Вреден ли компьютер и телевизор для ребенка?
Первая стадия, на которой проблема только зарождается – это бесконечные «отойди от телевизора» и «хватит играть, займись уроками» с одной стороны и «ещё пять минут, ещё один уровень» с другой. В тяжёлых случаях подростки сутками «зависают» в виртуальном мире, зарабатывают различные нервные расстройства и теряют зрение.
Неужели в действительности всё так страшно? Разумеется, нет! Будь телевидение и Интернет чрезвычайно опасны, мы бы не впустили их с такой лёгкостью в свои квартиры, офисы и школы. Круглосуточный доступ к любой информации, дистанционная работа и обучение, развлечение и общение – вот лишь малая толика жизненно необходимых вещей, ставших доступными благодаря присутствию в наших домах телевизоров и компьютеров. Но для того чтобы свести к минимуму возможный вред, родители просто обязаны научить детей правильному обращению с этими высокотехнологичными «игрушками».
Возьмите под контроль количество времени, которое сын или дочка проводит перед экраном. Даже с маленьким ребёнком старайтесь избегать приказного тона – лучше переключите его внимание на какое-нибудь интересное занятие и, скорее всего, конфликта удастся избежать. Детям постарше, особенно подросткам, можно предоставить свободу выбора. Например, проведёт он беспрерывно полтора часа за компьютером или два с половиной часа в день, но с перерывами на прогулку, помощь по дому, поход в магазин или любые другие дела, не требующие напряжения зрения.
Интересуйтесь тем, какие компьютерные игры любит ваше чадо, какие телепередачи предпочитает и, по возможности, влияйте на его выбор. Приобретите обучающий компьютер, а не просто в виде игрушки и мебели. Очень хорошо завести в семье традицию совместного просмотра спортивных состязаний, музыкальных или других передач высокого качества, транслируемых по телевидению. Приобретите для школьника программное обеспечение для компьютера, которое может помочь ему в обучении.
И, наконец, самое главное – как и во всех остальных вопросах, касающихся воспитания, старайтесь не злоупотреблять нравоучениями. Лучший метод воспитания – собственный пример. Если мама полдня проводит за просмотром телесериалов, а папа всю ночь гоняет монстров на мониторе компьютера, то о каком бережном отношении к своему физическому и духовному здоровью у их детей можно будет говорить?
Сын 9 лет увлечен компьютерными играми. Пришли на детский праздник, где можно было по очереди играть за компьютером всего по несколько минут. Почему-то энтузиазма в нем было гораздо больше, чем во время игр дома. Казалось бы: сиди себе в тишине, играй, но нет.
В отличие от традиционных игрушек, компьютерные игры не имеют психотерапевтического воздействия на ребенка: он не проигрывает новые роли, никак не общается с другими детьми в процессе разворачивания сюжета, наконец, не имеет возможности «отреагировать», как говорят психологи, свои эмоциональные трудности – обиды, гнев, страхи. Компьютерная игра – это игра достижений, в шторой человек испытывает удовольствие от состязания с машиной и победы над ней. При этом никто не является свидетелем его успехов. По-видимому, именно последнее и нужно вашему мальчику. Присутствие публики повышает его в собственных глазах, подтверждает его значимость. Ему важно играть для кого-то. Это значит, что не только познавательные и соревновательные мотивы движут им, а и стремление к признанию. На наш взгляд, это гораздо лучше, чем если бы ваш ребенок устраивал многочасовые бдения у монитора в одиночестве. Пусть соревнуется с другими, пусть отстаивает очередь за право посидеть у компьютера. Игрой в присутствии других ребенок пытается интуитивно вернуть детской игре ее первоначальную задачу – сравнение себя с другими и объединение коллектива.
Но нужно научить его и другим способам самоутверждения – поднять свой статус можно и без обращения к железному другу.