Новый год для маленьких детей
Наряжать елку, упаковывать красивые подарки и писать письма деду морозу надо, даже если малыш еще не сказал свое первое «агу».
Друг моего детства, психиатр, работающий с очень тяжелыми случаями, при написании докторской сделал открытие: у большей половины пациентов в детстве не было домашних новогодних хороводов и карнавальных костюмов. Родители считали, что от елки – мусор, подарки – бесполезная трата денег, и честно говорили детям, что приглашенный в гости к соседям Дед Мороз – завхоз с папиной работы. Дети эти выросли без сказки. А их постаревшие родители, месяцами ожидающие простого телефонного звонка, очень многое отдали бы, чтобы вернуться в то время и все переиграть. И чтобы было все – и конфетти по ковру, и диатез от пятого килограмма мандаринов, и подарки под елкой, и Дед Мороз в папиных тапочках и с ватной бородой. В этой новогодней суматохе с коллективным написанием письма Деду Морозу под чай с имбирным печеньем рождается та крепкая тесная детско-родительская связь, новообретенная пуповина. Только уже духовная. Ведь ждать вместе чуда и прислушиваться, а не скрипят ли под окном дедморозовские валенки, это так замечательно.
Я вам дам несколько рекомендаций как готовиться к новогоднему чуду.
0-6 месяцев
Малыш знакомится с миром, в его маленькой головке идет активное развитие восприятия. Все вокруг новое: запахи, картинки, звуки. Не переусердствуйте с образами – пусть будет несколько ярких пятен, а не калейдоскоп из мишуры, бенгальских огней и взрывов хлопушек.
Зрительные образы: рассматривайте игрушки, гирлянды, дождик. Впечатление произведут яркие краски – Дед Мороз в красном, темно-зеленая елка, белый снег, золотая мишура. Один из первых цветов, различаемый малышами, – желтый: пусть на елке преобладают игрушки такого цвета.
Развитие кинестетики: малышу полезно потрогать колючую елку, мягкий и теплый плед, пушистый снег под елкой.
Слуховые раздражители: это могут быть звон колокольчиков, поющие игрушки, бой курантов.
Знакомство с пространством: пусть кроха гуляет на родительских руках по украшенной квартире.
Принципы безопасности
- У гирлянды должен быть самый медленный режим мигания, она должна медленно набирать свет и так же медленно затухать. В комнате необходим дополнительный источник света.
- Елку можно нарядить «как в пришлой жизни» – большую, с любимыми стеклянными игрушками. Табу на синтетические ароматизаторы (хвою, апельсин), благовония. У кроватки в радиусе как минимум метра не должно быть гирлянд, дождика, игрушек.
6-12 месяцев
Знакомство с миром продолжается. Изменились возможности малыша: теперь он ползает и делает первые шаги.
Зрительные образы: малышу вдвойне интересно рассматривать игрушки. Он понимает – квартира преобразилась! Полезно озвучивать цвета: белый снег, оранжевый мандарин, золотая мишура.
Развитие кинестетики: кроха уже может активно трясти и исследовать игрушки, пробовать на зуб (следите, чтобы в зону его досягаемости не попало ничего стеклянного). К году малыш понимает команду «дай» – можно вместе наряжать елку, два-три шарика повесить точно удастся. Мягкий пупс, выполняющий днем роль Снегурочки под елкой, на ночь может занять место рядом с малышом в кроватке.
Слуховые раздражители: ребенку понравится слушать в мамином исполнении новогоднюю историю – обязательно с песенками и колокольчиками.
Знакомство с пространством: малютка уверенно чувствует себя на папиных плечах – сверху осматривать полигон предновогодних хлопот интереснее. Начинаются первые танцы.
Принципы безопасности
Большую елку заменяем маленькой и ставим высоко над полом, чтобы малыш ее не уронил. Стеклянные игрушки меняем на пластмассовые (бумажные, тряпичные). Не даем в руки игрушки с мелкими деталями – бусинками, конфетти.
1-1,5 года
Зрительные образы: малыш уже понимает разницу между большим и маленьким. Пусть подарки будут в разных коробках, от маленькой, размером со спичечный коробок, до большой.
Развитие кинестетики: можно рвать снежинки из белых салфеток, а можно копать настоящий снежок на улице. Разрешите малышу нарисовать «сугробы» йогуртом или зубной пастой на стекле или на зеркале – восторг гарантирован.
Слуховые раздражители: пойте новогодние песни, шуршите-гремите.
Знакомство с пространством: покажите малютке огромную городскую елку. Сходите к друзьям – пусть малыш увидит, что это странное колючее дерево есть повсюду.
Принципы безопасности
Те же, что и для младших детей.
