Главная » Воспитание и развитие ребенка » Стоит ли заставлять ребенка кушать?

Стоит ли заставлять ребенка кушать?

Стоит ли заставлять ребенка кушать?Питанием крохи озабочены все мамы на Земле: от бабочки, откладывающей яйца именно на том дереве, листья которого будут в дальнейшем пищей гусениц, до львицы, приносящей подросшим львятам тушу пойманной лани. Но, ни бабочке, ни львице почему-то не приходит в голову заставлять своего детеныша есть! Они делают все, чтобы только обеспечить малыша пищей. Почему же у нас, людей, все иначе? Традиционное: «Ложечку — за маму, ложечку — за папу» или «Пока все не съешь — из-за стола не выйдешь» воспринимается как нормальная часть повседневного «педагогического процесса». Увы, серьезность проблемы взрослые начинают осознавать только тогда, когда на попытку заставить ребенка кушать реагирует рвотой и истериками… Детишкам с сильным характером легче: они с самого начала дают окружающим понять, что не будут есть то, чего не хотят, и хорошо, если родители принимают это как должное — тогда и проблемы никакой не возникает. Но вот если ребенок не готов отказать родителям, последствия для него могут оказаться весьма печальными.

Когда мы были детьми

Самое удивительное в этой ситуации то, что мамы, папы и бабушки напрочь забывают, что чувствовали они сами, когда были детьми. Хотите увидеть проблему с другой стороны, глазами ребенка?

…Вспоминаю детский сад. Едва вхожу утром в помещение, в нос ударяет запах каши и какао… Вы скажете: «Ну и прекрасно, это же такие приятные для человеческого обоняния ароматы!» А я воспринимала их примерно так, как большинство людей воспринимают запах больницы, с ним связываются крайне неприятные представления о лекарствах, уколах, операциях. Потому что каждая кормежка была для меня… хуже любого укола! Когда все дети, закончив еду, шли играть или на занятия, я все еще сидела над своей кашей, которая совершенно не лезла в горло. Живот болел, в глазах темнело, но… воспитательница настаивала на том, что «надо съесть все». Чуть позже, в начальной школе, когда наш класс строем шагал в столовую на завтрак, меня уже заранее начинала бить дрожь. Мои зубы стучали так громко, что окружающие участливо спрашивали: «Ты замерзла?» А я не могла никому признаться, что на самом деле мне просто страшно: я шла, будто на казнь — запихивать в себя ненавистную еду.

Патология? Да, конечно. Настоящий детский невроз. А началось все — с рождения. Молока у моей мамы оказалось мало, врачи велели докармливать смесями. Тогда, конечно, никто не задумывался о том, что переход к искусственному вскармливанию — это первый шаг взрослых к контролю за физиологическим процессом, который ребенок с рождения должен регулировать сам — так заложено природой. Согласитесь, при кормлении грудью переесть младенцу просто невозможно, ведь молоко течет только тогда, когда он активно сосет. Иногда малыш может наесться «до отвала», иногда — высосать совсем чуть-чуть, но все это — по собственному усмотрению.

Бутылочка с соской — совсем другое дело. Тут уж мама определяет количество еды, и ребенку сложнее заявлять о своих реальных потребностях. При переходе к кормлению ложкой многие родители стараются сохранить «завоеванные позиции». Например, моя мама была просто в панике, когда в возрасте около полутора лет я стала отворачиваться от ложки с кашей. В чем была причина, теперь уже никто не узнает. Может быть, аппетит снизился из-за какого-то небольшого недомогания или просто каша давно уж надоела… Да и вообще, известно, что после года процесс роста ребенка замедляется, и потому потребность в пище бывает совсем небольшой. Но факт то, что моему «тихому протесту» была объявлена настоящая война. Заставить ребенка кушать — стало знаменем моих родителей, и особенно бабушки (она ведь, как и все бабушки того поколения, пережила войну и о голоде знала не понаслышке). Впрочем, сказки и песни в бабушкином исполнении мне нравились, но исполнялись они исключительно за едой, что только способствовало моим «застольным капризам».

Как поднять аппетит у ребенка?

«Когда именно малыш отказывается от еды и от какой именно? И что произойдет, если накормить его другой едой или немного позже?» Такие вопросы детского психолога многих мам ставят в тупик.

