Главная » Воспитание и развитие ребенка » Эксперименты с водой для детей в домашних условиях

Эксперименты с водой для детей в домашних условиях

Эксперименты с водой для детейФизика — не просто наука, но и немного магия. Веселое и увлекательное волшебство. А как иначе может малыш воспринимать движение воздуха, которое заставляет лететь предметы, превращения воды и танец пламени? Вода — основа всего. Именно в воде зародилась первая на Земле жизнь, ею и сейчас покрыта большая часть нашей планеты, а человеческое тело на 75% состоит из воды. И все же у привычной и хорошо знакомой каждому стихии есть чем удивить. Холод превращает ее в твердый лед, снег или иней, а тепло — в летучий газ, пар. Итак, давайте знакомиться.
Начните с изучения самых простых свойств воды. Налейте ее в стакан, дайте ребенку рассмотреть, понюхать, попробовать. А затем предложите представить, что вы встретили инопланетянина с планеты, где абсолютная сушь, который никогда не видел и не пробовал воды. Попробуйте рассказать ему, что такое вода. Задание это непростое, но необычайно увлекательное. В роли недогадливого инопланетянина выступите вы. В результате игры малыш сможет понять и запомнить основные характеристики воды: это жидкость, она прозрачная, у нее нет вкуса, цвета и запаха. Вода необходима для поддержания жизни.

Вода — это жидкость

Проведите простой эксперимент по физике, который докажет, что вода — жидкость, которая может течь. Если вода не встречает никаких препятствий, она заполнит все пространство. Возьмите тарелочки разного размера и наливайте воду на дно сначала самой маленькой, потом тарелочки побольше. Положите на пути потока препятствия и понаблюдайте, как вода их преодолевает.

Круглая вода, квадратная вода

Переливайте воду в емкости разной формы, чтобы показать малышу, что жидкость не имеет своей собственной формы.

Удивительная прозрачность

Налейте в один прозрачный стакан воду, а в другой стакан — молоко. Предложите ребенку опустить в оба стакана по бусинке. В стакане с водой ее можно легко увидеть. Это возможно, потому что вода прозрачная.

“Вкусная влага”

Вода не имеет вкуса. Налейте в 4-5 стаканчиков воду, молоко, сок. чай и т.д. Завяжите малышу глаза и предложите попробовать разные жидкости, описывая свои ощущения: чай — сладкий, сок—кислый… А какой вкус у воды? Этот эксперимент по физике поможете ребенку убедиться, что у воды нет вкуса. И все же это не так. Безвкусная вода таит в себе тысячи вкусов и оттенков, а для измученного жаждой человека она слаще божественного нектара!

Мы уже знаем, что у воды нет вкуса. А теперь убедимся, что и запаха у нее тоже нет. Для подтверждения этого снова поиграем. Налейте в несколько стаканчиков пахучие жидкости — соки, фруктовый чай, лимонад. Потом завяжите ребенку глаза и предложите найти, в каком же из стаканов налита вод.

Чай да сахар

Предложите малышу выпить чаю. Когда будете его готовить, обратите внимание, что вы превратили в чай самую обычную воду, для чего вы добавили к ней заварку и сахар. Поясните крохе, что вода — жидкость, а значит, в ней можно что-нибудь растворить. Давайте посмотрим, что же растворяется в воде. Налейте в стаканчики воды и пробуйте растворять различные предметы. Подойдут соль, сахар, мед, варенье, кофе, рис, песок, бусинки. Постепенно станет понятно, что вода не может растворить все. Но многое в ней все-таки растворяется.

У воды нет цвета

Чтобы подтвердить это, налейте в стаканчики воду и раскрасьте ее красками в разные цвета. В одном стаканчике оставьте воду такой, какая она есть — прозрачной и бесцветной.

Тонет — не тонет

Скорее всего, в ходе экспериментов по физике, по растворению, малыш заметил, что некоторые предметы в воде тонут, а другие плавают на поверхности. Предложите игру: мышата хотят переплыть на другой берег ручья и строят плот. Но вот беда — они не знают, из чего его строить. Подберите им что-то подходящее. Налейте в большую миску воды и подберите разные предметы — пластмассовые фигурки, камешки, кусочки бумаги, дерева, металлические предметы, шишки и т.д. Опускайте их в воду и наблюдайте, тонет или нет.

Забавная лодочка

А теперь удивите малыша. Налейте в большую миску воды и предложите опустить в нее комок пластилина. Он, конечно, утонет. Ребенок сделает вывод, что пластилин — не плавучий материал. Скажите крохе, что сейчас вы заставите пластилин плавать. Для этого слепите из пластилина лодочку и снова опустите его в воду. Удивительное дело — комок пластилина тонул, а лодочка отлично держится на воде! Это потому, что, чем больше воды вытесняется предметом во время погружения, тем с большей силой предмет выталкивается вверх. Такой пример поможет ребенку понять, что плавучесть предмета часто зависит от его формы.

Лей, дождик!

Воду можно налить из крана, зачерпнуть из реки. Но самая удивительная вода падает с неба. Теплый летний дождик поит землю, и все растет и зеленеет. А откуда же берется дождь? Ведь мы волшебники! Устроим свой собственный дождик. Для этого налейте воды в небольшую емкость и нагрейте ее. Можно воспользоваться плитой, а можно нагреть воду с помощью обычной свечки. Когда вода закипит, накройте емкость крышкой. Подержите крышку закрытой, а затем поднимите ее и покажите малышу, как на крышке образовались капли воды. Это потому что из кипящей воды выделяется водяной пар. На холодной крышке он остывает и снова превращается в жидкость. Это явление называется конденсацией.

