Главная » Воспитание и развитие ребенка » Если ребенка критикуют…

Если ребенка критикуют…

Если ребенка критикуют...«Волшебник – недоучка», или как вырастить неудачника

Ребёнка критикуют… Хорошо это или плохо? Плохо, конечно, но ведь воспитывать ребёнка надо! Учить уму-разуму, опыту жизни! Надо, но как сделать это умеючи?

«Сделать хотел грозу…»

Говорят: кто не стал мастером, идёт в критики. Все взрослые – критики. Критики именно потому, что так и не стали мастерами. Что же помешало? А помешала привычка оглядываться. На всех: на родителей, на учителей, на начальника, на абстрактное «все так думают, все так делают». Привычка не иметь собственного мнения.

Для пятилетнего, ещё не полностью сформировавшего взгляда на мир ребёнка слово родителей всё равно что для верующего божественное откровение. Это потом он начнёт сравнивать и увидит, что родители сами многого не понимают. Ребёнок по простоте душевной пытается показать родителям их заблуждение, кричит и плачет: как же вы не видите?! Это же так просто!

«…а получил козу…»

А потом он с ужасом и горечью вдруг осознаёт, что родители лгут, чтобы скрыть своё неведение. Он начинает дознаваться, как же всё на самом деле – и со всего разгона налетает на глухую стену родительского недовольства процессом его дознания. Слово «нельзя» из уст родителей отныне звучит постоянно. Причём, почему именно нельзя, часто не объясняется вообще: мать устала, отец занят, отстань, нельзя, и всё!

«… розовую козу в жёлтую полосу…»

Ребёнок, жалея уставшую мать и занятого отца, пытается решить свои проблемы сам. И решает! Способом, совершенно неприемлемым и неправильным с точки зрения родителей.

И вот тут начинается критика: нарисовал слона – а почему у него уши такие маленькие? Смастерил лодочку – а почему у неё нет… и так далее. И никто не поможет нарисовать слона или выстругать лодочку правильно: мать устала, отец занят. Высмеять время находится, а помочь некогда. А часто бывает ещё хуже.

«Слон получился вдруг…» Вернее, пресс

Отец берёт в руки ножик… Нет, не за этим – для того, чтобы выстругать лодочку как положено. Но вместо того чтобы объяснить, что́ в детской конструкции не так, начинает методично вдалбливать сыну, какой он невнимательный, тупой, какой он неряха и в комнате у него чёрт знает, что и чёрт знает где.

Из всего сказанного ребёнок извлекает только одно: он – никто, просто-напросто ничтожество, недостойное жизни. Мир рушится на голову ребёнка, ломая ему хребет навсегда. Нет, не позвоночник, а его самооценку. Он навсегда попадает под пресс чужого мнения.

«Я не хотел бы вновь встретиться с той козой!»

Но послушный, смотрящий в рот родителям ребёнок – всё-таки редкость в нашем мире. Чаще вырастает бунтарь, безоговорочно выметающий родителей из своей превращённой в поле брани жизни. Со всеми их качествами, качествами не только уродливыми, но и достойными восхищения, со всеми их маленькими радостями и таким же маленьким, непонятным ему счастьем.

Так в мир приходят великие и кровавые, не ведающие жалости революционеры и им подобные величайшие завоеватели мира. Великие внешне – но сломленные и опустошённые внутренне. Приходят тираны, всю жизнь доказывающие миру свою «крутизну», своё величие – но всю жизнь борющиеся с ощущением собственного ничтожества. Борющиеся безуспешно. Потому что рабство зависимости от чужого мнения, поселившись в них в детстве, не оставляет их уже никогда.

В фильме «Александр» величайший воитель всех времён и народов навсегда покинул дом, изъязвлённый насмешками отца. Насмешками, от которых он так и не оправился, даже завоевав половину мира.

«Плох не ты сам, а то, как ты это сделал. Давай разберёмся вместе!»

Что же получается, дети должны расти, не зная слова: нет? Конечно, это не так, запретов не быть просто не может! Но важно объяснить ребёнку, в чём именно его неправота, объяснить любя и не унижая его достоинства, как должно быть. Не просто надавить на него своим авторитетом: «должно быть так», а «должно быть так, по моему мнению», он же имеет право на своё собственное.

И если он его имеет, можете себя поздравить: превращение вашего ребёнка в раба никогда уже не состоится!

Похожие записи:
Методика Глена Домана для гармоничного развития ребенка
Как мотивировать ребенка к учебе?
Разница в воспитании мальчиков и девочек
Дорогие читатели нашего сайта! Просьба внимательно перепроверять указанные майлы, поскольку мы каждый майл проверяем и комментарии с несуществующими майлами игнорируются.

наверх