Задержка речевого развития

Самая заветная мечта каждого родителя, чтобы его ребенок был здоров, как физически, так и умственно, как минимум не отставал от сверстников, а еще лучше превосходил их во многом. Однако достаточно часто встречаются ситуации, требующие немедленного вмешательства и корректировки. Так, например, обстоят дела с речевым развитием.
Если вы заметите какие-то из описанных ниже признаков задержки речевого развития у вашего чада, немедленно обратитесь за помощью к специалистам, которые посоветуют, что делать в данной ситуации и как наверстать упущенное. Ведь развитие речи детей 3 лет одно из приоритетных направлений в становлении его личности.

Внимание, родители!

Для того чтобы вовремя определить с достаточной ли скоростью идет развитие речи вашего ребенка, познакомьтесь с описанными ниже признаками-сигналами, свидетельствующими о задержке.
Вашему ребенку 3 месяца и он не поворачивается к вам, когда вы к нему обращаетесь.
Не реагирует на изменение интонации, при лепетании не использует согласные звуки: «б», «п», «м» в возрасте от 4 до 6 месяцев.

Крохе 10-12 месяцев, а он привлекает ваше внимание к себе лишь плачем, не реагирует, когда вы к нему обращаетесь, не понимает часто употребляемых взрослыми слов, не имитирует разговорную речь родителей.

В 1-2 года не может показать простые предметы на картинке, к примеру: «Где мячик?», не понимает простых вопросов.

Ребенку 2-3 года, а он не может выполнить несколько идущих подряд действий. Например, «подними этот мяч и отдай его мне». Также если ребенок устойчиво путает понятия «вверх» и «вниз» и не может назвать знакомые ему предметы.

К 4 годам он не понимает самые простые вопросы («кто?», «что?»), его не понимают посторонние люди, ребенок использует лишь короткие предложения, состоящие максимум из четырех слов.
Развитие речи в возрасте до 3-4 лет во многом напрямую влияет на развитие мышления дошкольников и на то, насколько успешным будет дальнейшее усвоение таких навыков, как письмо, чтение, счет и др.

Поэтому необычайно важно, как можно раньше начать коррекцию.

Кто виноват, и что делать?

Причин, по которым те или иные дети отстают в речевом развитии, существует большое количество. Это и черепно-мозговые травмы, полученные при родах, тяжелые заболевания, частые вирусные инфекции, и даже нарушение сна, рахит, долгое пребывание в изоляции, например, при госпитализации. В каждом отдельном случае могут возникать свои причины, и с точностью определить их может только опытный психолог и логопед.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок немного «не дотягивает» до сверстников, не паникуйте, а первым делом обратитесь к специалисту. Он даст точную оценку развитию речевых навыков и подскажет, что именно следует делать.

Чтобы ваш малыш развивался в достаточной степени активно, или для некоторой коррекции небольших отклонений можно посоветовать следующее:

  • чаще общайтесь с вашим ребенком, называйте при нем как можно больше предметов,
  • стремитесь уделять каждый день какое-то количество времени исключительно ребенку: читайте ему, развивайте мелкую моторику, занимаясь лепкой, рисованием,
  • не скупитесь на похвалу и ласку,
  • мягко исправляйте неточности произношения, четко разделяя слоги, буквы и пр.

Эти и многие другие приемы, основанные на внимании к ребенку, помогут избежать трудностей в речевом развитии. Пальчиковые игры, рассматривание иллюстраций, комментирование их и стимулирование ответов на вопросы – все это самым благоприятным образом способствует закладыванию основ успешной коммуникации в будущем.

Похожие записи:
Пальчиковые игры для малышей
Особенности уроков английского языка для детей по Скайпу
Развитие актерского мастерства у ребенка
Дорогие читатели нашего сайта! Просьба внимательно перепроверять указанные майлы, поскольку мы каждый майл проверяем и комментарии с несуществующими майлами игнорируются.
4 комментария
  1. Катя:

    Дочке 2 года 8 месяцев, но она еще не говорит. В 2 года пошли к логопеду, он поставил диагноз “задержка развития речи, гиперактивность”. Невролог выписала препараты, после чего ребенок стал еще более подвижным, но речь так и не появилась. Словарный запас: “мама”, “папа”, “дай”, “отдай”, “на”, “ла”, “ляля”, “бум” и отдельные слоги. Подскажите, как разговорить дочку?

    • Многодетная мама:

      Прежде чем начать принимать лекарства, необходимо попробовать помочь
      дочке психолого-педагогическими и логопедическими способами и, если за год лучше не станет, тогда подключать лекарства. Так как малыш систематической помощи от логопеда или дефектолога еще не получал, значит, первое, что вам следует сделать, — организовать такие занятия. Сейчас достаточно частного логопеда, а в будущем дочке необходима логопедическая группа. Там занятия проводятся ежедневно в разных формах, что существенно повышает эффективность обучения — дети буквально через пару месяцев начинают лучше говорить, появляются фразы. Для того чтобы попасть в такую группу, вам необходимо получить направление на комиссию от логопеда из поликлиники. Дайте возможность дочке выплескивать избыток энергии. Для этого подберите спортивную секцию для малышей, поводите ее в бассейн, а дома установите спорткомплекс. Элементы педагогики Монтессори также желательны. Давайте много работать с водой и сыпучими материалами. Потихоньку ситуация начнет меняться, все наладится.

  2. Ксения:

    Я слышала, что, пока кормишь грудью, ребенок не заговорит. Так ли это? Моему сыну 2 года, он все еще на грудном вскармливании, говорит немного: “папа”, “мама”, “дядя”, “тетя”, “авва”, “ба”, “му” (корова). Пищит, голосом модулирует. Роды были отличные, правда, их немного простимулировали.

    • Многодетная мама:

      У вас неверные сведения: наоборот, при кормлении грудью в головном мозге стимулируются центры, отвечающие за речь и умственное развитие. Если у вашего сына действительно задержка речи (что может сказать только логопед), то я бы не связывала ее с грудным вскармливанием. Напрасно вы думаете, что стимуляция в родах — это так уж безобидно. Как раз стимуляция, некоторые виды обезболивания и другие вмешательства в естественный ход процесса родов могут в той или иной степени нарушить нормальное развитие. У многих детей организм справляется с подобным вмешательством и даже с более тяжелыми вещами. Но некоторые малыши оказываются послабее, и их мозг бывает задет в той или иной степени. Вам стоит сейчас заняться развитием речи, играть в специальные игры. В 2,5 года, если речевое развитие будет далеко от идеала, начните занятия с логопедом.

наверх