Письмо с ошибками

Теперь, когда вы познакомили кроху со свойствами воды, и провели эксперименты по физике пора проверить, что он усвоил. Для этого приготовьте необычное письмо. Расскажите ребенку, что его написал лунный человечек, который побывал в гостях на нашей планете. Только вот, кажется, он все-таки никогда не был на самом деле на Земле, потому что ничего не знает о воде и в его письме очень много ошибок. Предложите прочитать письмо и найти их. Письмо может быть такого содержания: “Здравствуйте, мои дорогие лунные друзья! Лето я провел в путешествиях. Я побывал на очень интересной планете, которая называется Земля. На этой планете холодно, потому мы все лето катались на коньках и санках. Но самое интересное на Земле — вода. У нее красивый ярко-синий цвет, и пахнет она необычно. Но больше всего мне понравился ее сладкий вкус”.

Водные фокусы по физике

Вода — волшебница и готова показать нам самый настоящий фокус, который называется “Ныряющий изюм”. Для фокуса налейте в банку воды, добавьте по 2 чайные ложки уксуса и соды и медленно перемешайте. Теперь нужно опустить в воду изюмины и наблюдать за их удивительным танцем. Сначала изюмины опустятся на дно, а потом начнут подниматься вверх. Так они будут подниматься и опускаться несколько раз.

Вот она была — и нету! Или есть? Под лучами солнца вода из озер, рек, морей, растений и даже из человеческого тела испаряется. Огромное количество частичек водяного пара поднимается в атмосферу и, охлаждаясь, превращается (конденсируется) в маленькие капли воды. Капли собираются вместе и образуют облака.

Постепенно капли становятся все более крупными и тяжелыми. Воздух не может их удержать, поэтому они падают на землю в виде дождя. Иллюстрируя свой рассказ, дайте каплям с крышки кастрюли упасть вниз. Предложите ребенку нарисовать облака и капли дождя, чтобы лучше запомнить процесс образования дождя.

Исчезающая вода

Вода снова покажет фокус, на этот раз она исчезнет. Возьмите 2 абсолютно одинаковых стакана. Наполните их водой до одного уровня и отметьте уровень фломастером. Один из стаканов накройте крышкой, а второй оставьте открытым. Поставьте их в теплое место. На следующий день уровень воды в открытом стакане станет ниже, а в закрытом почти не изменится. В открытом стакане под воздействием тепла вода испарилась. Испаряясь, она превращается в мельчайшие, невидимые частицы водяного пара. Они улетают в воздух и рассеиваются. Поэтому все мокрое когда-нибудь высыхает.

Волшебные росинки

Мы заставили воду исчезнуть, а теперь она появится из ниоткуда! Возьмите абсолютно сухой стакан и поставьте его в морозильную камеру. Через полчаса его можно вытащить. Предложите малышу потрогать стакан руками — его пальцы станут мокрыми. Стакан запотел, и на его стенках появились мелкие капельки воды- Это потому, что в морозильной камере стенки стакана охладились и начали охлаждать окружающий воздух. Водяной пар из воздуха на холоде стал капельками воды и осел на стенках стакана. По этой же причине идут дожди, появляются туман и роса. Если ночью холодно, а воздух влажный, то пар конденсируется и превращается в маленькие капли росы, которые оседают на траве и на земле.

Превратимся в дождик сами

Мы теперь знаем о воде и ее волшебных свойствах так много, что вполне можем сами стать капельками воды. В эту игру лучше играть с друзьями. Произнесите волшебные слова:

Сперва летит,
Потом бежит,
Потом на улице лежит.
Тогда без бот или галош
Его сухим не перейдешь!

Маленькая капелька и ее приключения

Расскажите крохе историю о капельках воды, а малыш пусть изображает все, что услышал от мамы.
“Однажды высоко в небе родилась маленькая капелька. Капелька росла, росла и наконец, стала такой большой, что ей уже можно было отправиться на землю. Капелька полетела вниз на землю, попрыгала, поиграла. А потом скучно ей стало одной играть. Тогда капелька отправилась искать друзей, нашла много таких же капелек. Собрались они все вместе и потекли дальше веселыми ручейками (дети берутся за ручки), а потом встретились ручейки и стали речками (станьте впереди, а малыши пусть становятся в цепочку и двигаются за вами, изображая изгибы реки). И поплыли капельки-путешественницы в большой реке. Текла-текла речка и попала в бескрайний океан (дети становятся в хоровод).

Долго плавала наша капелька в океане, а потом посмотрела на небо и вспомнила, что ее мама-тучка дома ждет. А тут как раз солнышко выглянуло, пригрело, стали капельки легкими, потянулись вверх (крохи приседают, поднимают руки вверх, встают и тянутся за руками). Полетели капельки вверх и вернулись к своей маме-тучке. Теперь отдохнут и снова отправятся в путешествие”.

После таких веселых экспериментов по физике малыш будет учиться с удовольствием и радостью.

Похожие записи:
Методика Глена Домана для гармоничного развития ребенка
Как мотивировать ребенка к учебе?
Разница в воспитании мальчиков и девочек
Дорогие читатели нашего сайта! Просьба внимательно перепроверять указанные майлы, поскольку мы каждый майл проверяем и комментарии с несуществующими майлами игнорируются.
2 комментария
  1. Алина Чернобеоевская:

    Класно прикольно.

  2. Eмельяна:

    Отличные советы, моего ну никак не заставишь учиться и занимать, особенно физика и геометрия это вообще с трудом тянем. А тут ваша замечательная статья, сделал все как вы сказали и представляете, он сейчас с таким рвением на эти эксперименты рвется, пишите почаще подобные статьи. В игре малышам легче учится…

наверх