Методика развития детской речи

Методика развития детской речиНе смотря на то, что все дети развиваются по-разному, существуют определенные показатели того, что ребенок должен уметь в конкретном возрасте. Но, как и все среднестатистические показатели, они не являются обязательными, однако на них можно ориентироваться. Итак.
По прошествии трех месяцев, малыш пытается произносить гласные звуки, немного погодя добавляя к ним звук «м».

К полугодовалому возрасту звуки складываются в слоги: ма, ба, да. Спустя еще полгода карапуз пробует выговаривать первые слова: мама, папа, баба. Кроме того, начинает подрожать услышанным звукам.
Весь следующий год ребенок увеличивает свой багаж понимаемых и произносимых слов. Начиная с нескольких десятков, к двум годам он достигает 200-400 слов. В этом возрасте начинаются попытки говорить предложениями. Эти предложения, сначала простые из двух – трех слов, зачастую сопровождаются энергичными жестами и звуками.

В три года малышу уже по силам выстраивать сложные предложения: «В детском садике мы играем и гуляем.» Ребенок все реже теряет звуки, хотя еще с трудом произносит новые большие слова. Его словарный запас возрастает до тысячи. Разобравшись с временами, предлогами, окончаниями, он начинает говорить о себе в первом («я») лице, а не в третьем как раньше.

Многие специалисты считают, что к четырем годам заканчивается активный этап освоения речи. Затем, приобретенные умения и познания могут только дополняться и совершенствоваться. Поэтому все основные речевые навыки лучше сформировать у малыша до этого возраста

Что для этого можно сделать?

Самое главное – говорить. Ведь все слова кроха узнает из того, что он слышит вокруг. Поэтому чем больше вы будете общаться с ребенком, тем лучше. Некоторые эксперты считают, что такое общение стоит начинать уже во время беременности. Ведь малютка, находясь внутри, слышит окружающие его звуки.

Так что же и как говорить малышу?

Прежде всего, ясно, четко, с выражением, меняя интонацию.
Обязательно, называя предмет, показывать на него. Для этого неплохо приобрести какие-нибудь картинки, развивающие и интерактивные игрушки. Нужно стараться избегать обилия «ласкательных» суффиксов, чтоб не пришлось, потом переучивать ребенка заново.

С года-полутора можно приступать к занятиям речевым массажем. Не многие знают, что развитие кистей рук, содействует также и развитию детской речи. Существует не мало примеров детских игр с пальчиками (“Пальчик, пальчик где ты был…”, “Сорока-воровка”).

Размышляя над подарком для малыша, обратите внимание на развивающие игры для малышей. Сейчас магазины предоставляют огромный выбор – на любой вкус. Не стоит забывать о пластилине и цветных карандашах. Ведь лепка и раскрашивание – хорошие упражнения для развития мелкой моторики.
Итак к четырем годам дети уже много и с удовольствием говорят, при этом они нуждаются в поддержке и внимании. Старайтесь уделять больше времени для бесед с ребенком, задавайте ему побольше вопросов и обязательно отвечайте на те, которые задает он.

Надеюсь, что данная статья о развитии детской речи поможет и вам, и вашему малышу. Удачи вам и, главное, терпения.

Похожие записи:
Пальчиковые игры для малышей
Особенности уроков английского языка для детей по Скайпу
Развитие актерского мастерства у ребенка
Дорогие читатели нашего сайта! Просьба внимательно перепроверять указанные майлы, поскольку мы каждый майл проверяем и комментарии с несуществующими майлами игнорируются.
8 комментариев
  1. Илина:

    Для нас с мужем родным является русский язык (мы татары, говорим и понимаем татарский язык). По-татарски говорим только с родителями, которые с нами не живут. Хотелось бы, чтобы наш сын тоже знал татарский язык. Если мы с ним будем говорить и по-русски, и по-татарски, не будет ли для него трудно научиться говорить вообще?

