Главная » Воспитание и развитие ребенка » Развитие детей раннего возраста

Развитие детей раннего возраста

Развитие детей раннего возрастаМама моя,  отработав  сорок семь лет и школе, Недоумевает: «Как так – ко мне прихо­дили дети, я учила их пи­сать, читать, считать… А сейчас? Если ребенок не умеет ни того, ни друго­го, ни третьего – его не во всякую школу возь­мут».

Родители тоже ищут ответ на этот во­прос: «Если с шести лет нам идти в школу, да так, чтобы и буквы, и слова знал, да еще и домики, и папу-маму рисовал на психологическом тести­ровании так, как надо, – когда же все это успеть? С пяти до шести? Време­ни мало, а объем необхо­димых познаний велик. Как давать эти знания? Когда начинать? Что де­лать, если мы их даем, а ребенок брать их не со­бирается?»

 От простого к сложному

Для начала попробуем разобраться в самом ме­ханизме развития малы­ша. К моменту рождения маленький человечек обладает полным комплек­том нервных клеток, и его развитие заключает­ся в постепенном увели­чении связей между эти­ми клетками. Зачем? Од­на маленькая  клеточка может решить одну ма­ленькую задачку. Группа маленьких клеточек, объединенных между со­бой, может решить или много маленьких, или одну большую задачу, к примеру, поднять руку или почувствовать яр­кий солнечный свет. Множество таких групп, связанных друг с другом, могут решать очень сложные задачи – не только поднять руку, чтоб защититься от сол­нечного света, но и мыслить, переживать, ста­вить перед собой цели и их добиваться. Почему мы не умеем читать газе­ты с рождения? Потому что все должно идти сво­им чередом: от простого – к сложному. Сначала малышу надо приспосо­биться к внешней среде, освоиться с питанием, регулированием темпе­ратуры тела и многим-многим другим, затем – переходить к освоению умений или навыков. Па­раллельно с тем, как налаживаются вес более и более широкие связи между нервными клетками, растет их воз­можность обеспечивать все более и более слож­ные действия. При этом самые важные функции « программируются» природой загодя в виде рефлексов, то есть не­произвольных автома­тизмов, – того «прожи­точного минимума», ко­торый позволяет ребен­ку обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть неосмысленно, пока идет созревание его центральной нерв­ной системы. Судите са­ми: ротовые автоматиз­мы обеспечивают поиск соска при легком каса­нии губ и сосание при его захвате, хвататель­ный рефлекс помогает ему удерживаться на по­верхности (как обезья­ньи детеныши на шерст­ке матери – все эти реф­лексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа на животе ребенок непроизвольно ползет (чтобы не потеряться!). Если поставить его на ножки, он опирается на них и даже делает (не­произвольные!) шаго­вые движения и так да­лее. Цель дальнейшего развития заключается в смене рефлекса как не­осознанного действия действием произволь­ным, то есть производя­щимся по желанию. При этом, если врожденный рефлекс по причине ка­кого-то сбоя «не ушел», будет тормозить об­ретение следующих за ним навыков, что может привести к задержке в развитии малыша.

 Необходимый тренинг

Задержка в развитии – проблема медицинская. Ее увидит и будет лечить врач. Если все идет сво­им чередом, ребенок проходит в своем развитии ступеньку за ступень­кой под влиянием какой-то непонятной совер­шенной силы. И правда, что или кто ведет его за руку? – И «что», и «кто». «Что» – это скрытые в самой глубине нашего ге­нетического кода «ча­сы», по которым включа­ются, как по будильнику, те или иные механизмы развития. А «кто» – это мы с вами, все окруже­ние ребенка и конечно, он сам. Слишком много, может показаться вам. Вовсе нет. Помимо генетического кода, разви­тие ребенка определяет­ся своего рода «трени­ровкой» нервной систе­мы, которая состоит в обработке поступающей информации самого раз­ного плана: слуховой, зрительной, тактильной, ощущения собственного тела, в том числе – в дви­жении. К примеру, для того чтобы научиться го­ворить, он должен слы­шать обращенные к нему слова близких, а чтобы правильно двигаться, ощущать свои движения. Приток всей этой ин­формации к малышу обеспечивает одно из важнейших условий его развития, или, как гово­рят неврологи, «созрева­ния», – поддержание нервной  системы   в состоянии своеобразного «рабочего тонуса». Чем качественнее она «зре­ет», тем больше связей образуется между отдель­ными клетками и их группами, тем больше знаний она обрабатыва­ет, развивая тем самым саму себя и замыкая Ве­ликий Круг Развития.

