Общение младенца со взрослыми

Общение младенца со взрослымиОб этом я рассказываю только самым-самым близким людям, потому что все остальные просто-напросто не поверят. Спустя всего лишь час после появления на свет, когда все процедуры, связанные с рождением, были закончены, мы с малышом наконец-то остались одни, и я предложила ему грудь. Тут-то мой кроха и произнес свое самое первое слово. Причем очень отчетливо. Так, что не спутаешь ни с чем и не переспросишь: “Что это было? Он что-то сказал или мне послышалось?” Первое слово было: “Нэээ…” Я, как мама, возьму на себя роль переводчика своего сынули. Для тех, кто не понял. Он сказал: “Неее…” Отстаньте, дескать, не хочу есть, а вот через минутку, может, и захочу. А пока не приставайте, дайте наконец-то полежать рядом с моей мамочкой, я ведь этого никогда еще не делал, отдохнуть от суеты.

Свое коронное “нэээ” он повторил на следующий день и начал повторять часто. Во-первых, было очевидно, что это не случайность, что это не “так получилось”. Во-вторых, подобным образом он сразу заявил миру о себе и продемонстрировал свой характер: “Вот такой я. Хоть лежу тут с вами совсем беспомощный, но у меня есть собственные желания. Хоть мне час от роду, но мне есть что сказать. И прошу с этим считаться. И не суйте мне сисю в рот. Я еще не знаю, что с ней делать. И поэтому пока ее совершенно не хочу.

Кто всегда поймет младенца

Общение с младенцем — ну, конечно, чаще всего без слов со стороны крохи — начинается с момента его рождения. Любая мама понимает, чего захотел малыш, о чем он пытается сказать, что он просит (если мама не понимает, ребенок объяснит ей все с помощью слез и рыданий). Бывает так, что мама понимает все без слов, но и общается с малышом словно с глухонемым: “Поскольку кроха говорить не умеет, вряд ли он поймет слова, обращенные к нему”. Такие мамы часто недоумевают: “О чем говорить с малышом? Я не знаю, что ему сказать. Ведь он не умеет говорить. Да и вряд ли что-то понимает”.

А ребенку тем временем так нужно, чтобы мама с ним поговорила! Иначе каким же образом он сам научится говорить? Мамины добрые слова ребенку, так же, как и прикосновения, заставляют нейроны мозга создавать все новые и новые связи. Они необходимы для формирования речи и для развития самого малыша. Именно родители становятся для нас первыми учителями-лингвистами. И чем больше они говорят со своими детьми, тем быстрее крохи начинают сами без умолку болтать.

Как общаться с новорожденным?

Так о чем же говорить с нашими любимыми молчаливыми созданиями? Да обо всем на свете. Итак, малыш проснулся, открыл глазки, и мы с ним заговорили: “Привет, малыш! Проснулись глазки и смотрят вокруг. И видят маму. Проснулись ушки и слушают, что мама им рассказывает. Проснулись ручки и хотят делать зарядку. Как ручки потягиваются? Вот так! А как обнимаются? Вот так! А как ножки пинаются? Вот как! Цепкие ручки! Сильные ножки! Проснулся ротик и хочет есть. Хочешь есть? Очень вкусное у мамы молочко”. Во время разговоров с малышом нужно подключать и тактильное общение — поглаживать кроху по животику, теребить пальчики на его ручках и ножках (это общение и пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика для малышей, а заодно и массаж). “Проснулись-потянулись, — захочет поспорить с нами мама, не знающая, о чем разговаривать со своим малышом, — но ведь потом много рутинных дел”. Ну и что? И о них продолжаем разговаривать: “Сейчас памперс возьмем и в ванную пойдем. Будем попку мыть. И станет попка чистая-чистая! А вот теперь мы ее снова в памперс спрячем, и мама рубашечки и штанишки утюгом погладит.

Станут они ровные и теплые, приятные и красивые. А потом мамочка пылесос возьмет. Пылесос строго скажет: “Жжж-ж-ж”, и станет у нас дома чисто-пречисто. А потом мама обрадуется и песенку споет: “Ла-ла-ла”. Очень любят малыши смотреть в окошко.

Но не молчать же, когда ты открываешь перед крохой огромный мир! “Вон птица прилетела и на ветку села.
— Как тебя звать, птичка?
— Ворона.
— Какие, ворона, у тебя большие крылья — черные и красивые. Какой, ворона, у тебя острый клюв. А что ты ешь, ворона? Мамино молочко?
– Нет.
— Ворона ест зернышки и пьет воду”.

Так для несмышленыша мама постоянно придумывает разные истории. Для того чтобы придумывать познавательные истории для младенца, не требуется специальное образование.

Реально обойтись без знаний литературного работника и филолога. Истории могут быть короткими и незатейливыми. Они знакомят кроху со всем, что нас окружает, — с природой, с животными и птицами, с их повадками и настроением, с бытовыми предметами. Мамины рассказы и истории дают представление о частях тела и их функциях. Даже пока ребенок крошечный, ему нужно рассказывать обо всем, что вокруг, что видишь и слышишь. Можно делиться своими положительными мыслями. При этом незачем малышу рассказывать о неважном самочувствии, дурном настроении или плохих эмоциях. Можно устраивать для крохи самые настоящие театрализованные представления и говорить с ним от имени игрушек. Так, кстати, малыш будет учиться играть — а это очень полезное умение. “Вот пришел барабан. “Тук-тук”, — говорит. А дудочка ему отвечает: “Пи-пи, ля-ля”. Начали барабан и дудочка играть вместе, и получилась у них музыка.