  1. Слишком сильно убеждение о том, что «для ребенка важен режим». Но на самом деле организм человека — система саморегулирующаяся, и чувство голода возникает в норме только тогда, когда этот организм испытывает потребность в пище. Во все остальные моменты она совершенно не нужна! Некоторые дети действительно лучше чувствуют себя, когда живут «по режиму». Однако это касается отнюдь не всех детей (как, впрочем, и взрослых).
  2. Внушаемые, тревожные, неопытные мамы нередко слишком много внимания обращают на таблицы, говорящие о том, сколько должен весить и сколько съедать ребенок определенного возраста. Но индивидуальные различия между людьми очень велики, и воспринимать эту информацию как «истину в последней инстанции» не стоит. Гораздо важнее внимательно наблюдать за реакциями своего малыша и доверять своим чувствам и интуиции.
  3. Но самое главное, о чем просит психолог задуматься маму: почему ее так сильно волнует отказ ребенка от еды? И обычно родители без особого труда выстраивают такую логическую цепочку: если малыш накормлен, значит, он будет здоров, и все будет хорошо. Если не накормлен — он может ослабеть и заболеть… То есть в основе тревоги — страх за жизнь ребенка. Получается, что мама заставляет ребенка кушать для того, чтобы ей самой было спокойнее. Но ведь неизвестно ни одного случая, когда бы ребенок погибал от голода при наличии в доме еды! А вот заполучить невроз, о котором уже шла речь, он может запросто. После того как причина страха осознана, следующий шаг,— выработать у себя привычку перед тем, как сажать малыша за обеденный стол, поинтересоваться, хочет ли он кушать. Если нет, то все остальные вопросы отпадают сами собой. Он, несомненно, поест, когда сам того пожелает, и это — совершенно нормально.

Однако есть очень подвижные и активные детишки, которых даже голодных просто трудно усадить за стол.

Чтобы преодолеть эту трудность, нужно, определить, кто ваш малыш по типу восприятия: визуал, аудиал или кинестетик.

  • Если визуал, то для него важно, чтобы на еду было интересно смотреть. Тут помогут разноцветные стаканчики, картинка на дне тарелочки, которую можно увидеть, только когда все будет съедено, красиво нарезанные овощи и фрукты, разная форма макаронных изделий и т.д.
  • Если ребенок аудиал, то он обязательно заинтересуется разнообразными звуками при постукивании о полную или пустую тарелочку, хрустом хлопьев или сухариков, рассказом мамы о том, из чего приготовлено блюдо и чем оно замечательно.
  • Для ребенка-кинестетика важно пощупать то, что он ест. Не надо пугаться «грязи», помыть малыша после еды — не так уж сложно.

Еще одна распространенная родительская ошибка: когда мама работает целыми днями и не может уделять ребенку достаточно времени, у нее возникает желание чем-то это компенсировать. Обычно в качестве «заменителей внимания» выступают игрушки, одежда и, конечно, еда. Но замена, согласитесь, неадекватная.

Малыш быстро привыкает к безделушкам и лакомствам, просит еще и еще, так и не насыщаясь. А дело-то в том, что предметы материального мира (в отличие от процесса общения) не несут в себе драгоценной «энергии любви», в которой ребенок так остро нуждается на самом деле. И еще: не стоит употреблять по отношению к малышу эпитет «худой». Ведь другое значение этого слова — «плохой». Гораздо приятнее звучит «стройный» или «миниатюрный». А если вы считаете, что ребенок недостаточно развит физически, организуйте лучше для него занятия спортом, а не заставляйте ребенка кушать.

Похожие записи:
Методика Глена Домана для гармоничного развития ребенка
Как мотивировать ребенка к учебе?
Разница в воспитании мальчиков и девочек
Дорогие читатели нашего сайта! Просьба внимательно перепроверять указанные майлы, поскольку мы каждый майл проверяем и комментарии с несуществующими майлами игнорируются.
2 комментария
  1. Алевтина:

    Чревато надокормление конечно неврозами как у ребеночка так и у мамочки. Моя малышка плохо ест, но я не стараюсь ее силком кормить. Кормлю если ест, если рукой ложечку убирает или тарелку значит хватит. Для меня и одна чайная ложка на завтрак является большим награждением. Потом пить даю, но не так чтобы с бутылкой до обеда ходил, а вот сколько попила, то и все. Потом уже к обеду проголодается и съест уже больше. Конечно есть чувство того что она голодная, но если хочет есть подойдет к столу и покажет то на хлеб то на булочку или на стакан, значит можно сгореть и кормить кушать. Строго расписания кормления по часам нет. Сама себя вспоминаю, что если не хотела есть , то родители и не заставляли.
    Зная и случаи когда кормят по часам. Настало 12-30 значит обед и ребенок обязательно должен съесть грамм 300 пюре в возрасте 1 года. Хочешь не хочешь а надо. А потом и получается что у пере кормленных детей потом и одышка и поздно ходить начинают и тяжело малышам все равно.
    На приеме у педиатра нам говорят какая доча миниатюрнее края, главное что сил полна и бегать и играть и беситься и всего того что дети любят делать.
    В поисках статьи как ребенка заставить кушать сама поняла что наверно я делаю все таки правильно.
    Спасибо за статью.

  2. Вика:

    У меня в этом году ребенок в садик пошел, ему 2 года, до этого очень старалась накормить, наверное навязчивая идея каждой мамочки, статью поддерживаю, очень понравилась.

наверх