Как развивать младенца?

Как развивать младенца?Нет ничего более увлекательного для молодых родителей, чем умиленно наблюдать за ежедневным прогрессом в развитии их младенца. Вот он жизнерадостно дрыгает пухлыми ножками, вот ответил на улыбку улыбкой, вот начал координировать свои движения — все лучше и лучше, а вот пошла тренировка голоса. Каждый новый шаг в развитии — повод для радости, ведь он говорит, что ребенок здоров и все в его жизни идет нормально.

Иногда нетерпение родителей чрезмерно, они пытаются обучить кроху тому, чего он еще не может сделать. Например, усаживают, подкладывая под спину подушки, в детские автокресла предназначенные с 7 месяцев, или снова и снова ставят на ножки, чтобы ребенок понял, что это такое и чтобы ему захотелось подниматься самому. Иногда видно, что младенец доволен их действиями, как бывает всегда, когда мама или папа находятся рядом.

Однако подобные манипуляции — не стимуляция развития, как мы себе тщеславно представляем. Часто они приводят к прямо противоположным результатам! Каждый младенец развивается индивидуально, только с ему присущей «скоростью», и нет разумных оснований для форсирования тех или иных стадий и этапов, тем более для специальных «тренировок». Нельзя настаивать на чем-то, дайте малышу время, которое отпущено природой для развития именно ему. С ребенком, конечно же, необходимо заниматься, если вы видите, что такое общение доставляет ему удовольствие. Кроме того, родители должны предоставить ему оптимальные условия для «самоподготовки», чтобы он осваивал все новые движения и делал все новые шаги — в прямом и переносном смысле. Но совсем не нужно и даже вредно, усаживать младенца, пока его моторно-двигательный аппарат для этого не созрел. И ребенок, который пошел до года, вовсе не лучше развит, чем тот, который делает первые — но зато более уверенные — шаги в 15 месяцев или позже.

До того, как начать хорошо стоять и ходить, ребенок должен научиться удерживать головку и контролировать тело, затем — уверенно сидеть,  позже — самостоятельно подтягиваться, вставая, и
стоять, держась за опору.

Сроки, в которые ребенок все это «осваивает», ориентированы на среднестатистические 90% детей. Если малыш к положенному сроку не овладел этими навыками, может быть, у него замедленный темп развития или небольшое отставание. Это должен обязательно выяснить врач или, лучше, детский невролог.

Оценка развития младенца делается не только по моторным (двигательным) способностям. Это, конечно, существенный показатель общего развития, но существуют и другие не менее важные критерии. Например, уровень зрелости центральной нервной системы, о котором говорит социальное контактное восприятие ребенка, его умение вступать в «диалог», общение с родителями и окружающими. Наблюдая за тем, как ребенок реагирует, когда его утешают, как он улыбается, какие издает звуки, как и почему меняется его настроение, большинство родителей правильно определяют, нормально ли он развивается или в его поведении есть что-то настораживающее. Раньше ученые были уверены, что если первые рефлексы младенца оказались в норме и первые движения были такими, какими должны быть, значит, дальнейший процесс роста будет нормальным. А если моторика в норме, то и психическое развитие будет проходить без отклонений…

Сегодня достоверно известно, что это не всегда так. Доказано, что дети, двигательные способности которых несколько замедленны, которые заметно отстают от сверстников физически, вовсе не обязательно будут иметь отклонения в психическом развитии.

Существуют все же ситуации, когда ребенка в обязательном порядке следует показать специалисту. Если родители замечают какие-то тревожащие их симптомы, они должны настаивать на тщательном (и скором) обследовании младенца. Наблюдения людей, которые находятся рядом с ребенком с утра до ночи ежедневно, дают гораздо больше фактического материала для углубленного исследования, чем выявляется при обычном профилактическом осмотре в кабинете участкового педиатра.

Тревожные симптомы

  • В первые дни и недели жизни новорожденный испытывает явные трудности с сосанием. Он не может делать это правильно и часто давится при сосании груди.
  • Ребенок плачет слабо и тихо. Громкий крик, пусть и нервирующий вас, – хороший показатель! Исключение составляет ненормально долгий плач, который не прекращается в течение трех часов в сутки, так происходит чаще трех дней в неделю, и все это длится уже более трех недель.
  • Малыш двигается подозрительно мало. В возрасте старше шести месяцев он не делает попыток перевернуться.
  • Младенец как бы окоченевает, делается неподвижным, когда его поднимают, кормят, переворачивают (меняют подгузники) или купают.
  • Даже в возрасте старше трех месяцев младенец не устанавливает с вами зрительного контакта.
  • На четвертом-пятом месяце жизни малыш всё еще не издает никаких звуков и не реагирует на шумовые раздражители.
  • Глаза все время скошены или зрачок и радужная оболочка глаза скрыты за нижним веком (феномен «заходящего солнца»).
Похожие записи:
Внешний вид новорожденного
Самый лучший детский памперс! Разбираем по полочкам все страшилки и учимся выбирать лучшее.
Одежда для малыша от рождения до 3-х месяцев: эконом вариант
Дорогие читатели нашего сайта! Просьба внимательно перепроверять указанные майлы, поскольку мы каждый майл проверяем и комментарии с несуществующими майлами игнорируются.
1 комментарий
  1. Ирина:

    я своего малыша с самого рождения стала развивать, сейчас ему 2 года и он рассказывает стихи и отжимается даже, очень развитый ребенок. Я считаю мама никогда не сделает больно своему маленькому ребеночку и если почувствует, что ему больно или не комфортно сразу прекратит занятия.

наверх