Обучение компьютеру дошкольников. Упражнения для обучения
В последнее время компьютеры все чаще используются как средство развития творческих способностей ребенка. Включение компьютера в учебно-воспитательный процесс ставит задачу разработки мер оптимизации условий его применения. Решать эту задачу необходимо с учетом как специфики этого нового для детских садов и школ технического средства, так и возрастных особенностей ребенка.
Изучив реакцию детей пяти лет на занятия, проводимые с использованием компьютеров, выяснили, что около 60% дошкольников отрицательно относятся к ним из-за испытываемого эмоционального напряжения. Причина? В этом возрасте дети очень чувствительны к внешним воздействиям, особенно непривычным для них. Поэтому главная задача воспитателя — Помочь детям на первом этапе их взаимодействия с компьютером, сделать его максимально привлекательным.
Итак, начальный период обучения детей работе на компьютере связан с трудностями, преодоление которых определяет ее успешность. От того, насколько ребенок готов к этой деятельности, зависят быстрота обучения, интерес к нему, положительный психологический настрой. Любая деятельность требует определенного уровня развития тех функций организма, которые обеспечивают ее успешность, наиболее важны для ее осуществления. Если уровень их развития недостаточен, то организм не справляется с работой или функционирует на пределе возможностей, чрезмерно напрягается. В результате могут возникать различные негативные реакции и даже отклонения в физическом и психическом здоровье. Но с помощью специально подобранных упражнений можно повысить уровень развития определенных функций и тем самым начальный период общения детей с компьютером сделать наименее болезненным.
Наиболее значимыми функциями для работы на компьютере являются точность движений и кратковременная память. Исходя из этого была разработана методика их развития с использованием физических упражнений в игровой форме. Комплекс занятий рассчитан на шесть недель, т. е. на весь начальный период обучения работе на компьютере. Регулярность занятий — три раза в неделю, длительность — 20 минут. Упражнения желательно проводить во время прогулок, можно включать их в другие занятия. Цель упражнений — развитие точности и координации движений; мелкой моторики мышц; памяти.
Игровая форма, работа по подгруппам помогают быстро переключать внимание детей и поддерживать их длительный интерес к упражнениям с использованием различного спортивного инвентаря (кольцеброс, обручи, кегли и т. д.), конструкторов (строительный, мозаичный, игольчатый и пр.), наборов трафаретов («Поставь машину в гараж», «Корабль среди рифов» и т. д.).
Проведенные нами исследования показали эффективность этих упражнений: улучшились показатели точности движений и кратковременной памяти. Дети стали быстрее справляться с заданиями, они меньше утомлялись, выросла работоспособность, причем не только во время компьютерных занятий, но и на других учебных занятиях.
Приведем несколько игровых упражнений.
Физические упражнения на точность и координацию движений
«Детский баскетбол».
Берется небольшой куб с круглым отверстием на верхней грани. Ребенку предлагается попасть в него мячом, сначала кидая мяч двумя руками, потом — правой и левой поочередно. Если мяч попадает в отверстие, то ребенок отступает от куба на один шаг, если нет — приближается к кубу. Победителем считается тот, кто набрал большее число очков и оказался на самом большом расстоянии от куба.
«Детский футбол».
Куб с круглым отверстием ставится как футбольные ворота. Дети располагаются на ковре напротив него на расстоянии 3—5 метров. Нужно попасть в «ворота», прокатывая мяч по полу. В ходе игры можно менять размер мяча и постепенно увеличивать расстояние до куба.
«Подъемный кран»
Расположить куб отверстием вверх на расстоянии вытянутой руки сбоку от ребенка. Нужно попасть мячом в отверстие из исходного положения, при котором рука находится впереди, совершая плавное движение в сторону. Сначала ребенок следит за рукой, контролируя точность движения, потом — нет.
Упражнения, развивающие мелкую моторику мышц
«Театр в руке»
Воспитатель предлагает детям разыграть сказку на пальцах; знакомит с ее героями и дает каждому пальцу имя одного из персонажей.
«Знакомство»
Персонажи сказки знакомятся: к большому пальцу поочередно прикасаются другие пальцы (можно делать несколько касательных движений, а также увеличивать темп прикосновения).
«Вот и я»
Пальцы собраны в кулак. Воспитатель называет одного из героев сказки — дети выпрямляют соответствующий ему палец. Возможно одновременное «появление» двух и более персонажей.
Упражнения, развивающие память
«В гостях»
Дети дают игрушкам разные имена и стараются запомнить их. У каждого ребенка две игрушки, а у ведущего — одна. С ней он отправляется в «гости». Подойдя к первым двум игрушкам, он должен вспомнить их имена и поздороваться с ними. Постепенно он обходит всех по кругу. Затем дети меняются игрушками, и игра повторяется с новым ведущим.
«Хоровод»
Другой вариант игры. Игрушки ставят по кругу. Воспитатель обращается к одному из детей:
Гости в дом ко мне пришли,
В хоровод плясать пошли.
Как зовут моих гостей?
Саша, помоги-ка мне скорей!
Ребенок идет по кругу и вспоминает, как кого зовут. Дети помогают ему. Затем выстраивается новый хоровод, и игра повторяется.