Занятия для грудничков
Предметный мир все расширяется, раздвигает перед малышом свои границы, окрашивается новыми цветами, удивляет формами, размерами, звуками: такими разными, такими удивительными!
Если постараться повернуть голову в том направлении, откуда идет звучание, можно увидеть улыбающееся лицо любимой мамочки или яркую погремушку. Вот кроха и старается! Умение малыша определять, откуда идет звук, формируется и развивается очень быстро. Так же быстро возникает у него «ответное чувство» при прослушивании той или иной мелодии: под веселую музыку он двигает ручками и ножками и делится с окружающими своей радостью, восклицая что-то в ответ, а при грустной мелодии — «призадумывается», затихая.
Еще большую радость и теплое «ответное чувство» испытывает крошечный слушатель, если услышит песенку, которую для него исполнит мама, подыгрывая себе на ксилофоне или металлофоне, дудочке или свирели. Музыка постепенно входит в жизненное пространство малютки, даря ни с чем не сравнимое удовольствие ощущать покой и радость, быть в гармонии с миром.
Словно стремясь выразить свои эмоции, малыш именно в этот период начинает лепетать, то есть активно произносить сочетания гласных и согласных звуков. Лепет — очень важный и более совершенный, по сравнению с гулением, вид речи. Именно из «лепетных слов» (слогов) и станет составлять кроха свои первые слова. А чтобы заслужить такой подарок от малыша, близким нужно создать комфортную обстановку для дружеского общения.
Как же помочь маленькому человечку освоить лепет?
- Обязательно повторите звук, который издаст кроха, а затем вновь произнесите его в сочетании с другим, новым для ребенка звуком;
- разговаривайте с малышом, используйте разные интонации: громко и тихо, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, «с грустинкой», успокоительно и возбужденно радостно.
Занятия с 3-3,5 месяца
Ребенок прислушивается к звучанию собственного имени.
Упражнение «Имечко родное»
Задача — побуждать кроху отыскивать своего «собеседника», поворачивая голову и выражая оживление в ответ на обращение к нему по имени.
- Объект — ваше собственное лицо.
- Условия — малыш лежит перед вами на спинке.
- Занятие — установите с ребенком контакт глаза в глаза, погладьте его по головке, пощекочите подбородочек. Когда малыш полностью сосредоточится на вашем лице, возьмите его за ручки, легонько потяните на себя и отчетливо, внятно и эмоционально (радостно и очень ласково) скажите:
Назову я имечко,
Имечко родное.
Назову я имечко,
Имя дорогое!
Для мальчика:
Андрюшенька, Андрюшка! (имя малыша)
Вот какой малыш!
Андрюшенька, Андрюшка!
Вот какой крепыш! Для девочки:
Аннушка, Анюта! (имя малышки)
Вот какая ягодка!
Аннушка, Анюта!
Вот какая сладкая!
Восхищенно покачайте головой из стороны в сторону, не сводя глаз с ребенка и поглаживая его, и вновь повторите обращение к нему по имени.
Наше имечко родное!
Дорогое, золотое:
Настенька, Настена!
Настюша, наша Настя! (Несколько раз звучит имя ребенка.)
Советы:
- Чаще называйте своего ребенка по имени, используя различные нежные вариации. Пусть малыш слышит ласковый мамин голос всякий раз, когда вы пеленаете его, купаете, одеваете, кормите или баюкаете.
- Произносите имя крохи отчетливо, обязательно делайте паузы между словами (вариантами имени), не теряя зрительного контакта с малышом.
- Зовите кроху по имени не только тогда, когда зрительный контакт с ним уже установлен, но и тогда, когда требуется его установить: несколько раз ласково и отчетливо произносите варианты имени ребенка, добиваясь того, чтобы он самостоятельно повернул голову в вашу сторону.
Результат малыш, услышав свое имя, поворачивает голову, сразу же радостно реагирует на ваш голос.
Занятие с 3,5-4 месяца
Кроха устанавливает зрительный контакт сразу с несколькими близкими людьми (переводит взгляд с одного говорящего человека на другого).
Упражнение «Хоровод».
- Задача — побуждать ребенка радоваться речевому общению с членами своей семьи, поочередно переводить взгляд с бабушки, что-то говорящей малышу, на маму или наоборот.
- Условия — рядом с крохой находятся двое взрослых.
- Занятие — мама и бабушка, наклонившись над малышом и глядя на него, по очереди декламируют потешку. Тот, кто говорит слова, чуть больше приближает свое лицо к лицу крохи (стараясь поймать его взгляд), добиваясь контакта глаза в глаза:
Мама: Собираем хоровод!
Бабушка: Позовем к себе народ! Участники игры, поочередно произнося свои слова, поглаживают малыша, массируют его ручки и ножки, радостно улыбаются ему.
Мама: Пригласим мы курочку.
Бабушка: Пригласим мы уточку!
Мама: Пригласим теленка.
Бабушка: Пригласим гусенка!
Мама: Не забудем свинку.
Бабушка: Нежную щетинку!
Мама: А за нею — петушка!
Бабушка: Не видать гостей пока!
Мама: Будем веселиться сами!
Бабушка: Подавай-ка ручку бабе!
Советы:
- Взрослые участники игры время от времени меняются. Сегодня с крохой водят хоровод одни, завтра — другие. Это полезно не только для эмоционального, но и для интеллектуального развития ребенка.
