Развитие детей раннего возраста
Мама моя, отработав сорок семь лет и школе, Недоумевает: «Как так – ко мне приходили дети, я учила их писать, читать, считать… А сейчас? Если ребенок не умеет ни того, ни другого, ни третьего – его не во всякую школу возьмут».
Родители тоже ищут ответ на этот вопрос: «Если с шести лет нам идти в школу, да так, чтобы и буквы, и слова знал, да еще и домики, и папу-маму рисовал на психологическом тестировании так, как надо, – когда же все это успеть? С пяти до шести? Времени мало, а объем необходимых познаний велик. Как давать эти знания? Когда начинать? Что делать, если мы их даем, а ребенок брать их не собирается?»
От простого к сложному
Для начала попробуем разобраться в самом механизме развития малыша. К моменту рождения маленький человечек обладает полным комплектом нервных клеток, и его развитие заключается в постепенном увеличении связей между этими клетками. Зачем? Одна маленькая клеточка может решить одну маленькую задачку. Группа маленьких клеточек, объединенных между собой, может решить или много маленьких, или одну большую задачу, к примеру, поднять руку или почувствовать яркий солнечный свет. Множество таких групп, связанных друг с другом, могут решать очень сложные задачи – не только поднять руку, чтоб защититься от солнечного света, но и мыслить, переживать, ставить перед собой цели и их добиваться. Почему мы не умеем читать газеты с рождения? Потому что все должно идти своим чередом: от простого – к сложному. Сначала малышу надо приспособиться к внешней среде, освоиться с питанием, регулированием температуры тела и многим-многим другим, затем – переходить к освоению умений или навыков. Параллельно с тем, как налаживаются вес более и более широкие связи между нервными клетками, растет их возможность обеспечивать все более и более сложные действия. При этом самые важные функции « программируются» природой загодя в виде рефлексов, то есть непроизвольных автоматизмов, – того «прожиточного минимума», который позволяет ребенку обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть неосмысленно, пока идет созревание его центральной нервной системы. Судите сами: ротовые автоматизмы обеспечивают поиск соска при легком касании губ и сосание при его захвате, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи детеныши на шерстке матери – все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа на животе ребенок непроизвольно ползет (чтобы не потеряться!). Если поставить его на ножки, он опирается на них и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения и так далее. Цель дальнейшего развития заключается в смене рефлекса как неосознанного действия действием произвольным, то есть производящимся по желанию. При этом, если врожденный рефлекс по причине какого-то сбоя «не ушел», будет тормозить обретение следующих за ним навыков, что может привести к задержке в развитии малыша.
Необходимый тренинг
Задержка в развитии – проблема медицинская. Ее увидит и будет лечить врач. Если все идет своим чередом, ребенок проходит в своем развитии ступеньку за ступенькой под влиянием какой-то непонятной совершенной силы. И правда, что или кто ведет его за руку? – И «что», и «кто». «Что» – это скрытые в самой глубине нашего генетического кода «часы», по которым включаются, как по будильнику, те или иные механизмы развития. А «кто» – это мы с вами, все окружение ребенка и конечно, он сам. Слишком много, может показаться вам. Вовсе нет. Помимо генетического кода, развитие ребенка определяется своего рода «тренировкой» нервной системы, которая состоит в обработке поступающей информации самого разного плана: слуховой, зрительной, тактильной, ощущения собственного тела, в том числе – в движении. К примеру, для того чтобы научиться говорить, он должен слышать обращенные к нему слова близких, а чтобы правильно двигаться, ощущать свои движения. Приток всей этой информации к малышу обеспечивает одно из важнейших условий его развития, или, как говорят неврологи, «созревания», – поддержание нервной системы в состоянии своеобразного «рабочего тонуса». Чем качественнее она «зреет», тем больше связей образуется между отдельными клетками и их группами, тем больше знаний она обрабатывает, развивая тем самым саму себя и замыкая Великий Круг Развития.
Немножко и специально – о роли тесного общения. Необходимый его уровень могут дать малышу только родные люди. Если появление няни в семье неизбежно, полностью перекладывать на нее заботу о ребенке никак нельзя. И максимум времени с малышом должны проводить родные. Папа не должен смотреть на диване футбол с ребенком на руках. Бабушка – смотреть сериалы. А уж о маме и говорить не будем – она просто должна быть рядом.
Догнать или перегнать
И, наконец, к вопросу о стимуляции, или, если угодно, форсировании, развития здорового ребенка. Что такое форсирование? Как в автомобиле – приложение особых усилий для ускорения темпа. Согласитесь, после всего сказанного о нормальном развитии эта идея кажется неестественной. Планируя развивающие занятия с ребенком, нужно помнить о главном.
Во-первых, они должны ему нравиться. Почему? Потому что малышам свойственен естественный интерес к познанию нового. Если заменить этот интерес требованием, первого не станет. Не смогли заинтересовать – сами не правы. К тому же в этом возрасте у детей легко возникает стереотип отторжения, в данном случае на всякое познавательное занятие со взрослыми. А он в состоянии испортить весь дальнейший образовательный процесс, ведь на одних тычках в этом деле далеко не уедешь.
Во-вторых, способности к концентрации внимания на предмете предлагаемого занятия у ребенка невелики и опять-таки зависят от степени его привлекательности. Заинтересованный малыш с правильно предложенной пирамидкой может возиться минут пятнадцать. В рамках «обязаловки» время концентрации внимания будет много меньше, а если «пережать» и исчерпать лимит его терпения сразу, все занятие с ней закончится за одну-две минуты.
В-третьих, заниматься нужно тем, что ребенок в состоянии усвоить по возрасту. То есть требовать от него анализа утренней прессы в три года просто преступно, как бы это ни тешило родительские амбиции.
В-четвертых, всякие занятия, в том числе и доставляющие удовольствие, рано или поздно приводят к естественной усталости. Ребенок становится более возбудимым, более подвижным, и о том, что называется усидчивостью, говорить уже не приходится. Продолжать занятия в такой ситуации вряд ли стоит. Именно поэтому занятия с малышами ограничены по времени и требуют в процессе смены предметов и тематики.
Самое главное: если вы пытаетесь заниматься, а у вас ничего не получается, посмотрите, получается ли это у бабушки. Если да, ищите в себе скрытые запасы терпения, читайте книжки. Если не получается и у старших, сходите к врачу-неврологу. Пусть посмотрит ребенка и посоветует, как быть.