Как научить ребенка читать?

Как научить ребенка читать?Еще не пришло то время, когда по нашему родительскому усмотрению будет выбираться тип обучения ребенка: в школе ему дать образование или дома. Поэтому большинству мам и пап через 6—7 лет после рождения долгожданного малыша приходится отправляться в ближайшее учебное заведение. Одни твердо убеждены, что поведут своего ребенка в школу, как «чистый лист» — пусть педагог что хочет и как хочет «пишет» на нем. Другие так же твердо решают заранее готовить свое чадо ко всем тяготам школьной жизни и, как правило, начинают с обучения чтению. Каково же бывает их удивление, когда после первых дней занятий в школе или на вступительном тестировании педагог заявляет, что они оказали «медвежью услугу» своему ребенку, совершенно неверно обучая чтению. Какие же ошибки чаще всего допускают, обучая грамоте? И как научить ребенка читать правильно, не допуская ошибок в обучении. Наиболее известны среди родителей два метода обучения чтению (классификация происходит по исходным языковым единицам): буквенный (буквослагательный способ) — ребенка учат читать по буквам и «глобальное чтение» — чтение целыми словами.

Эти методы в разные исторические периоды опробовались в массовой школе в разных модификациях. Но развитие лингвистики и методики начального обучения доказало, что они сыграли свою роль в определенное время развития массовой школы и сейчас должны отойти на задний план (вернее, стать дополнительными средствами обучения чтению), уступив место звуковому аналитико-синтетическому способу. Этот способ чтения сейчас принят в традиционных общеобразовательных школах, так как он максимально развивает речевые возможности ребенка, его мыслительные процессы и наиболее соответствует фонемному (звуковому) строю русского языка.

Несколько слов о буквенном способе. Мама и папа учат вместе с малышом названия букв и просят его, когда он достаточно хорошо знает буквы, начинать читать путем прибавления буквы к букве.

Главная принципиальная ошибка в данном случае — отсутствие наблюдений и упражнений со звуками русского языка и слогами-слияниями (согл. + глас), которые являются основой будущего навыка чтения. Приведу примеры ошибок детей, обученных чтению буквенным способом: — при чтении они произносят не звуки, а названия букв: «мы» — «мэ-ы», «три» — «тэ-рэ-и». На письме такие дети стремятся вставить гласные в любое встретившееся сочетание согласных (например, слово «глава» прочитывается как «галава»). Зачастую неправильные названия букв, заученные с детства, всплывают в виде ошибок при изучении алфавита.

Глобальное чтение — достаточно интересный и продуктивный способ обучения чтению, но использовать его, повторю, необходимо только как дополнительный. Вы пишете на одинаковых карточках короткие слова — нос, рот, пол, все, мама, папа и так далее. В игровой форме проводите с ребенком занятия по запоминанию слов целиком. Детям обычно нравятся такие «взрослые» игры. Если ваш ребенок достаточно внимателен и усидчив (в 3—4 года, тем более позже), вы можете ожидать неплохих результатов. Я имею в виду практическое овладение чтением. Но помните, что скорее всего малыш будет испытывать значительные трудности в звуковом анализе, при фонетическом разборе слова в начальной школе, Как правило, у таких детей не развит фонематический слух — основа грамотного письма. Вследствие неумения слышать звуки они с трудом усваивают орфографические правила.

Хочу обратить ваше внимание на то, что чтение и письмо, устная и письменная речь — две части единого целого.