Тут пришла кошка Милька и стала песни петь: “Мур-мур, мяу-мяу”. А потом хвостиком завиляла, начала ножками перебирать и затанцевала”. Немало тем можно найти и на улице. Вы наверняка видели, как иная мама катит перед собой коляску и разговаривает? О чем? Обо всем, что видит вокруг. “Вон автобус поехал. Большой. В автобусе много людей — и мальчики, и девочки, их мамы и папы, бабушки и дедушки. Куда везет их автобус? Маму и папу на работу. Деток с бабушками и дедушками — домой. Придут дети домой и будут играть.

Погремушками звенеть — “тук-тук”, “звяк-звяк”. На улице можно рассказывать малышу о травке, деревьях, солнышке, тучках и дождике, о том, как детки качаются на качелях и лепят из песка куличики и башенки. О пробегающей мимо собаке и плавающей в пруду утке. Буквально обо всем, что увидите вокруг и что придет в голову. Можно декламировать малышу стихи, петь песни. Для крохи любая речь будет познавательной. Со временем малыш начинает очень хорошо осознавать, что с помощью звуков можно позвать, пожаловаться, попросить. К году детишки, с которыми много общаются, способны сами произносить отдельные слова и таким образом общаться с окружающими с помощью речи. К трем годам малыши, с которыми много общались, чаще всего разговаривают свободно.

Еще в собственном раннем детстве я заметила, что моя любимая бабушка очень часто повторяет слова и даже целые предложения. Тогда я не задумалась, чем вызвана эта особенность. А позже решила, что у нее просто такая привычка или даже болезнь. Но теперь вот осознала, что этой “болезнью” стоит переболеть всем, кто общается со своими ненаглядными малышами. Для них нужно говорить все как можно медленнее, достаточно четко, делать ударения на определенные слова и по несколько раз все повторять.

Когда ребенок еще совсем крошечный и как бы заглядывает вам в рот — следит за тем, как движутся язык и губы, — полезно тщательно артикулировать, чтобы кроха разглядел и понял, как это у вас получается. Так он научится произносить первые звуки. Постепенно у малыша формируется словарный запас. Чтобы не загрязнять его ненужными, несуществующими словами, с детьми нельзя сюсюкать. Пусть малыш правильно запоминает слово, и неважно, что верно произнести его он сможет не сразу. Некоторые специалисты по детскому развитию утверждают, что слова легче запоминаются малышами, если говорить с ними нараспев или стихами. Это довольно просто.

Потешки и четверостишия на все случаи жизни словно “липнут” к нам — быстро запоминаются. Вот, к примеру:
“Скок-скок-поскок молодой дроздок.
По водичку пошел, молодичку нашел”.
“Киска-киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
А то Саввушка пойдет,
Через киску упадет”.
“Моем-моем трубочиста,
Чисто-чисто, чисто-чисто.
Будет-будет трубочист
Чист-чист, чист-чист”.

Или другое четверостишие, подходящее для умывания и купания:
“Водичка-водичка,
Умой Маше личико.
Чтобы щечки блестели,
Чтобы глазки горели.
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок”.

Если же нет времени искать подобные потешки и заучивать, можно сочинять их самим прямо на ходу. И не так уж страшно, если рифма будет слишком простая, а где-то и совсем потеряется. Единственный нюанс — если не записывать сразу собственные потешки, они быстро забываются. Но вместо старых тотчас придумываются новые:
“Закрывайся, глазок,
Засыпай другой.
Будет Даня крепко спать,
Чтобы завтра вновь играть”.
Или вот так:
“Мячик прыг,
Мячик скок.
Ускакал в потолок.
Прискакал обратно —
Даничке приятно”.

Специалисты утверждают, что детишки, с которыми с младенчества много общались, рассказывали им потешки, стихи, сказки, читали им книжки, просто не смогут вырасти косноязычными. К тому же разговоры с малышом вызывают у него ассоциации, развивают воображение и память. Некоторые современные мамочки пытаются схитрить — включают ребенку телевизор или радио. Однако поверьте: эффект от этого для крохи минимальный. Ведь в телевизоре никто не ориентируется на малыша — не говорит короткими фразами, медленно и разборчиво, именно в те моменты, когда младенец настроен на общение. Когда мы задумывали малыша, то настраивались на любовь к нему, на общение с ним. А теперь, когда кроха родился, ждем от него первого слова, которое запомним на всю жизнь. И чтобы оно скорее было произнесено, давайте больше общаться с младенцем, болтать с ним ни о чем и обо всем. Все, что задумала, я рассказала. Теперь — ваша очередь. Вам слово!

Похожие записи:
Внешний вид новорожденного
Самый лучший детский памперс! Разбираем по полочкам все страшилки и учимся выбирать лучшее.
Одежда для малыша от рождения до 3-х месяцев: эконом вариант
Дорогие читатели нашего сайта! Просьба внимательно перепроверять указанные майлы, поскольку мы каждый майл проверяем и комментарии с несуществующими майлами игнорируются.

наверх