- Малыш 3-4 месяцев уже способен и «поддержать диалог». Ваше общение будет продуктивнее, если произносить слова потешки отчетливо, а в конце фразы делать небольшие паузы. Результат малыш весело реагирует на потешку, переводит взгляд с одного человека на другого, отвечает восклицаниями на ласковое обращение.
Занятия с 4,5-5 месяцев
Ребенок произносит отдельные слоги и даже слоговые сочетания (лепечет).
Упражнение «Угощение».
- Задача — побуждать малыша повторять звукосочетания с согласными звуками: «б», «м», «д», «г», «н».
- Условия — карапуз лежит перед вами на спинке.
Занятие №1.
Наклонитесь над крохой таким образом, чтобы он мог сосредоточиться на вашем лице, а затем начинайте произносить потешку, особо выделяя звуки или слоги в некоторых словах:Г-г-где же наша к(и-и-и)сонька,
К(и-и-и)сонька-мурл(ы-ы-ы)сенька?
Хочет киска молочка.
Да-да-да? Да-да-да!
Ск(а-а-а)жем киске:
«На-на-на! На-на-на! На-на-на!
К(и-и-и)ска, приходи скорей,
Приводи с собой друзей!
Вот бар(а-а-а)шек:
Бе-бе-бе!
Вот и к(о-о-о)злик:
Ме-ме-ме!
Вы хотите молочка?
Не-не-не! Не-не-не!
Бе-бе-бе! Ме-ме-ме!
Бьют копытцами они:
Сено поскорей неси!
Бе-бе-бе! Ме-ме-ме!
Ме-ме-ме! Бе-бе-бе!»
Занятие №2.
На этот раз вместе с кисонькой в гости «приходят» гуси:
К(и-и-и)ска, приходи скорей, приводи с собой друзей!
Вот и гуси: Га-га-га! Есть хотите? Да-да-да!
Вы хотите молочка? Не-не-не! Не-не-не!
Крыльями захлопали, По полу зашлепали:
Га-га-га! Да-да-да! Да-да-да! Га-га-га!
Слушать не хотят они: Каши им горшок неси!”
Советы:
- Для разнообразия зрительных и слуховых впечатлений время от времени поручайте роль «привередливых» гостей другим членам семьи.
- Если малыш повторяет отдельные звукосочетания потешки, произнесите их снова «на все лады». Не забывайте делать паузы, чтобы кроха смог поддержать «диалог».
- Понаблюдайте, какие звукосочетания вызывают у ребенка смех? Повторяйте их в течение дня. Используйте другие стихи и песенки, где можно выделить те же самые звуки и слоги.
- Проводите речевые игры, когда кроха спокоен и настроен на общение.
Результат: малыш лепечет (вслед за взрослым произносит сочетания согласных и гласных звуков).
Нам 5-6 месяцев Умение №4.
Слушая мелодию, ребенок выражает удовольствие голосом и движениями.
Упражнение «Пляска».
- Задача — побуждать малыша к сосредоточению на пении мамы и выражению своих эмоций голосом и движениями, то есть к активному слушанию.
- Игрушки — любой музыкальный инструмент: ксилофон или металлофон, колокольчик или дудочка, гусельки или большая погремушка с хорошим дробным звуком (маракас).
- Условия — во время занятия грудничок не должен слышать других звуков (в комнате сохраняется тишина).
- Занятие — исполняйте простую песенку, сопровождая пение игрой на музыкальном инструменте:
Кукла вышла поплясать,
Ножками потопать!
Зайчик вышел поскакать,
Ушками похлопать!
Раз-два-три-четыре-пять!
Начинай плясать опять!
Мишка вышел поплясать,
Лапами потопать!
Лягушонок — поскакать,
Глазками похлопать!
Раз-два-три-четыре-пять!
Начинай плясать опять! Повторите любое четверостишие или придумайте продолжение песенки.
Советы:
- Пойте задорно, улыбайтесь малышу, изменяйте тон голоса в зависимости от характера того или иного персонажа.
- Подыгрывайте себе на разных инструментах (используйте также баночки с горохом, крупами или бусинами).
- Привлекайте внимание крохи к отдельным звукам, нарочито протягивая их («Начинай плясать опя-А-А-Ать!»).
- Можно разнообразить исполнение «набором» из разных слогов, привлекая к ним внимание ребенка и стимулируя его ответный лепет.
Например:
Кукла вышла поплясать,
Ножками потопать!
Зайчик вышел поскакать,
Ушками похлопать!
Да-да, ба-ба, па-па, нэ,
Ножками потопать!
До-до, гу-гу, ма-ма, пэ!
Ушками похлопать!
- Не стесняйтесь петь крохе, малыш оценит даже самое простенькое исполнение. Скоро кроха станет выражать радость и нетерпение, увидев знакомый музыкальный инструмент.
- Привлеките ребенка к «аккомпанементу», надев ему на ножку повязку с небольшим колокольчиком.
- Постепенно расширяйте песенный репертуар известными детскими песенками (на 5-6 минут) или отдельными куплетами (на 1-2 минуты). Результат малыш сосредотачивается на пении мамы (на 20-30 секунд как минимум), выражает радость мимикой, движениями и вокализациями.
Любой маме иногда нужен способ чем-то занять и развлечь грудного ребенка, чтобы спокойно сделать необходимые дела. Меня много раз спасал легкий надувной мячик (или прочный воздушный шарик из плотной резины с «ушком»). Я привязывала его к кронштейну над кроваткой, а 4-месячный Артем с удовольствием пинал шар ножками. Ему – отличная гимнастика, а мне – минут 20-30 тишины.