Главная » Воспитание и развитие ребенка » Развитие творческого потенциала детей

Развитие творческого потенциала детей

Развитие творческого потенциала детейНам не дано предугадать, кем станет ребенок, когда вырастет. Но мы можем и должны создать все условия для гармоничного развития его личности.

Помните, как ослик Иа-Иа пришел в восторг, когда понял, что в пустой горшочек из-под меда может “входить” и “выходить” лопнувший шарик?! Он сделал Открытие. Сам! Так же и ребенок каждый день что-то открывает, а наша задача — поддержать и помочь, не разрушить неуемное детское любопытство.

Для ходунка

Как только малыш научится сам ходить, пора приниматься за дело. Поначалу творческий уголок будет незатейливый, но постепенно его стоит расширять и усложнять. Чем старше становится малыш, тем больше возможностей для его творческой деятельности есть смысл придумать и воплотить здесь. Сначала сделайте самое простое: в уютном месте положите на пол матрасик-коврик, мягкие подушки — и уголок готов. Пусть коврики-подушечки будут разной структуры (шершавые, гладкие, жесткие, мягкие) и размеров. Думаете, простовато для творчества? Для годовалого карапуза — в самый раз. Сначала он станет просто зарываться в них, а потом начнет строить для себя укрытия, а это уже, согласитесь, творчество.

Зачем все это?

Казалось бы, если у ребенка есть своя комната и свои столики, полочки, игрушки, зачем еще какой-то уголок?
Дело в том, что комната (пока он мал) все-таки не только его личное место. Здесь — и родители, и няня, и просто близкие люди. А каждый человек (даже такой вот совсем маленький) нуждается в личном неприкосновенном пространстве, где он — полный хозяин, где его никто не тревожит. Ребенок быстро поймет и научится уходить сюда поразмышлять, расслабиться, заняться тем, к чему лежит его душа.

Прекрасно, если взрослые уважают его личное пространство и дают возможность наводить тот порядок, который ему нравится и устраивает в первую очередь его самого. Неплохо, если творческий уголок отделен маленькой, но хорошо закрепленной ширмой, угловым диваном, мягким креслом, а освещается — персональным светильником (его малыш сможет при желании сам включать и выключать). Кстати, пространство между светильником и стеной можно превратить в теневой театр.

Просто включите свет и помашите рукой — тень упадет на стену. Изобразите “собачку” (пальцы + контур, вырезанный из бумаги), поднимите плоскую игрушку, колечко-колобок… Между светильником и стеной можно разыграть целое сказочное действие! Младенца это поразит, у ребенка постарше вызовет желание подражать вам и тоже “делать театр”. Все это — не просто развлечение. Одновременно развивается и речь, и мелкая моторика, и полет воображения (что важно в нынешней жизни, ориентированной на логику и сознание). На стене по росту ребенка прикрепите несколько крючков. Здесь можно развесить маски и костюмы для волшебных превращений, атрибуты для ролевых игр: повязку с красным крестом для врача, фартук для повара, капитанскую фуражку, микрофон юных артистов…

Малыш подрастает

Теперь ему понадобятся столик и полочки или стеллажи. Хорошо, если в них будет много секций. Тогда вы сможете разместить нужные для детского творчества предметы по темам. Это обеспечит порядок, да и ребенок без затруднений найдет то, что его интересует в данный момент. Например, “Рисование” (фломастеры, краски, мелки, альбомы, баночки для воды, кисти, ластик); “Лепка” (пластилин разного типа, позже — глина, гипс, клеенка, формы для выдавливания, стеки); “Аппликация” (детские ножницы, цветная бумага, клей, картон, клеенка или доска). А если еще сделать и красивые четкие надписи, это уже первый шаг к умению читать. Полка для книг, полка для природных материалов (шишки, каштаны, желуди, интересной формы веточки, камешки, ракушки, деревяшки), полка для рукоделия и т.п.
Положите несколько крепко сшитых тетрадей и подпишите на одной, например, “Звери”, на другой — “Мебель”, на третьей — “Игрушки” и т.д.

В них ребенок может собирать и вклеивать вырезанные из журналов картинки по темам, наклейки, делать собственные рисунки. Одну-две оставьте для свободного творчества. А еще покажите, как делать, например, гербарий. Листья, собранные вами с малышом на прогулке, можно засушивать, обводить или раскрашивать. Рядом приклейте рисунок кустарника, с которого сорвали их, и подпишите. Книжка-самоделка изготавливается еще проще. Несколько чистых листов перегните пополам и скрепите (сшейте).
Придумывайте название и оформляйте обложку. Из старых журналов вырезайте картинки. А ребенок сам вклеит их тематически. Например, “Наш огород”, “Времена года”, “Герои любимых сказок”, “Загадки”, свои рисунки-иллюстрации. Очень удобно использовать клеящий карандаш или сварить клей из муки. Но самое интересное — сочинить и проиллюстрировать собственную сказку.

