Главная » Воспитание и развитие ребенка » Методики обучения детей » Дидактические игры для старших дошкольников

Дидактические игры для старших дошкольников

Дидактические игры для старших дошкольниковРуководствуясь общими дидактическими требованиями, мы пришли к выводу: одним из необходимых условий является системность, т.е. нужна система игр с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровым действием и правилами. Отдельно взятые игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата. Благодаря широкому распространению таких средств информации, как телевидение, радио, кино, дети уже в дошкольном возрасте накапливают массу впечатлений, представлений, сведений об окружающей жизни. Они оказывают огромное воздействие на чувства, речь, взаимоотношения и поведение детей. Однако этот объем информации, получаемой в детском саду, дома, в ближайшем окружении, не может быть переработан детьми самостоятельно.

Поэтому, чтобы активно влиять на развитие детей, воспитатели должны учитывать в своей работе все источники информации и получаемые детьми впечатления.

Учитывая большой поток информации, влияющей на дошкольников, мы расширили тематическое содержание предлагаемых им дидактических игр.

На первом этапе исследования мы разработали систему игр, частично используя классификацию В.Н. Аванесовой (по содержанию и задачам, по характеру игровых действий и правил).

  1. Игры-поручения, основанные на интересе детей к таким действиям с игрушками и предметами, как подбор, складывание и раскладывание, вставление и т.п. Игровое действие в таких играх элементарно, по своему характеру часто совпадает с практическими действиями с предметами.
  2. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей таинственностью, неизвестностью («Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?»).
  3. Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении жизненных ситуаций, в исполнении ролей взрослых (продавца, покупателя, почтальона) или животных (волка, гусей и т.д.).
  4. Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть («Кто первый?», «Кто быстрее?», «Кто больше?» и т.д.).
  5. Игры в фанты или игры в запретный (штрафной) предмет (картинку) или его свойство (например, цвет), связанные с такими игровыми моментами, как избавиться от ненужного, сбросить карту, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет или картинку, не сказать запретного слова.

Рассмотрим эти игры более подробно.

Игры-поручения

В этих играх предполагается сотрудничество детей, совместный выбор картинок, их сравнение, классификация, обсуждение способов сериации. Они способствуют активизации имеющихся у детей знаний и способов их применения в реальной и условной ситуациях. В процессе таких игр происходит взаимообмен знаниями и опытом. Еще К.Д. Ушинский, придавая большое значение развитию у ребенка логического мышления, рекомендовал игры-упражнения, в процессе выполнения которых требовалось группировать слова-понятия (домашние и дикие животные, фрукты и овощи, лиственные и хвойные деревья и т.д.). Такие игры-упражнения представляют собой гимнастику для мышления. Дети, услышав незнакомое слово, название предмета, просят объяснить значение слова. Это свидетельствует об их активном познавательном отношении не только к предмету, но и к слову, его обозначающему и заменяющему, — носителю информации. Игры-поручения помогают закрепить знания о частях тела (ноги, руки, части рук и ног, голова, глаза, нос, рот, уши, туловище), об их функциях, об органах чувств и их функциях, о семье, о родственных отношениях. В дидактических играх эти темы используются как знакомый материал, новыми оказываются правила и ситуации. Рекомендуется варьировать ход таких игр, что позволит сохранить у детей интерес к закреплению знаний, развивать творческий подход к решению игровой ситуации.

Игры с загадыванием и отгадыванием развивают умение контролировать и оценивать действия, предоставляют возможность выбора из тех знаний, которыми дети уже овладели и которые нужны для данной ситуации. Например, в играх типа «Отгадай, сколько здесь отцов» ребенок, зная, что отцом может быть не только папа, но и дедушка, так как у него тоже есть сын (папа), и прадедушка (сын — дедушка), должен посчитать всех мужчин, у кого есть сыновья или дочери, исключив неженатого брата мамы. В играх типа «Угадай, какое лицо» ребенок должен оценить изображенный сюжет. Скажем, если ситуация требует веселья, следует понимать, насколько веселой может быть данная ситуация: возможно, ей не соответствует маска смеха, а годится лишь маска улыбки. Игры с загадками более сложны по сравнению с играми типа «Отгадай, кому грустно» или «Для чего нужны руки?», так как в них требуется помнить об одной стороне явления или признака. Загадки же могут быть и такими же простыми, с выделением одного характерного признака («Могут идти, могут стоять, прыгать, могут и приседать» — ноги), и сложными, с выделением двух признаков: «Ночью лежат, днем идут и стоят» (первый признак — функция ног, второй — ее изменение в зависимости от времени суток).

