Нарушение речи у детей

Все родители разные – кто-то тревожится при малейших проблемах, которые могут возникнуть у ребенка, а кто-то не обращает большого внимания на отклонения в развитии или здоровье детей. Однако, оба варианта такого родительского отношения – это крайности, необходимо четко знать, что является нормой развития в определенном случае, а где происходят отклонения от нее.

Все это актуально и для детского развития речи до года, на ее начало могут влиять многие факторы. Прежде всего, этими факторами являются – общее эмоциональное развитие ребенка, психологическое настроение в семье, как много времени мама или папа уделяют общению с малышом. Конечно, про нарушение речи у детей в младенческом возрасте говорить нельзя, но кое-что лепетать и произносить простые слоги они уже начинают.

Какие бывают нарушения речи у ребенка?

Косноязычие или дислалия

До четырех лет косноязычие не считается нарушением и не требует коррекции специалистом. Дислалия выражена неправильным произношением звуков, они при этом искажаются, отсутствуют или смешиваются. Такой диагноз ставит детский логопед, если ребенку уже исполнилось четыре года, у него нормальный слух и наблюдается достаточный запас слов. Кроме того, такие дети умеют правильно строить предложения, не допускают при этом ошибок в грамматике. Проблема здесь состоит только лишь в том, что ребенок произносит некоторые звуки, как маленький. Например, вместо «рыба» – «лыба», не «шапка», а «сапка».

Ринолалия

Ринолалия – это нарушение голосового тембра и произношения звуков, вызвано такое нарушение анатомическими и физиологическими дефектами в речевом аппарате. Ребенок при этом говорит, немного гнусавя, как будто «в нос». Ринолапия  происходит при расщеплении мягкого или твердого неба, при травме носовой или ротовой полостей, при параличе мягких тканей неба. Говорящего ребенка при этом сложно понять, происходит искажение практически всех звуков в словах, поэтому говорит он очень неразборчиво. Часто такой вид нарушения наблюдается при полипах, при искривлении носа, при аденоидах. Труднее всего ребенку произносить носовые согласные и гласные звуки, работа логопеда с такими детьми дает положительные  результаты, но необходимо по возможности устранить физиологическую причину дефекта.

 

Дизартрия

Это нарушение речи у ребенка возникает вследствие поражения нервной системы. При дизартрии наблюдается сильное нарушение в произношении слов и звуков. Только лишь стараниями логопеда с этой проблемой не справиться, в этом случае ребенку потребуется комплексное лечение.

Алалия

Алалия наблюдается у детей, которые обладают нормальным слухом. При этом они или совсем не разговаривают, или могут произносить лишь несколько отрывистых слов. Такие дети стараются общаться жестами, не характеризуются, как умственно отсталые, их речевой аппарат развит без патологий и аномалий. Алалия подразделяется на два вида: моторная (ребенок понимает речь, но сам не говорит) и сенсорная (ребенок не воспринимает речь и сам не говорит).

Задержка в речевом развитии

Такие дети развиваются медленнее и позже, чем их сверстники. Причинами ЗПР являются: недостаточное речевое общение, слабое психическое и физическое состояние ребенка, замедленное развитие нервных клеток, которые отвечают за речь.

Заикание

Это нарушение речи у детей характеризуется многократным повторением звуков, причины этого нарушения до конца не изучены специалистами.

Правильное поведение родителей, если у ребенка наблюдаются нарушения в речи

Если малыш коверкает некоторые слова и неправильно произносит звуки, не стоит на этом заострять внимание самого ребенка. Не нужно постоянно заставлять его повторять слова, которые он не может произнести правильно, лучше самому произнести это слово четко и громко, чтобы ребенок запомнил правильное произношение.

С любым ребенком нужно много общаться, читать ему стишки и сказки, петь песни. Не стоит ругать кроху за его промахи, куда эффективнее похвалить за достижения. У детского специалиста можно узнать какая методика развития детской речи подойдет именно этому ребенку, и начать постепенно, в игровой форме заниматься с малышом.

 

 

 

Похожие записи:
Пальчиковые игры для малышей
Особенности уроков английского языка для детей по Скайпу
Развитие актерского мастерства у ребенка
Дорогие читатели нашего сайта! Просьба внимательно перепроверять указанные майлы, поскольку мы каждый майл проверяем и комментарии с несуществующими майлами игнорируются.
4 комментария
  1. Инга:

    Моему сынишке 3,5 года. Говорить начал 3 месяца назад, но очень невнятно (хотя очень старается). Полгода назад был поставлен диагноз “сенсомоторная алалия”. Что это такое и как исправить ситуацию?

    • Многодетная мама:

      При сенсомоторной алалии почти полностью отсутствует активная речь (есть лишь лепетные слова или звуки) и снижено понимание обращенной речи.
      Этот диагноз связан с поражением мозга (обычно это родовые травмы, гипоксия), и сама по себе болезнь не проходит. Однако при упорной и длительной коррекционной работе алалия хорошо поддается коррекции, учитывая высокую работоспособность таких малышей, а также хорошо развитую зрительную функцию.
      Вам обязательно нужна логопедическая группа, и тогда вы вполне подготовите малыша к школе.

  2. Анастасия:

    Сынуле 1 год 5 месяцев, старается повторять слова за взрослыми. Говорит: “Дася” (Даша), “Сася” (Саша), “папа”, “деда”, „”аба”, “пасиба” (спасибо), “куп-куп”, “топ-топ”, “би-би”, “ав-ав”. А вот со звуком “м” у него проблемы, он его заменяет на “б” или “д”. Получается не “мама”, а “баба”, не “Дима”, а “Диба”. “Мама” не говорил вообще, первым было “папа”. Себя называет “Тёда” (Тема) или “Атёд” (Артём). Это нормально для его возраста? Нет ли у него каких-либо речевых отклонений?

    • Многодетная мама:

      Дело в том, что звук “м” — носовой. Если у вашего сына нет проблем с аденоидами, не случаются затяжные насморки или гаймориты, то проблема вполне преодолима в домашних условиях. Вы можете, например, поиграть с ним в такую забавную игру, которая называется “Пошлепаем губками”. Сначала пошлепайте губами сами, у него на глазах, затем пусть сынуля попробует. Потом изобразите разные звуки. “Гудит самолет” — с плотно сжатыми губами “помычите”.
      Затем, как и положено настоящему летательному аппарату, наш “самолет” пойдет на посадку: резко откройте рот, и получится что-то приближенное к “ма”. Если все удалось — значит, полный порядок.
      Но имейте в виду, что малыш может и не захотеть в таком возрасте подражать каким-то непонятным звукам и играть в предложенную игру. Не расстраивайтесь, просто попробуйте еще раз через какое-то время. Но ни в коем случае не настаивайте, не ругайте кроху.
      Я не думаю, что у вашего сына какие-то проблемы с органами артикуляции. В этом случае он и другие простые звуки произносил бы очень плохо (например. “б”, “п”, “ы”, “к”). Возможно, это связано еще и с незрелостью фонематического слуха.

наверх