Главная » Воспитание и развитие ребенка » Для чего нужны игры ребенку?

Для чего нужны игры ребенку?

Для чего нужны игры ребенку?Известные российские психологи занимались специальным изучением игры детей разных возрастов. Они пришли к выводу, что с 2,5-3,5 до 6,5-7 лет именно она является ведущей деятельностью. То есть, собственно, через игру ребенок в этот период развивается и приобретает необходимые для всей последующей жизни навыки. С 7 до примерно 11-12 лет ведущей деятельностью становится учеба. Но за игрой по-прежнему сохраняется важная роль. Это особый язык, на котором дети рассказывают о том, что их действительно волнует – о своих мечтах, опасениях, страданиях…

Однако если игра для мальчиков и девочек – естественная среда жизни, то для взрослых она часто становится «зоной напряжения», поскольку не всегда понятно, как правильно играть, во что, сколько времени стоит уделять.

Поэтому психологи советуют родителям:

  • помнить, что именно в игре ребенок открывается полностью, поэтому имеет смысл периодически внимательно присматриваться к его «забавам»;
  • понимать, что много или мало времени вы провели с детьми, не так уж важно, потому что главное не количество, а качество. Час в день в возне с ребенком от души лучше постоянного присутствия рядом в мрачном расположении духа; 4Ъ участвовать имеет смысл в играх, которые действительно интересны вам обоим;
  • знать, что игры бывают разные, они имеют различные цели и задачи. И для родителей важно адекватное в них участие.

Выразить эмоции

Вернулся ребенок из школы – и бегом к игрушкам в свою комнату, где выбрал парочку биониклов или динозавров и устраивает сражение: кто-то с трудом защищается, кого-то рвут на части. В этом «жестоком побоище» он сбрасывает эмоциональное напряжение, накопившееся за день.

А взаимодействие с ровесниками не всегда протекает гладко. Порой очень хочется и самому первым на вопрос учителя ответить, и сдачи обидчику дать как следует. Но сосед по парте ответил первым, а за драку наказывают. За время, проведенное в школе и на улице, таких сдерживаемых порывов скапливается много, зато в игре можно, не сдерживая себя, наконец выразить все, что накопилось, и успокоиться.

Мы с вами, кстати, делаем примерно то же самое, когда, приходя домой, в подробностях рассказываем о событиях за день. А представьте, что вместо поддержки родные начнут неодобрительно качать головой и говорить что-то вроде: «Ну разве можно так злиться на начальника? Он хороший, надо уметь договариваться». Не самые приятные чувства возникают. Вроде, и правильные вещи озвучены, но хочется сочувствия со стороны близких, а не нотаций.

То же испытывают и дети, если мы вмешиваемся в их игры с желанием умиротворить ситуацию и прекратить войну: «Давай сейчас динозавры быстренько перестанут друг друга есть, а будут вместе играть». Поэтому наша поддержка сыну или дочери выражается именно в том, что мы не вмешиваемся. Можно просто, проходя мимо, задать несколько уточняющих вопросов из серии:« А из-за чего вообще воюют?» Это нужно, чтобы прояснить для себя, что именно волнует ребенка в данный момент.

Учиться новому

Несколько иная ситуация, если в повседневной детской игре присутствуют исключительно разрушительные сюжеты и переключения на «мирную жизнь» не происходит. Для родителей это серьезный сигнал, что школьник попал в ситуацию, из которой не может самостоятельно найти выход. Вот тут взрослому просто необходимо присоединиться к игре и выяснить все мотивы участников боевых действий.

Важно понять, из-за чего, собственно, разразилась война, кто из героев чего реально добивается, возможно, предложить разные варианты развития событий. В этом случае взрослый включается в принципиально иной вид игры – обучение. В ней ребенок формирует навыки общения, осваивает модели поведения в обществе.

О такой игре можно говорить, и когда разыгрываются ситуации из мультфильмов, художественных фильмов, прочтенных книг. Для родителей подобное действо – важное послание о том, что действительно интересует сына или дочь.

К обучающим можно отнести также игры, предлагаемые в детских журналах, книгах. Такие могут начаться и по инициативе родителей. Совместное выполнение различных заданий часто становится
приятным ритуалом, сближающим взрослых и детей, укрепляющим их отношения.

Однако даже самая интересная игра из журнала не принесет пользы и радости, если считать, что ребенок изначально будет выполнять все задания сам. Когда сын или дочь уже втянулись в процесс и все получается, то они могут, конечно, и сами обойтись, но поначалу все-таки лучше вместе со взрослыми.

Соблюдать правила

Примерно с 5,5-6,5 лет ребенок начинает проявлять интерес к играм с четкими правилами, что связано с формированием и развитием головного мозга. Именно в этом возрасте «дозревают» структуры, отвечающие за контроль поведения. Игр «по правилам» великое множество – от примитивных «бросалок» кубика с продвижением фишек к финишу до сложных «Монополий» и ролевых игр.

Одному в них обычно играть невозможно. Во многих семьях такая коллективная игра выходного дня становится тем самым ритуалом, который запоминается на всю жизнь. Ведь взрослые в этом случае получают реальную возможность расслабиться, а дети – установить эмоциональный контакт с вечно занятыми родителями.

Похожие записи:
Методика Глена Домана для гармоничного развития ребенка
Как мотивировать ребенка к учебе?
Разница в воспитании мальчиков и девочек
Дорогие читатели нашего сайта! Просьба внимательно перепроверять указанные майлы, поскольку мы каждый майл проверяем и комментарии с несуществующими майлами игнорируются.

наверх