    • Многодетная мама:

      То, о чем вы спрашиваете, действительно серьезная проблема двуязычных семей, которые хотят сохранить у ребенка оба языка. На самом деле существует единственно верная методика, опробованная и проверенная не только психологами, но и жизнью.
      Нужно всего лишь разграничить для ребенка носителей языка. Это значит, что один из взрослых будет говорить с ним, например, только на русском языке, а другой – только на татарском. В этом случае в голове у малыша устанавливается четкая связь человека и языка, на котором с ним можно общаться. Ведь действительно свободное владение языком подразумевает способность не только говорить, но и думать на нем. Так что в дальнейшем, разговаривая, например, с мамой на русском, ребенок будет думать на русском, а с папой – думать на татарском.
      Это применимо в любом случае, когда вы хотите чтобы ребенок начинал говорить сразу на двух (или на трех) языках. Если бабушка, к примеру, хорошо говорит на французском, она может общаться на нем. А папа – на английском или немецком. Главное при этом – не нарушать правило «один человек – один язык», иначе малыш запутается и не сможет освоить толком ни одного языка.

  2. Инга:

    Сыну 1 год, с рождения у него высунут язычок. Не повлияет ли эта проблема на развитие речи ребенка? Пока он произносит только слоги.

    • Многодетная мама:

      Возможно, у малыша язычок великоват. Это называется макроглоссией. В этом случае могут возникнуть проблемы со звукопроизношением. Однако важно, всегда ли так торчит язычок или бывают ситуации, когда он полностью во рту? Также возможно нарушение тонуса мышц артикуляционного аппарата: языка, губ, щек, поэтому язык не удерживается за зубами. Тогда примерно в 2 года нужно начинать потихоньку делать логопедический массаж, поскольку слабость мышц приводит к нарушению звукопроизношения. Обязательно проверьте аденоиды, покажитесь лору.
      В 2 года найдите логопеда. Чтобы ротик был закрыт, малышу предлагают держать во рту соломинку, как “усики” у кошки (то есть поперек). Если подолгу держать, например пока он смотрит мультики, то мышцы укрепляются. Если получится найти опытного логопеда сейчас, покажитесь по поводу дизартрии (нарушение тонуса) и макроглоссии.

  3. Евгения:

    Помогите разобраться в причинах неразговорчивости дочки (1 год 10 месяцев). Она говорит много слов, в основном все существительные. А вот глаголы для нее — проблема. Почему она их игнорирует?

    • Многодетная мама:

      По нормам речевого развития глаголы появляются позже существительных. Дочка еще не “набрала” достаточно существительных. Ей интереснее именно предметы и объекты, которые ее окружают. Чуть позже, вероятно, появятся в ее словаре и слова-действия. Потребности в общении будут расти, и без глаголов ей не обойтись. В 2 годика в любом случае покажите дочку логопеду для осмотра.

  4. Диана:

    Моему малышу уже год, а он почти ничего не говорит. Нормально ли это и что можно сделать, чтобы ребенок быстрее начал разговаривать? Обратиться к логопеду?

    • Многодетная мама:

      Хотя большинство малышей произносит первые слова в 8-10 месяцев, формирование речи происходит в течение первых пяти лет жизни одновременно с интенсивным развитием мозга. Чаще всего первыми словами ребенка становятся «мама», «папа», «киса», «баба», то есть все то, что легко произносится. В этом возрасте малыш говорит слова неосознанно, повторяя их за родными. Осознанная речь начинает формироваться ближе к полутора годам: к этому моменту в лексиконе ребенка появляется 7-20 слов. Маленький хорошо понимает обращенную к нему речь, называет предметы, на которые показывают взрослые. Говорить же в полном смысле этого слова большинство малышей начинает только после 2 лет. Именно поэтому не ждите от ребенка лингвистических подвигов! Речь -один из самых сложных процессов нервной деятельности человека, и у каждого она формируется индивидуально. Поскольку ее развитие зависит в том числе и от наследственности, поинтересуйтесь у своих родителей, когда заговорили вы сами и отец вашего ребенка. Что касается консультаций специалистов (невролога или ЛОР-врача), они понадобятся, если в полтора года малыш не пытается произносить хотя бы отдельные слова, не понимает часто употребляемые слова и не реагирует на обращенную к нему речь; либо если в 2-2,5 года ребенок не произносит многосложные слова, не составляет простые предложения, а также не понимает простые вопросы. Занятия с логопедом обычно начинают после 3-4 лет, если у малыша появляются явные нарушения в произношении слов.
      Что же нужно делать, чтобы малыш быстрее заговорил? Старайтесь почаще разговаривать с ним, стройте диалог, подключайте к разговору родственников. Никогда не ругайте ребенка, если он не может внятно произнести слово или просто не хочет отвечать. Всему свое время, а ваше недовольство может напугать маленького, что сильно затормозит развитие речи.

наверх