Главная » Воспитание и развитие ребенка » Укрощение строптивой дочери

Укрощение строптивой дочери

как воспитывать дочьНаша дочь умеет уже довольно многое: сама надевает носки и трусики, стягивает волосы куклы резинкой, лихо нарезает круги на велосипедике, рисует домики и солнышко. Чтобы научиться всему этому, она неустанно тренировалась. Когда она гордо демонстрировала нам очередное достижение, мы обычно дружно хвалили ее, радовались вместе с ней, одобряли и поощряли ее настойчивость.
Но в последнее время что-то изменилось. Теперь в нашей реакции все чаще чувствуется раздражение. Правда, у папы реже, чем у меня, — у него нервы покрепче. Дочь начала прекословить. И это очень усложнило нам жизнь.

Новая фаза – сопротивление

Теперь родители являются «материалом» для тренировок. На нас Аня старается выяснить, что правильно, а что неправильно. Она познает и осознает правила социального поведения, подвергает их сомнению, действуя столь же неутомимо, как при освоении велосипеда. Действительно ли конфетку дадут только после того, как съешь всю кашу? (Каждое утро она пытается уломать меня и канючит: «Мамочка, ну можно одну-единственную?!») Будет ли мама ругаться, если принести игрушку из детского сада? (Аня каждый раз уверяет меня, что кубик или шарик, по пути домой вдруг обнаружившийся у нее в кармане, — чей-то подарок.)
Все чаще мне приходится устало (и не без раздражения) повторять: «Я уже сто раз объясняла тебе, почему так поступать нельзя!» Иногда в сердцах добавляя: «Почему я должна говорить это снова и снова?» «Потому, мамочка, что я вижу мир иначе, чем еще год назад», — такими умными словами специалистов по психологии ребенка она могла бы ответить мне. Они считают, что пререкания и мелкие детские обманы — убедительное свидетельство того, что пройден большой этап в умственном развитии ребенка. Ведь такие поступки предполагают осознание факта, что у всех людей есть разные мысли, желания и намерения, и что каждый преследует свои собственные интересы.

Объясните, почему

Примерно между четвертым и пятым годом жизни дети уже способны сопоставлять собственные намерения с намерениями других людей и действовать в соответствии с этим. Именно поэтому Аня и не говорит мне, что ей захотелось взять кубик домой. Нет, она прибегает к хитрости, потому что знает, что только так получает шанс обрести желаемое. Вот только я, недоверчивая, каждый раз сомневаюсь, не очень-то верю ей, начинаю докапываться до правды — и мы сообща решаем завтра отнести «подарок» обратно. Хотя игрушками в саду могут пользоваться все, это не означает, что каждый может брать их домой — согласна, это непросто понять, но таковы правила.
Есть еще много других правил… К примеру, говорить «пожалуйста» и «спасибо»; для того, чтобы поесть — сесть за стол; в автобусе — не класть ноги на сиденье; в магазине — ждать, пока не подойдет твоя очередь, и т. д. Многие из этих правил Ане знакомы, но она то и дело их нарушает, а мои протесты наталкиваются на ее требовательное «почему». Мне приходится в очередной раз объяснять, что я не люблю, когда на ковер рассыпаются крошки или проливается яблочный сок, что пассажиры автобуса испачкаются, если она будет залезать на сиденье с грязными ногами, что в магазине людям не нравится, когда кто-то проходит без очереди.

Добиться своего

Аргументы ее убеждают — довольно часто. Но иногда она настаивает на своем, а я на своем. Когда я абсолютно уверена в том, что права, то добиваюсь выполнения своих требований, как бы дочь ни куксилась.

Детям нужны ясность и четкие правила. Когда я принимаю решения, которые Ане не нравятся, я делаю это ради нее.

Как, например, вчера. Она ни за что не хотела идти домой и продолжала кататься на велосипеде. Наступило время ужина, было видно, что дочка до смерти устала, но она начинала топать ногами и вопить, когда я пыталась ссадить ее с велосипеда. Мне пришлось тащить ее домой на руках. Но как только за нами захлопнулась дверь, она замолчала и мирно уселась за стол.

Поможет опыт

Такое бывает часто. У детей есть собственные позиции и интересы, но они пока мыслят «на краткосрочную перспективу». Далеко идущие последствия должны предвидеть родители. Вечером Аня отказывается идти в постель, но в то же время ей не нравится сильно уставать. Она пытается съесть кулек мармеладок, но не хочет, чтобы болел живот. Рвется продолжать игру, но в то же время хочет пойти со мной в магазин… В сущности, она ждет, четких указаний, но тем не менее почти каждое мое требование или просьба вначале наталкиваются на сопротивление. Меня это часто выводит из равновесия, даже если я знаю, что она хочет сказать всего лишь: «Объясни, пожалуйста, почему я должна или не должна делать то-то и то-то». Да, быть мамой — трудная работа, а воспитание — задача не из простых!

Похожие записи:
Методика Глена Домана для гармоничного развития ребенка
Как мотивировать ребенка к учебе?
Разница в воспитании мальчиков и девочек
Дорогие читатели нашего сайта! Просьба внимательно перепроверять указанные майлы, поскольку мы каждый майл проверяем и комментарии с несуществующими майлами игнорируются.

наверх