Главная » Воспитание и развитие ребенка » Первые игрушки младенца: как выбрать?

Первые игрушки младенца: как выбрать?

Первые игрушки младенца«И таковой она остается примерно до 7-8 лет», – добавляют психологи. Но когда дело доходит до покупки конкретных игрушек, большинство взрослых испытывает трудности.

  • Сколько и каких предметов должно быть в «игрушечном хозяйстве», чтобы в квартире оставалось хотя бы немножко места для ребенка и его родителей?
  • Какие возможности для малыша, преимущества для его развития и воспитания несет с собой та или иная игрушка?
  • Могут ли игрушки быть бесполезными или вредными?
  • Как правильно играть с малышом (и вообще нужно ли это делать)?

Спроси любого, какая первая игрушка у младенца, и услышишь: конечно, погремушка! А вот и не угадали. Вспомните хорошенько своего сынишку или дочку в первые 3-4 недели, да что там, в первые 3-4 месяца жизни: разве обращал малыш большое внимание на гремящие шарики? разве пытался снова и снова найти взглядом яркого мишку? Нет. Потому что все его желания связаны только с одной «игрушкой» – мамой; именно она сейчас занимает весь его внутренний мир. Малыш настроен на мамину волну – звуковую, зрительную, осязательную. Именно вас он слушает наиболее внимательно, вам улыбнется в первый раз, к вам сделает свой первый шаг.

Здорово, если вы купили для своего младенца музыкальные движущиеся мобили и музыкальный центр, но тихая мамина песенка, слова утешения и восхищения не заменят самую прекрасную механическую игрушку или музыку компакт-диска.

Прекрасно, что вы не забыли о большой кукле или неваляшке – малышу нравится разглядывать «лицо», но наибольший интерес вызывает лицо мамы или папы. Гримасничайте, стройте рожицы, читайте стихи, зовите малыша по имени.

Как, у вас есть и чудо-коврик, тот самый, «сенсорный» -с кусочками разных по фактуре и цвету тканей, с кармашками на «липучках», с небьющимся зеркальцем? Вашему грудничку он придется по душе! Но с еще большим удовольствием он отправится в «путешествие» по квартире на руках у мамы или папы. Как приятно погладить зеленый цветок, который растет в глиняном шершавом горшочке; потрогать папину шапку, волосы, шарфик; перебрать пальчиками крупные янтарные бусы на маминой шее…
Много можно сделать интересного с самыми любимыми и лучшими на свете «игрушками» – собственными родителями!

Что и когда развивает игрушка?

Ответ прост – то новое качество, новое умение, которое соответствует нынешнему возрасту малыша.
В первые три месяца нужны предметы для разглядывания – подвески-погремушки на кроватку, полоски гофрированной бумаги, воздушный шарик, легкая елочная игрушка, развешанные на ниточке высоко над кроваткой, одним словом, все, что приходит в движение от потока воздуха и потому привлекает младенца.

Предметы для ощупывания также необходимы: в «волшебный мешочек» положите разные по фактуре, форме, размеру предметы, пусть малыш учится «видеть» пальчиками. Найдите в детских магазинах (а еще лучше – сшейте сами) специальные  башмачки, носочки, браслеты или варежки с вделанными в них бубенчиками.

«Звучащие» предметы одежды помогают младенцу осознавать, что движение руками и ногами дает определенный результат. Произвольно болтая ножками и ручками, малыш также иногда будет задевать погремушки и колокольчики, подвешенные над кроваткой. Постарайтесь, чтобы их звучание было мелодичным и не очень громким.

Еще одна хорошая идея – небольшая игрушка би-ба-бо. Просто незаменимая вещь, причем на долгое время! Если «семейство» таких кукол будет постоянно пополняться, то к 1,5-2 годам вы сможете устраивать настоящие представления!

Надетая на вашу руку, би-ба-бо, изображающая веселого мышонка или зайчишку, научит малыша следить за предметом, сопоставлять звучание с движением и изображением. Но пока кукла должна быть одна.

Перемещайте ее взад, вперед, вниз, вверх, по кругу. Эти нехитрые «упражнения», сопровождаемые разными звуковыми интонациями, развивают глазные мышцы ребенка, являются профилактикой младенческого косоглазия.

