Неуклюжий ребенок: а есть ли причина?
Особенностью минимальной мозговой дисфункции (ММД) является то, что ее симптомы часто не-воспринимаются родителями как патологические и не служат поводом для обращения к невропатологу.
Увы, родители очень долго не могут объективно оценить состояние своего ребенка, характеризуя особенности его поведения как «лень», «непоседливость», «нервозность».
А тем временем уже в первые два-три года обучения в школе бросаются в глаза внешние признаки ММД повышенная моторная активность, неумение сосредоточиться на чем-либо, быстрая смена настроений (от приподнятого до депрессивного с приступами злости, ярости, гнева), трудности в счете, чтении и письме, в завязывании шнурков, в застегивании пуговиц, при манипулировании ножницами, кистью.
Внутренний конфликт между требованиями окружающей среды и собственными возможностями не проходит бесследно для психики, а в некоторых случаях приводит ребенка и в «плохую компанию».
Причины неприемлемого поведения школьника в большинстве случаев заключены в событиях восьми-десятилетней давности: возможно, ребенок пережил внутриутробную гипоксию (кислородную недостаточность во внутриутробном периоде или в момент родов), асфиксию (удушение) в родах, родовую травму. В результате нарушились дифференциация нейронов и образование связей между ними, произошли локальные дефекты высших функций мозга, нарушились связи между различными отделами мозга.
На что стоило обратить внимание еще тогда? Малыш плохо спит, беспокоен, часто и подолгу плачет, нередко его плач переходит в крик с «закатыванием», дрожанием ручек. Все эти симптомы – повод для консультации невропатолога.
Что могут заметить родители ребенка постарше – от 3 до 7 лет? Малыш страдает от несбалансированности процессов возбуждения и торможения, длительно находится в состоянии расторможенного движения и беспокойства, вследствие чего часто и очень неловко падает. Он с трудом концентрируется, поверхностно играет, общается и запоминает, слишком быстро переключает внимание с одного предмета на другой. Возможны также невротические тики, заикание, энурез.
В утешение родителям можно сказать, что к моменту рождения и в первые годы жизни ребенка процесс формирования ЦНС еще продолжается. Поэтому раннее обращение к врачу-невропатологу и назначение соответствующей терапии нормализует процессы созревания головного мозга и обеспечивает более благоприятный прогноз развития у этих детей.
Не может быть ловкой и женственной девочка в 12-13 лет. Она сильно выросла, ее координация и сложившийся стереотип тела не привыкли к тем огромным «рычагам», которые представляют теперь ее руки и ноги.
Остается только ждать, когда из гадкого утенка вырастет лебедушка.
Когда мамы жалуются на некоординированные «странные» движения малышей, казалось бы, проще всего – прописать лекарства и назначить массаж Однако, как показывает практика, это помогает только отчасти.
Когда ребенок учится управлять своим телом, для него очень велика напряженность этих процессов. Ему тяжело передумать сразу несколько мыслей. Волнение, неумение планировать свою деятельность – как трудно малышу рассчитать длину шага, поднимаясь по ступенькам! – вызывают неуклюжие движения. Возможно, ребенку не столько нужны лекарства, сколько мамино постоянное внимание и одобрение, помощь там, где случаются неудачи.
Сближение
Влияние обстановки в семье на состояние ребенка с минимальной мозговой дисфункцией подтверждают и специалисты психоневрологического отделения Научного центра здоровья детей РАМН.
Факторов, усугубляющих проявления ММД, множество. К ним относятся воспитание в неполной семье, повторный брак одного из родителей, частые семейные конфликты, различные подходы к воспитанию у матери и отца, низкий уровень образования у родителей, продолжительная разлука с ними, тяжелое заболевание или смерть одного из родителей, алкоголизм, неудовлетворительные бытовые условия, а также вынужденная защита ребенка от «неусыпной педагогической агрессии», активно направленной на него.
Также рекомендую посетить сайт для родителей http://www.prostobaby.com.ua где вы найдете множество полезной информации и ответы на важные вопросы.
Наш чудесный сын Владик (2,5 года) растет веселым, жизнерадостным и общительным мальчиком. До сих пор у нас не было особых проблем с его воспитанием. Но в последнее время он стал часто ронять что-то на пол — то чашку разобьет, то суп прольет, то хлеб бросит, который не хочет кушать… Конечно же, я не исключаю, что все это происходит у него случайно, а не намеренно. Но ведь это может быть и баловство, а ребенок просто еще не понимает, что делает плохо.
Как правильно реагировать на подобные поступки ребенка? Нужно ли вообще наказывать малыша за то, что он, возможно, делает неосознанно?
Когда двое малышей вместе, мы думаем, что они будут непременно играть или обязательно чем-то займутся вместе. Но, невзирая на разницу в возрасте (погодки или разница существенна), детки часто ссорятся.
Спокойствие и только спокойствие! Ведь ссоры между детьми —этой искреннее проявление чувств, и самоутверждение (ни один ребенок не хочет быть в подчинении другого). Но если это приводит к раздражению, гневу, обиде, злости, ревности, долгой войне — время вмешаться родителям.
Начнем с того, чего не нужно делать:
1. Кричать.
2. Искать виновных.
3. Становиться на чью-то сторону.
4. Выходить из равновесия.
Но самое главное — правильно выбрать тактику примирения:
Братья и сестры часто соперничают — так заложено природой! Постарайтесь свести ссоры к минимуму, хвалите за мирные игры и поощряйте дружбу между детьми.
Кажется, я упустила время и не сформировала у сына навыки опрятности. Он заканчивает детский сад, но ест очень неаккуратно, часто помогает себе руками, забывает их потом вымыть. Рубашка постоянно не заправлена, носки спущены… Что я делаю не так и что делать сейчас?
Для начала я бы посоветовала вам прийти на прием к психологу для того, чтобы более объективно оценить уровень сформированности всех психофизических навыков, соответствующих возрасту вашего ребенка. Может быть, вы к нему слишком строги, а может быть, ваш малыш имеет некоторые особенности развития, требующие коррекции.
В том случае, если речь идет только о навыках опрятности, описанных вами, можно посоветовать следующее. Наберитесь терпения, забудьте о том, что вашему ребенку уже 6 лет, и начните с азов.
Тщательно сервируйте стол перед трапезой, привлекая ребенка к этому процессу, подберите ему удобные для использования тарелку, вилку, ложку, нож. Объясните ему, как важно уметь есть красиво, ведь он не один за столом, и людям, которые сидят рядом, должно быть приятно его общество. Не унижайте и не стыдите его. Наоборот, старайтесь повысить его самооценку, ведя с ним «светскую» беседу за столом. Пусть каждый прием пищи будет маленьким спектаклем, во время которого вы должны быть предельно деликатны и служить безукоризненным примером для вашего ребенка.
Для того чтобы мытье рук вошло в привычку, имеет смысл это делать чаще, чем только до и после еды. При этом важно (как с гигиенической, так и психологической точки зрения), чтобы малыш насухо вытирал руки после мытья. Не вредно рассказать «страшилку» о вездесущих микробах.
Что касается опрятности в одежде, нужно уделить особое внимание ее удобству для самостоятельного использования ребенком. Может быть, рубашку, которую нужно заправлять в штаны, лучше заменить легким свитером, который одевается поверх брюк. Современная детская мода позволяет подобрать красивую, удобную и практичную одежду. Обратите внимание, какие вещи предпочитает ваш сын, и старайтесь ориентироваться на его желания, взамен прося его относиться аккуратно к вещам, которые он сам выбрал.