Ошибочно полагать, что умение писать, писать грамматически правильно можно сформировать отдельно или параллельно умению грамотно читать. Оглянитесь вокруг — люди, умеющие ясно излагать свои мысли, умеющие читать сложные литературные произведения, как правило, и пишут практически без ошибок, они интересные собеседники и при личных встречах, и в письмах. Поэтому, на мой взгляд, задолго до первых занятий по обучению грамоте ваша главная задача — организовать вокруг ребенка атмосферу, насыщенную образцами грамотной, культурной речи; чем раньше это произойдет, тем лучше. Читайте и получайте удовольствие от книг любимых писателей и поэтов во время беременности — и первый шаг в интеллектуальном и речевом развитии вашего ребенка уже сделан. Побольше разговаривайте с малышом (с самого раннего детства), читайте ему, слушайте пластинки, радиопередачи для маленьких, вместе обсуждайте прочитанное и услышанное, заучивайте наизусть стихи и прозу, сами сочиняйте стихи, песенки, сказки, загадки. Когда малыш научится говорить, обязательно проконсультируйтесь с логопедом, даже если вам кажется, что повода к посещению этого специалиста нет. Помните, что многие ошибки при чтении (а потом и при письме) допускаются из-за различных логопедических нарушений, которые может выявить только специалист. (Даже неумение правильно дышать мешает правильному чтению). Развитие мышления и речи в первые годы жизни ребенка тесно связаны с развитием мелкой мускулатуры его рук. Поэтому трудно переоценить значение тех игр и занятий, где работают пальцы и кисти рук малыша. Мозаика, конструкторы, пластилин — ваши первые помощники в развитии мелкой моторики. Пусть ваш малыш нанизывает бусинки, сортирует пуговки (конечно, под вашим бдительным присмотром), закручивает и откручивает гаечки (папы, это работа для вас), учится вязать крючком — ритмически согласованные действия кисти и пальцев правой руки при вязании крючком удивительно напоминают работу рук при письме. Тактильную память (память прикосновений и ощущений) необходимо развивать тоже. Ощупывайте знакомые и незнакомые предметы вместе с ребенком с открытыми и закрытыми глазами. Играйте с буквами, сделанными из бархатной бумаги (печатными и прописными) — если малыш кроме зрительной (видит букву), звуковой (слушает звук) будет использовать еще и тактильную память (пальчиком проводить по буквам), это намного ускорит процесс запоминания, развитие мышления и речи.

Похожие записи:
Особенности уроков английского языка для детей по Скайпу
Развитие актерского мастерства у ребенка
Как Свинка Пепа и другие мультфильмы помогают детям учиться говорить?
Дорогие читатели нашего сайта! Просьба внимательно перепроверять указанные майлы, поскольку мы каждый майл проверяем и комментарии с несуществующими майлами игнорируются.
2 комментария
  1. мурок:

    дети 6 лет или 7 лет

  2. Ариша:

    Принято считать, что приучать ребенка к книгам нужно в сознательном возрасте, когда малыш уже разговаривает и может сам что-то рассказать или объяснить. Но я с этим утверждением не согласна. Дочку я начала приучать, а точнее, знакомить с книжками с самого раннего возраста.
    Не считайте глупостью прочитать хотя бы одно четверостишие в день своему месячному крохе. Поверьте, мамочки, ему это принесет только пользу. Главное — выбрать для этого удобный момент: когда малыш сыт и спокоен.
    Доказано,что маленькие дети лучше воспринимают рифмованные рассказы. Вот почему своей Настенке вначале я читала короткие стишки, потешки и прибаутки. Моей малышке нравилось слушать веселые строчки. Преподносите стихи в форме игры, например делая с карапузом зарядку.
    Чем старше становилась дочка, тем больше ей можно было читать. Но все нужно делать в меру. Достаточно и по 10 минут несколько раз в день, чтобы продолжать знакомить кроху с книгой.
    А вот когда ваш малыш научится самостоятельно держать предметы — книжка непременно придется ему по вкусу.
    Яркие картинки вызовут неподдельный интерес у малыша, особенно когда он услышит знакомые стихи и рассказы.
    Главное — выбирать книжки с крупными и понятными ребенку картинками.
    И еще одно важное правило, которое вы должны запомнить. Ребенка нужно с самого раннего младенчества учить обращаться с книгами очень бережно — не рвать, не мять и не рисовать на них.
    Научите вашего малыша уважать и любить книгу на своем собственном примере, и книжка обязательно отблагодарит вас — откроет тайну своего увлекательного мира!

наверх