Главная » Воспитание и развитие ребенка » Кризис трех лет у ребенка: нужно ли бороться?

Кризис трех лет у ребенка: нужно ли бороться?

Кризис трех лет у ребенкаВ основном, об этом нерадостном явлении известно из рассказов взрослых, испытывающих ужас от неожиданных метаморфоз, происходящих с любимым чадом. Но и самому малышу в это время совсем не легко: он находится в постоянном конфликте не только с окружающим миром, но и с самим собой.

Так выглядит кризис

До трех лет Марина была очаровательным послушным ребенком, милой «куколкой». Буквально за месяц все изменилось: куколка превратилась в чудовище. Бесконечные истерики, упрямство, на все просьбы взрослых один ответ – «нет»! Но если кто-то игнорировал желания Марины, она начинала кататься по полу или по асфальту (если дело было на улице).

Родители пытались воспитывать дочь, объясняли, «что такое хорошо, а что такое плохо», но результатов не было. «Она вообще не воспитывается! Никак!» – в отчаянии восклицали они. Ребенок буквально вышел из-под контроля – никто не знал, что будет завтра. Оставалось только надеяться, что неприятности будут сваливаться на голову не так часто. Но надежды не оправдывались. Вот мама предложила Марине записаться в бассейн. Девочка согласилась, мама договорилась с тренером, который в определенное время должен был их ждать. Накануне Марина с удовольствием мерила резиновую шапочку, однако утром бросила ее на пол и объявила: «Не хочу в бассейн!» Мама уговаривает: «Но ведь нас ждут!» – «Ну и пусть! А я не хочу!» На Марину вдруг напала странная стеснительность: общение ее пугало. Когда семью приглашали друзья, мама не знала, как объяснить, что «с этим ребенком в гости ходить невозможно». Они договорятся, а Марина в последний момент откажется. Одеть ее – даже с отвлекающими маневрами – не удавалось: она вставала в такую позу, так обхватывала себя руками, что ничего не получалось. (Дома девочка ходила исключительно в пижаме, поскольку категорически отказывалась переодеваться по утрам и вечерам…)

Друзья обижались на маму Марины: «Ты просто не хочешь к нам ее привести!» Как бедная женщина могла объяснить им, что дочь невозможно вытащить из дома, а если это и удастся, то не получается довести до места?! Марина с удовольствием ходила на занятия кружка для малышей, однако совершенно не ориентировалась во времени. Занятия начинались в пять, а девочка, подойдя к дому творчества, вдруг резко разворачивалась: «Сначала хочу на детскую площадку!» – «Но ведь мы шли на кружок!» -«Пойду потом!» То, что надо было успеть к пяти, Марине пока было невдомек. И часов в семь она говорила: «Пошли на кружок!» «Занятия уже кончились!» – отвечала мама. «Все равно пошли!» – настаивала дочь. А сколько было кошмарных историй с магазинами… Если Марине что-то нравилось, она требовала это купить. «У меня нет с собой денег!» – отвечала мама. «Пусть дадут так!» – требовала дочь. У девочки на все было свое мнение, она постоянно демонстрировала свои «принципы», однако разумных аргументов не понимала. Как с ней бороться, никто не знал. «Не волнуйтесь, это такой возраст: в пять лет дочь снова станет доброй и послушной!» – успокаивали маму Марины знающие люди. Так и случилось. К пяти годам Марина опять была милым, очаровательным ребенком с покладистым характером. Так что же происходило с ней в три?

Семь признаков

В три года у детей стремительно развивается речь: если на момент своего дня рождения, когда ему исполнилось три, малыш говорил еще слогами, то к следующему дню рождения он уже прекрасно поддерживает взрослые разговоры. Вопрос – хочет ли он участвовать в этих беседах…

В чем же заключается кризис трех лет? Он характеризуется семью признаками: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание норм поведения и даже деспотизм.

Негативизм заметно отличается от обычного непослушания. Непослушание – это когда ребенка зовут обедать, а он не идет, потому что ему не хочется прерывать игру.

Негативизм же – это когда ребенок отказывается что-то делать именно потому, что попросил его об этом взрослый. Малыш и сам собирался придти на кухню, он голоден, но когда мама сказала: «Иди есть!» – тут же возразил: «Нет! Не буду!» Так он продемонстрировал, что не хочет, чтобы им командовали, потому что сам знает, что делать. Если же мама через минуту скажет: «Сегодня обеда не будет, и на кухню тебе ходить запрещается!» – ребенок сразу прибежит с криком: «Кушать хочу!» «Суп я тебе не дам, лучше сама его съем!» – на полном серьезе говорит мама. У малыша слезы: «Ну почему ты не хочешь мне дать такой вкусный супчик!» С негативизмом можно бороться, только переводя свои требования в отрицательную форму.