В конце игры предложите малышу «осмотреть» игрушку руками, дайте ему возможность получить новые тактильные ощущения: мягкую куклу би-ба-бо с матерчатым «телом» можно мять, собирать в складочки, сосать. Да-да, именно, сосать (для этого также подойдут мячики из ткани). Ведь на этой стадии познания мира малыш все пробует «на зубок».

Знаете, почему так происходит? Потому что язык, губы, десны, активно сосущие мамину грудь, развиты гораздо лучше, чем пока еще не совсем послушные пальчики рук. В продаже появилось много мягких игрушек «для жевания», но подойдет и простая атласная ленточка, которую вы будете содержать в чистоте.

Почему-то многие родители забывают, что маленьким ножкам тоже хочется ощупывать, трогать, прикасаться. Для этих целей прекрасно подойдет большой надувной мяч. В первые 3-4 месяца он пригодится для ежедневной зарядки, потом станет прекрасным тренажером для стоп, если вы «пропишете» его в детской кроватке, в ногах малыша. Постоянное пинание такого мячика в течение дня отлично развивает мышцы ног, стимулирует работу нервных окончаний на голой маленькой пяточке.  К четырем-пяти месяцам резко возрастает физическая активность ребенка, от созерцания он переходит к активным действиям (манипулированию) с предметами.

Скорее обеспечьте человека предметами для хватания! Это могут быть как пластмассовые собачки и уточки, так и другие интересные вещички из разных материалов – деревянные неокрашенные ложки, крепкие пластиковые стаканчики, детская чашечка с ручкой…

Для совместных игр очень полезны книжки – книжки-подушки со страницами из ткани; непромокаемые книги для «чтения» в ванне; издания для самых маленьких с твердыми картонными (иногда запаянными в целлофан) или пластмассовыми страницами – их интересно пробовать на зубок, переворачивать, ощупывать. Желательно, чтобы на каждой странице была одна яркая картинка, изображающая знакомый малышу предмет или животное. Если есть желание, начинайте изучать и подражать «голосам» зверей и домашних птиц.

Игрушек не должно быть много, лучше всего 2-3 в «активном пользовании», иначе малыш может не справиться с такой зрительной и эмоциональной нагрузкой. Меняйте игрушки через 7-10 дней: прячьте одни, доставайте другие.

Одним из показателей освоения окружающего мира у малышей шести-девяти месяцев является желание складывать, вкладывать и вынимать одни предметы из других, заполнять и опустошать различные емкости и объемы. Для этих целей можно купить специальные игрушки для вкладывания друг в друга – кубы, объемные пирамидки, детские развивающие центры. Но проще использовать для детских забав предметы домашней утвари. Достаньте несколько мисок или кастрюль с крышками. Постепенно малыш научится складывать по размеру и накрывать миски крышками. Но только в том случае, если вы ему не будете сильно мешать.

Ближе к году, в 9-12 месяцев, малыш научится перекладывать предметы из руки в руку, держать одновременно две игрушки в обеих руках; научится хорошо бросать различные предметы. Это важный шаг в развитии!

Наблюдая за выброшенными из кроватки игрушками, ребенок начинает обращать внимание на свойства предметов. «Оснастите» кроватку разнообразными предметами для бросания, и ваш непоседа увидит, что воздушный шарик, пластиковая баночка, тяжеленький плюшевый мишка, резиновый мячик ведут себя совершенно по-разному!

Простая игра с мамой «подними и отдай мне обратно» не сказать, что очень популярна у родителей – трудно с радостью и восторгом поднимать с пола в трехсотый раз один и тот же мячик, выброшенный из коляски, кроватки, стульчика! Облегчите себе жизнь тазиком, который может стать «целью» для бросания (потом тазики, ведерки и коробки будут служить для складывания игрушек, классификации их по  темам  – «животные», «куклы», «кубики»). Либо привяжите игрушки за веревочки к кроватке и научите малыша подтягивать их обратно.

Дальнейшее развитие понимания и умения грудничка манипулировать с целыми предметами и их отдельными
частями должно подвигнуть вас на приобретение первых тонных или пластиковых пазлов (мозаика из 3-5 кусочков-элементов), специальных рамок с вкладышами.

Похожие записи:
Методика Глена Домана для гармоничного развития ребенка
Как мотивировать ребенка к учебе?
Разница в воспитании мальчиков и девочек
Дорогие читатели нашего сайта! Просьба внимательно перепроверять указанные майлы, поскольку мы каждый майл проверяем и комментарии с несуществующими майлами игнорируются.

наверх