Таким образом, способность анализировать проявляется в выделении в явлении разных сторон, вычленении в предмете разных особенностей. Например, в загадке «Моя мама тоже дочь, у нее своя есть мать. Как же мне ее назвать?», с одной стороны, рассматривается, кто чей ребенок, а с другой — кто кому мать.

Другая загадка: «Его не купишь, не украдешь, его, закаляясь, приобретешь». С одной стороны, «это» не продают в магазинах, а с другой — закаливание поможет «это» приобрести, закаливаемся мы, чтобы быть здоровыми, следовательно, это здоровье.

Если ребенок не может отгадать загадку, следует разобрать и выделить указанные признаки, попробовать определить логические отношения между ними. Развивая познавательные интересы детей, педагог должен ставить их перед необходимостью думать, поощрять процесс поиска отгадки, но не превращать умственные задачи в «хитроумности». А между тем предложение: «Угадайте…» звучит чаще, чем «Подумайте…», и дети бездумно «угадывают». Поставить перед детьми серьезную задачу и предложить подумать, сопоставить, сравнить, припомнить — значит проявить уважение к их мыслительным способностям, значит активно воспитывать пытливость ума, формировать любознательность и познавательный интерес. В воспитании познавательных интересов огромное значение имеет «ожидание результата», который вначале проектирует воспитатель и в соответствии с этим организует умственную и практическую деятельность. Игры с отгадыванием загадок позволяют детям узнавать, вспоминать признаки предметов и явлений, служат примером описания характерных признаков чего-либо, а это одно из главных свойств аналитической деятельности. Ребенок должен, опираясь на существенные признаки, догадаться, о чем идет речь, или при загадывании загадок, наоборот, выделить существенные и несущественные признаки, попытаться назвать их, не называя предмета или явления, о котором идет речь.

Сюжетно-ролевые дидактические игры — это шаг к ролевой игре, в которую они могут перерасти. Например, дидактическая игра «Маски» способствует развитию интереса детей к сюжетно-ролевой игре «Цирк»; если дети в дидактических играх закрепили знания об органах чувств, об их функциях, если дети знакомы с основами гигиенических требований, сюжетно-ролевая игра в больницу, организованная воспитателем, даст ребенку возможность практически использовать, закреплять и уточнять полученные знания и представления.

Игры-соревнования основаны на стремлении быстрее достичь результата, выиграть, определяют темп умственной активности. Точное знание значений слов, усвоенное ребенком с ранних лет, позволяет экономить способ выражения мысли, повышает культуру речи, облегчает общение детей со взрослыми и с ровесниками. Часто они испытывают затруднения в результате незнания значения слов, неумения пользоваться ими («Он, как его, ну вот… еще такой круглый…» и т.п.). А между тем у дошкольников есть живой интерес и к предмету, и к его названию. Так, в игре «Я знаю три вида спорта» дети, отбивая мяч о пол, с каждым ударом называют, например, бокс, футбол, хоккей. Двигательная активность, сочетаясь с речевой, закрепляет умение пользоваться известными понятиями в разных условиях, активизирует желание упражняться в запоминании видов спорта. Родителям рекомендую посетить детский развивающий клуб, в котором высококвалифицированные воспитатели научат малыша раскрепощенности и общению со своими сверстниками.

Не овладев терминологией, некоторые дети даже в первом классе пользуются уподоблениями, например: треугольник — крыша. Овладение терминологией делает речь точной, а мысль — ясной.

Основной системой знаков, имеющих социальную природу и усваиваемых ребенком в ходе индивидуального развития, Л.С. Выготский считал речь и особое внимание в теоретических и экспериментальных исследованиях уделял участию именно речи в культурном развитии ребенка, в особенности в развитии его мышления. Это и привело нас к мысли о необходимости разработки таких дидактических игр, в которых была бы задействована прежде всего речь.

