработал — и воспринимай героев такими, какие они на экране. Кроме того, если кроха видит, что его родители проводят все вечера у телевизора или у компьютера, а на прикроватной тумбочке у папы в лучшем случае лежит вчерашняя газета, то и он вырастет равнодушным к книгам. Поэтому, если вы хотите приобщить ребенка к чтению, очень важен ваш личный пример. Но помните, что излишняя настойчивость может только отвратить малыша от чтения или от любого другого дела.

  • В зависимости от возраста ребенка процесс чтения должен занимать от 15 до 30 минут в день.
  • Читать нужно ежедневно, лучше, если вы выберете какое-то постоянное время для встречи с книгой, чтобы кроха жаждал узнать продолжение полюбившейся истории.
  • Продолжайте читать малышу на ночь, пока он не будет читать сам.
  • Обсуждайте с крохой прочитанное.

Понять мораль сказки ребенок сможет только в том случае, если он понял значения слов, которые есть в тексте, причем как в прямом, так и в переносном смысле.

Если вы видите, что малыш не понимает смысла, прервитесь и объясните, что ему непонятно.

  • Когда ребенку исполнится 5 лет, просите его самого искать значения слов в толковом словаре. Так он научится самостоятельно справляться со сложностями, отыскивая новые слова.

С первой книжкой прививайте малышу и культуру чтения. Постоянно обращайте его внимание на обложку с названием произведения и именем автора. Если иллюстрации ребенку понравились, обратите внимание крохи на фамилию художника. Ну а если иллюстрации, к примеру, принадлежат классику жанра — Виктору Васнецову, чем не повод посетить музей с ребенком художника или посмотреть иллюстрации в альбоме? Именно в период совместного чтения у ребенка закладываются:

  • культура чтения;
  • бережное отношение к книге;
  • умение организовать место для чтения (установить правильное освещение, соблюдать нужное расстояние до глаз).

Ну а когда малыш научится читать сам, следите за тем, что он читает, и формируйте его вкус.

Похожие записи:
Пальчиковые игры для малышей
Особенности уроков английского языка для детей по Скайпу
Развитие актерского мастерства у ребенка
Дорогие читатели нашего сайта! Просьба внимательно перепроверять указанные майлы, поскольку мы каждый майл проверяем и комментарии с несуществующими майлами игнорируются.
3 комментария
  1. лариса:

    я бабушкалюблю чи тать знаю много. Детской литературы и до сих пор все помню. Но моя внучка категорически отказывается читать. Неполучантся и все ей ск ро. В школу 7 лет читаем еле еле по слогам.

  2. Наталья:

    дочка долго не хотела учить алфавит пока не купили для неё Азбуку с начинкой – очень веселое детское приложение для айпад

  3. Вера:

    Привить малышу любовь к книге — гораздо более важная задача, нежели научить его читать.
    Благодаря любви к чтению кругозор ребенка будет расширяться с каждой прочитанной книгой. Кто знает, возможно, именно из вашего сына вырастет настоящий писатель. Детей, совершенно равнодушных к книгам, мало, но в любом случае все в руках родителей. Приучать к чтению нужно постепенно, без давления. Сначала по одной книжке в день, а вскоре ребенок и сам будет просить вас почитать ему еще!
    Учиться читать лучше медленнее, но без слез. Обязательно читайте крохе сами, ведь его навыков еще недостаточно для того, чтобы читать себе самостоятельно. Нужно настроиться на то, что это длительный процесс, но ведь результат — любовь к чтению на всю жизнь!

наверх