Как развивать память у школьника?
Особенно тревожатся те родители, у которых дети пошли в школу, как раз в этот период времени перед ребенком стоит задача по запоминанию огромного объёма информации, а поток информации в наш информационный век возрастает год от года в геометрической прогрессии.
Некоторые дети не испытывают трудностей при запоминании учебного материала, а у некоторых возникают проблемы. Возникает вопрос, есть ли специальные приемы, с помощью которых можно развивать память у школьника. Ответ простой, память можно и необходимо развивать. Память – что же это такое?
Память – это форма отражения реального мира, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем использовании своего индивидуального опыта. Человек, лишенный памяти, всегда находился бы по уровню своего развития на стадии новорожденного.
Память – главнейшая функция, обеспечивающая также приобретение новых знаний, и поэтому она лежит в основе обучения и развития школьника.
Различают следующие виды памяти:
- образная и словесно-логическая (по типу психической активности);
- произвольная и непроизвольная (по характеру целей деятельности);
- непосредственная и опосредованная (при непосредственном механическом запоминании процесс запоминания происходит без участия мышления; при опосредствованном логикой, мышлением запоминании, материал необходимо предварительно осмыслить);
- кратковременная и долговременная (по времени сохранения материала).
К образной памяти относятся – зрительная, слуховая, двигательная и эмоциональная память. Действительно некоторые дети легче воспринимают информацию, когда им читают ее вслух (слуховой тип памяти) или наоборот, если сам ребёнок читает этот материал (зрительный тип), у некоторых детей запоминание материала происходит лучше, если он записывается или проговаривается (двигательный тип), а некоторые запоминают лишь в том случае, если запоминаемый материал произвел впечатление, вызвал, какую-то эмоцию (неважно, положительную или отрицательную), как вы догадались это эмоциональная память. Как правило, у ребенка сильнее выражен не один вид памяти, а несколько. Пусть ребенок пытается запомнить материал различными способами: не только читайте вслух сами, просите прочитать ребёнка. Также заставляйте проговаривать выученный материал вслух (рече-двигательный тип памяти).
Память школьников в каждом возрасте различна. У младших школьников преобладает непроизвольная и наглядно-образная память. Следовательно, на это и должно опираться запоминание новой информации. Необходимо использовать для запоминания материала различные предметы (яркие картинки, развивающие и интерактивные игрушки). У школьников среднего звена уже начинает формироваться словесно-логическая и произвольная память. Развитие произвольной памяти имеет важное значение при обучении ребенка в школе.
Если ребенок будет заучивать только то, что ему интересно, а не то, что требует школьный учитель для выполнения школьной программы, то учеба в школе будет просто невозможна.
Под влиянием систематического обучения произвольная, словесно- логическая память, которая только начинает складываться и развиваться у младших школьников, достигает у старших школьников высоких ступеней развития.
Какими же способами и приемами развивать память у школьников?
Чем раньше начать развивать память ребенка, тем лучше. Оказывается, что формирование центральной нервной системы замедляется к 10-12 годам, а далее развитие происходит, но не так активно, как в более раннем возрасте. Поэтому займитесь развитием памяти вашего ребенка уже сейчас, для того чтобы он мог успешно обучаться в школе не испытывал особых затруднений.
Во-первых, развивайте логическую память. Необходимо учиться понимать и осмысливать материал, разбивать на информационные блоки, находить между ними логические связи, систематизировать их.
Вдобавок к логической памяти подключайте образную. На листе бумаги воспроизведите на нем запоминаемую информацию материала в виде рисунков, графиков, схем, таблиц.
И наконец, есть еще так называемые «мнемотехнические» приемы, улучшающие запоминание:
- Для лучшего запоминания информации необходимо учиться осуществлять ее перевод в образную форму. Если вам нужно запомнить бессмысленный набор слов, то представьте его в виде мультика или картины-иллюстрации.
- Ритмизация – информация рифмуется в стих или придумывается так называемая «запоминалка» и заучивается. Все помнят еще с детства, как выучить цвета радуги (каждый охотник желает знать, где сидит фазан) и употребление глаголов «одевать» и «надевать»: Одеваем Надежду, Надеваем одежду. Можно с детьми выдумывать свои запоминалки, и процесс запоминания пойдет легче.
- Метод Цицерона. Вы воображаете, что идете по своей комнате и ставите запоминаемые образы по местам. Предварительно запоминаете, где стоят ваши вещи в комнате (я думаю на это время и не нужно, вы и так прекрасно знаете, где у вас стоит стол, кровать, кресло и т.д.). Позже, вспоминая предметы в своей комнате, вы с легкостью воспроизводите все образы.
- Еще одним инструментом мнемонического запоминания являются ассоциации – умение устанавливать связи (ассоциации) между различными элементами запоминаемого материала.
О многом говорят и есть такое мнение:
Во всём всегда есть логика вполне.
В чём пользы нет, то тягостно в двойне,
А польза только толко в том, что нам даёт мгновение…