Игры-задачи

Способность рассуждать развивается у ребенка при возможности выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, распределять события во времени. А. З. Зак выделяет три вида задач на развитие способности рассуждать: совмещение, отрицание, сопоставление. В задачах на совмещение требуется из данных суждений вывести третье суждение о связи признака и предмета. Пример. Два мальчика сажали яблони и сливы, старший — сливы. Какие деревья сажал младший?

В играх на отрицание требуется составить суждение об отсутствии связи между признаком и предметом на основе суждений о связях между признаками предмета или суждение о связи между признаком и предметом на основе суждения об их отсутствии.

Пример первого варианта. Игорь и Вася ловили рыбу. Вася не поймал сазана, он поймал пескаря. Что поймал Игорь? Соотношение суждения о том, что ребята ловили разную рыбу — сазана и пескаря, а Вася не поймал сазана, помогает сделать вывод: Игорь поймал сазана. Это правильный ответ.

Пример второго варианта. Игорь, Вася и Коля ловили рыбу. Кто-то поймал сазана, кто-то — пескаря, кто-то — окуня. Игорь и Вася поймали сазана. Что поймал Коля? Соотношение суждения о том, что ребята ловили разную рыбу, помогает сделать вывод о том, что Коля поймал не сазана. Это правильный ответ.

В задачах на сопоставление требуется найти суждение об отношении свойств разных предметов.
Пример. Витя прочитал больше, чем Гена. Олег прочитал много книг. Кто из мальчиков прочитал меньше книг, чем Витя? Соотношение суждений о том, что Витя и Гена прочитали разное количество книг; что количество книг, прочитанных Олегом, нельзя сопоставить с количеством книг, прочитанных Витей или Геной; что Витя прочитал книг больше, чем Гена, помогает сделать вывод: Гена прочитал меньше книг, чем Витя. Это правильный ответ.

Игры-задачи более доступны детям начиная с 8 лет, но, используя наглядную модель, можно и детей 6 лет научить составлению простейших умозаключений. С этой целью мы использовали 4-клеточную табличку. Слушая задачу, дети с помощью букв или условных обозначений в первом вертикальном ряду отмечают то, что известно об участниках ситуации; во втором вертикальном ряду — действия или предмет, которые задействованы в задаче, соотнося их с первым вертикальным рядом. Пустая клетка подсказывает решение: имя участника ситуации или предмет, действие, которые остались неотмеченными.

Пример. Света и Таня ели апельсины и яблоки. Таня ела апельсины. Что ела Света? Дети в первом ряду таблички ставят буквы С и Т, затем против буквы Т дети ставят букву А. Следовательно, в пустую клетку дети помещают букву Я (яблоки). Из таблицы наглядно видно, что Света ела яблоки.

Так мы подошли к созданию дидактических игр, способствующих развитию логического мышления.

Мы стремились разработать игры, которые учат описывать признаки предметов, узнавать предметы по заданным признакам, определять различные и одинаковые свойства предметов, сравнивать предметы между собой, прививают навыки классифицировать, делать несложные обобщения и приходить к умозаключению. Игры расположены в порядке их усложнения. Используется наглядное моделирование, которое делает игры более доступными и позволяет играть в них более осознанно.

Тематическое содержание игр включает в себя следующие разделы: «Человек», «Природа (живая и неживая)», «Профессии», «Здоровье», «Эмоции», «Среда».

В раздел «Человек», необходимый для развития логических отношений, мы включили решение следующих задач:

  • Совершенствование знаний о себе самом, своем теле, здоровье, об эмоциях.
  • Формирование понятия о семье и родственных отношениях.
  • Развитие временных представлений.
Похожие записи:
Особенности уроков английского языка для детей по Скайпу
Развитие актерского мастерства у ребенка
Как Свинка Пепа и другие мультфильмы помогают детям учиться говорить?
Дорогие читатели нашего сайта! Просьба внимательно перепроверять указанные майлы, поскольку мы каждый майл проверяем и комментарии с несуществующими майлами игнорируются.

наверх