Упрямство тоже особого рода. Например, малыш играл. «Хочешь яблоко?» – спросила мама и показала красивый красный плод. Ребенок был занят игрой и не обернулся. Он почему-то представил себе зеленое, кислое яблоко и, поморщившись, сказал: «Не хочу!» Потом посмотрел, увидел красное яблоко, и оно показалось ему таким вкусным… «Ну что, будешь?» – на всякий случай спросила мама. «Нет!» – повторил малыш, стиснув зубы. Он был внутренне связан своим первоначальным решением и не имел права изменить его. Основное отличие упрямства от настойчивости: ребенок поступает так или иначе не потому, что сильно хочет этого, а потому, что остается верным своему первому слову.

Строптивость обычно направлена против норм воспитания, а также против всего предыдущего образа жизни. Ребенок постоянно показывает всем, что уже вырос и научился говорить «нет». Ему не два года и его нельзя взять на руки и просто отнести куда-нибудь. Пусть взрослые считаются с его мнением! Правда, «нет» он теперь говорит слишком часто и без всяких оснований. Один трехлетний мальчик, просыпаясь по утрам, начинал носиться по квартире с криками: «Не хочу, не буду!» – хотя ему еще никто ничего не предлагал.

Своеволие выражается в том, что ребенок хочет все делать сам и отвергает помощь. Если у него что-то не получается, а взрослый хочет помочь, он начинает кричать, злиться и прогонять взрослого.

Протест-бунт – крайне неприятное явление. Ребенок ведет себя так, будто находится в состоянии войны с окружающим миром. Теперь ссоры с родителями – явление обычное, и мать с отцом впервые могут услышать от чада грубые слова в свой адрес.

Обесценивание норм поведения – теперь все иначе. Раньше ребенку говорили «нельзя», и он послушно повторял: «Нельзя!» Теперь возражает: «А я хочу!» – и готов со скандалом отстаивать свои права. Он злится на все и всех, даже на игрушки. В его лексиконе появляется множество слов, обозначающих что-то отрицательное.

Деспотизм. Если ребенок растет в семье один, он стремится проявлять деспотическую власть над членами семьи. Он может устроить истерику, если мать соберется куда-то уходить из дома, запретить бабушке обедать или заниматься хозяйством и заставить ее играть с ним. Он будет стучаться в дверь туалета, если там заперся кто-то из взрослых, с обидой: «Почему ты оставил меня одного?» Ребенок требует, чтобы взрослые исполняли все его желания, уделяли внимание только ему. Когда в семье несколько детей, деспотизм трехлетнего проявляется в виде ревности по отношению к другим детям. Он первый затевает драку с братом или сестрой, а потом жалуется и горько плачет, чтобы мама его пожалела. Лишь спокойствие, внимание к проблемам ребенка в сочетании с твердостью и последовательностью воспитательных принципов, а также терпение помогут вам благополучно пережить тяжелый период.

Школа родителей

Существенные изменения происходят всего за год, и это – в трехлетнем возрасте.

В два года ребенок – «игрушка» для родителей: его можно наряжать, вести куда угодно, а если он возражает, его легко отвлечь. Выражать свои мысли малыш не особо умеет, он повторяет слова взрослых. Себя человек в два года еще не помнит.

Четыре года – он личность со своим взглядом на мир, с развитой речью. С ним можно общаться, как со взрослым, он осознает причинно-следственные связи, много думает и умеет выражать свои мысли. Он способен понять, что значит «надо»: надо лечить зуб, надо ходить в детский сад, потому что мама работает и его не с кем оставить… Восприятие действительности у четырехлетних детей похоже на наше. Четыре года – возраст, когда человек способен запомнить события своей жизни.

В три года у ребенка есть свое мнение – и его он готов отстаивать в борьбе. Правда, мнение это формируется весьма странным образом. Например, ребенка одели и повели к врачу делать укол. После этого он пришел к выводу, что лучше вообще не выходить на улицу и сидеть дома, потому что прогулка может кончиться чем-то неприятным. У ребенка пока еще нет чувства времени, ему недоступны абстрактные размышления (например, надо капать в нос капли, потому что иначе не пройдет насморк). Но он прекрасно понимает, что скоро ему будут капать в нос (это, с его точки зрения, совершенно неправильно) и готовится дать решительный отпор.

Похожие записи:
Методика Глена Домана для гармоничного развития ребенка
Как мотивировать ребенка к учебе?
Разница в воспитании мальчиков и девочек
Дорогие читатели нашего сайта! Просьба внимательно перепроверять указанные майлы, поскольку мы каждый майл проверяем и комментарии с несуществующими майлами игнорируются.

наверх