Немножко и специаль­но – о роли тесного об­щения. Необходимый его уровень могут дать малышу только родные люди. Если появление няни в семье неизбежно, полностью переклады­вать на нее заботу о ре­бенке никак нельзя. И максимум времени с ма­лышом должны прово­дить родные. Папа не должен смотреть на ди­ване  футбол с ребенком на руках. Ба­бушка – смотреть сериа­лы. А уж о маме и гово­рить не будем – она про­сто должна быть рядом.

Догнать или перегнать

И, наконец, к вопросу о стимуляции, или, если угодно, форсировании, развития здорового ре­бенка. Что такое форси­рование? Как в автомобиле – приложение осо­бых усилий для ускоре­ния темпа. Согласитесь, после всего сказанного о нормальном развитии эта идея кажется неесте­ственной. Планируя раз­вивающие занятия с ре­бенком, нужно помнить о главном.

Во-первых, они долж­ны ему нравиться. Поче­му? Потому что малы­шам свойственен естест­венный интерес к позна­нию нового. Если заме­нить этот интерес требо­ванием, первого не ста­нет. Не смогли заинтере­совать – сами не правы. К тому же в этом возрас­те у детей легко возника­ет стереотип отторже­ния, в данном случае на всякое познавательное занятие со взрослыми. А он в состоянии испор­тить весь дальнейший образовательный про­цесс, ведь на одних тыч­ках в этом деле далеко не уедешь.

Во-вторых, способно­сти к концентрации вни­мания на предмете пред­лагаемого занятия у ребенка невелики и опять-таки зависят от степени его привлекательности. Заинтересованный ма­лыш с правильно пред­ложенной пирамидкой может возиться минут пятнадцать. В  рамках «обязаловки» время кон­центрации внимания бу­дет много меньше, а ес­ли «пережать» и исчер­пать лимит его терпения сразу, все занятие с ней закончится за одну-две минуты.

В-третьих, заниматься нужно тем, что ребенок в состоянии усвоить по возрасту. То есть требо­вать от него анализа ут­ренней прессы в три года просто преступно, как бы это ни тешило роди­тельские амбиции.

В-четвертых, всякие занятия, в том числе и доставляющие удовольст­вие, рано или поздно приводят к естественной усталости. Ребенок становится более возбуди­мым, более подвижным, и о том, что называется усидчивостью, говорить уже не приходится. Про­должать занятия в такой ситуации вряд ли стоит. Именно поэтому занятия с малышами ограничены по времени и требуют в процессе смены предме­тов и тематики.

Самое главное: если вы пытаетесь занимать­ся, а у вас ничего не по­лучается, посмотрите, получается ли это у ба­бушки. Если да, ищите в себе скрытые запасы терпения, читайте книж­ки. Если не получается и у старших, сходите к врачу-неврологу. Пусть посмотрит ребенка и посоветует, как быть.

Похожие записи:
Методика Глена Домана для гармоничного развития ребенка
Как мотивировать ребенка к учебе?
Разница в воспитании мальчиков и девочек
Дорогие читатели нашего сайта! Просьба внимательно перепроверять указанные майлы, поскольку мы каждый майл проверяем и комментарии с несуществующими майлами игнорируются.

наверх