1,5-2 года
Зрительные образы: кроха уже может связать понятия «елка» и «праздник». Добавляйте больше праздничных образов – снежинок, золотой фольги, больших блестящих шаров. Пришло время первого карнавального костюма.
Развитие кинестетики: нарежьте большие конфетти – выкладывайте ими елочки, снежинки на кафеле-стекле-зеркале. Снежинки рисуем и пальчиковыми красками, и обычной кисточкой методом тычка. Если малыш перестал тащить все в рот, проделайте такой фокус: вместе нарвите шарики из пенопласта, еловую веточку смочите крепким сахарным сиропом, а кроха пусть посыпет ее пенопластовым «снегом». Затея хорошо развивает мелкую моторику.
Слуховые раздражители: ребенок может сам включать-выключать игрушку, «поющую» новогодние песни.
Знакомство с пространством: те же принципы, что и для полуторагодовалых.
Принципы безопасности
Не даем в руки бенгальские огни, не используем в декоре бусины.
2-3 года
Зрительные образы: ребенок сам, осознанно, бежит под елку за подарком, достает-распечатывает. Пусть Дед Мороз позаботится о яркой упаковке. Активно рисуем.
Развитие кинестетики: раздолье для развития мелкой моторики – рисуем, лепим (бусы или колечки из соленого теста), разукрашиваем.
Слуховые раздражители: читаем новогодние сказки.
Знакомство с пространством: время первых «выходных» елок. Малыш понимает, что Новый год — это «всехний» праздник.
Принципы безопасности
Не ставьте высоко предметы новогоднего декора – малыш уже умеет залезать на стулья и не удержится от соблазна посмотреть, «что же такое блестит на той стеклянной полке».
3 года
Зрительные образы: малыш может вспомнить, что когда-то в доме уже появлялась елка. Добавьте к убранству квартиры и елки новые яркие штрихи. Можно написать письмо Деду Морозу. А вот для прихода Деда Мороза домой рановато – малютка может испугаться.
Развитие кинестетики: нарубите мелко дождик. Пусть малыш украшает этим «снегом» свои поделки, предварительно намазав бумагу клеем. «Снежок» можно сделать из манки.
Также можно сделать с ребенком простые поделки из шишек, некоторые работы можно посмотреть тут.
Слуховые раздражители: можно поиграть в ролевую игру «Я Дед Мороз, ты Снегурочка». Кроха сам поет песенки, рассказывает стихи.
Принципы безопасности
Уже можно вернуть елку с комода на пол. Но помните, что это возраст «я сам» – кроха может многое захотеть сделать самостоятельно. В том числе и повесить звезду на макушку елки.
Идеи для совместных новогодних поделок
- Сделайте из творожной массы снеговика: глазки – из изюма, вместо ведра – шляпа из корки лимона или апельсина.
- Снеговика можно слепить из белого гольфа или чулка. Набиваем чулок горохом, блестящей тесьмой перевязываем на три шарика. Рисуем глазки и морковку. Ручки – из нацепленных на зубочистку пенопластовых горошинок. Ведро – обернутый в фольгу стаканчик от йогурта.
- Колечки для гирлянд можно слепить из соленого теста. Красивая гирлянда получается из зведочек, смазанных клеем и украшенных порезанным дождиком, – пока они не высохли, прокалываем в каждой дырочку под веревочку с помощью спички. Вместо веревочки хорошо подойдет дождик.
- Заворачиваем орехи в фольгу и красиво складываем горкой под елкой.
- Привязываем ниточки к конфетам и на елку – это хорошо развивает мелкую моторику. Тренирует пальчики и совместная выпечка печенья.
- Делаем цветные игрушки для уличной елки: в формочки заливаем воду, подкрашиваем ее гуашью, опускаем ниточку для петельки – и в морозилку. Утром украшаем елку во дворе или елочный букет на балконе.
Праздничные игры на внимание
- Для одного малыша или для компании: развешиваем на елке парные сюрпризы (число сюрпризов должно быть равным числу детей): брелочки, шоколадные яйца, мандарины, магнитики. Ищем к каждому из сюрпризов пару. В конце игры все находки делим среди игроков так, чтобы у каждого получилось по мандаринке-шоколадке-магнитику.
- Объявляем охоту за подарками: на самом видном месте выкладываем маленький сюрприз, например пупсика, и карточку с изображением, допустим, комода (с припиской, что следующий подарок ждет там – пусть это будет еще одна недорогая безделушка). И снова карточка с указанием, где искать другой подарок. Можно усложнить: нарисовать на карточке-подсказке не предмет, а какой-нибудь символ, например колокольчик, и объяснить, что следующий подарок там, где такой знак, а колокольчик приклеить, скажем, на галошницу.
Супер идеи)) Моему малышу пять месяцев, вроде и мал для праздников, но хочется провести весело, чтобы и малышу было интересно.