На стену повесьте географическую карту (карту звездного неба, солнечной системы — все, чем интересуются ваши сын или дочка). У детей великолепная зрительная память, и они легко запомнят то, что впоследствии пригодится. Нужна также доска для рисования и магнитная доска (для азбуки и фигурок). Впрочем, ее с успехом заменит старый чемодан. На крышке можно рисовать, внутри — хранить. Дети любят “творить” в нестандартных местах. Закрепите на стене лист ватмана или обои и время от времени меняйте их. Так вы убьете двух зайцев: ребенок сможет создавать широкомасштабные картины и в порыве творчества не будет портить мебель и стены. Кроме того, на таких “досках” вы можете оставлять творческие задания для ребенка. Например, рисуете одно яблоко плюс одно яблоко, равно? Малыш рисует два яблока и приходит за законным угощением. Сейчас в магазинах продается множество развивающих игр. Конечно, они должны быть у ребенка, но — необязательно покупные и дорогие. То же можно сделать и самому, и проще, и дешевле, и интереснее. Например, паззлы. Берете открытку (или картинку из журнала) и разрезаете ее на нужное количество кусочков. Для прочности можно приклеить сначала на картон. Из старых кубиков, которые малыш уже собирает не глядя, легко сделать новые. Подберите 6 картинок нужного формата, по размеру равных площади кубиков.

Плотно сложите кубики, наклейте картинку, подождите, пока подсохнет клей, а потом аккуратно разрежьте. Переверните кубики другой стороной — наклейте новую картинку… и т.д. Вполне вероятно, что карапуз вскоре захочет сам делать рисунки для паззлов или кубиков. Только не выкладывайте все игры разом, иначе он быстро потеряет к ним интерес. На виду, так, чтобы малыш мог легко дотянуться, оставляйте две-три игры, соответствующие возрасту (смотрите в инструкции). Когда он наиграется и хорошенько освоит очередную игру, заменяйте ее другой, а к изученной вернитесь через 2—3 месяца, чтобы повторить и закрепить материал. Придерживайтесь хорошего принципа: много в запасе, а самое нужное — на виду.

Творчество надо поощрять! Приготовьте папки (портфолио!) для хранения лучших работ ребенка. Повесьте на стену большой лист, на нем прикрепляйте его рисунки — передвижная выставка готова. В неглубокой коробке разместите фигурки, которые кроха слепит из пластилина, всевозможные поделки. Например можно сделать с маленьким ребенком простые поделки из шишек, могу вам предложить примеры работа здесь. Вот вам и выставка творческих достижений малыша. А почему бы не сделать целую картинную галерею или домашний музей, особенно если вы вместе посетили настоящий? Когда ребенок знает, что его труд (и творчество) ценят взрослые, он охотно будет заниматься и создавать свои маленькие шедевры.

Полезные безделушки

Часто родители, покупая еще одну великолепную игрушку, в очередной раз удивляются, как быстро ребенок теряет к ней интерес. Поиграет пару вечеров — и снова возвращается к каким-то шнурочкам, кастрюлям, деревяшкам, банкам, проволочкам и прочей ерунде. На деле ничего удивительного в этом нет. Детям нравится манипулировать предметами, и в их мире стодолларовая вещь ничуть не ценнее кораблика из бумаги и ниточек, чайники и кострюльки. Потому что главное в игре — полет воображения. Как раз такие “нестандартные” предметы можно превратить во что угодно, а самим стать — шофером, врачом или русалочкой. Дети изучают мир и приспосабливаются к нему с помощью вот таких игр. Поставьте в творческом уголке ящик и позвольте ребенку забивать его вещицами, которые ему пришлись по душе. Разломал старую игрушку, а выбрасывать не позволяет — в чемодан ее!

Принес с прогулки красивые камешки? Промываем в воде с мылом — и тоже сюда. Фантики, крышечки, коробочки, флакончики, детали конструктора… Кстати, и сам ящик можно разукрасить творчески — теми же наклейками или кусочками клеящихся обоев, которые остались после ремонта. Единственное, что следует сделать родителям, — проверить все эти безделушки на безопасность: нет ли острых углов, режущих поверхностей и т.п. Ребенок 4-5 лет из старых деталей, пластилина и веревочек способен создать изумительные предметы. И даже если вам они покажутся несколько странными, не критикуйте, а поощряйте такое творчество. Ребенок учится самостоятельно мыслить и творить!

Похожие записи:
Методика Глена Домана для гармоничного развития ребенка
Как мотивировать ребенка к учебе?
Разница в воспитании мальчиков и девочек
Дорогие читатели нашего сайта! Просьба внимательно перепроверять указанные майлы, поскольку мы каждый майл проверяем и комментарии с несуществующими майлами игнорируются.

наверх