Главная » Воспитание и развитие ребенка » Детская ревность в семье. Как реагировать?

Детская ревность в семье. Как реагировать?

Детская ревностьТакое радостное событие, как рождение второго малыша в доме, часто омрачается ревностью старшего ребенка. Чтобы свести к минимуму проявление негативных реакций со стороны первенца, нужно подготовить его к грядущему событию еще во время беременности мамы, рассказать об изменениях, намечающихся в семье. И обязательно убедить малыша в том, что родители хотят второго ребенка, а не лучшего, чем он сам.

Но, даже если малыш искренне радовался будущему появлению братика или сестрички, чаще всего его ждет разочарование. Вместо друга для совместных игр появляется орущий сверток, вокруг которого концентрируется все внимание взрослых. Самое худшее, что можно сделать в подобной ситуации – отдать старшего малыша на время бабушке или другим родственникам. Так он точно почувствует себя изгоем и возненавидит новорожденного.

Детская ревность может проявляться как агрессия к самому младшему члену семьи или как возврат к предыдущему этапу развития. Например, ребенок может потребовать давно ненужную ему соску или прекратить самостоятельно пользоваться туалетом. Спокойный малыш может стать капризным и неуправляемым – так он пытается привлечь к себе внимание. Имитация болезни, придумывание новых проблем – еще один вероятный прием воздействия на папу и маму.

Конечно, все родительское внимание, ранее принадлежавшее одному ребенку, придется делить на двоих. Как бы ни было трудно, обязательно нужно стараться находить время для общения со старшим: брать его на руки, играть, читать сказки. Можно купить видеоняню и освободить для этого пару часов во время сна крохи. Это самое благоприятное время для того, чтобы больше гулять с папой, разговаривать по душам.

Не нужно ожидать, что первенец сразу проникнется чувством любви к малышу и, тем более, наказывать его за противоречащее ожиданиям поведение. Следует предоставить ему время на преодоление стрессовой ситуации. Конечно, строго нужно пресекать всяческие попытки ударить младшего или отнять у него игрушку.

Полезно дать почувствовать первенцу, что у него есть особые привилегии, как у старшего. Подольше смотреть мультфильмы, пригласить друзей или даже выполнять «серьезную» работу, в том числе, по уходу за младшим. Например, принести бутылочку, надеть носочки на братика или сестричку. Обязательно нужно его хвалить, желательно в присутствии других членов семьи. Главное, внушить ему, что быть старшим – это здорово.

Если разница в возрасте между детьми большая, есть соблазн отказаться от выбора радионяни и возложить ее функции на старшего ребенка, а то и попросту заполнить весь его досуг заботами о малыше. Только вряд ли это будет способствовать возникновению теплых чувств.

Внимательное, чуткое отношение родителей позволит минимизировать чувства обиды и ревности между детьми.

Похожие записи:
Методика Глена Домана для гармоничного развития ребенка
Как мотивировать ребенка к учебе?
Разница в воспитании мальчиков и девочек
Дорогие читатели нашего сайта! Просьба внимательно перепроверять указанные майлы, поскольку мы каждый майл проверяем и комментарии с несуществующими майлами игнорируются.
2 комментария
  1. Ирина:

    В семье двое детей 2,5 года и 1 год 2 месяца. В последнее время старший сын стал очень плаксивым, взвинченным, часто толкает. бьет младшую сестру. Стал «запрещать» окружающим что-либо делать и вообще употребляет слишком много отрицательных предложений. Например, картинку с изображением мальчика на велосипеде комментирует: «Нет, это не мальчика велосипед». На любой отказ, противоречие реагирует слезами. Понимаю, что симптомы тревожные, но сама разобраться не могу.

    • Многодетная мама:

      Негативизм – явление, часто сопровождающее кризис 3 лет, к которому уже вплотную подошел ваш сын. Смысл этого кризиса состоит в появлении у ребенка чувства «Я»: он начинает понимать, что в его жизни некоторые явления даны изначально, а некоторые создаются им самим. Отрицание, несогласие – самый простой и логичный способ «прощупать» последствия своего влияния на мир. Ребенок экспериментирует: а каков мой вклад в бытие, что изменится, если я не соглашусь? Это своеобразное упражнение собственной воли.
      Через «нет» ребенок выделяет себя из фона окружающего мира – мира предметов, ролей, других людей. Это период достаточно изнурительный для родителей, которым иногда приходится уговаривать детище «от противного»: «Ты только не вздумай есть эту кашу сидеть на этом стульчике, ложиться спать…)». Иногда это помогает, иногда – нет. Интересно, что мальчики, в отличие от девочек, реже поддаются на провокацию.
      Можно ли с этим бороться? Трудно. Лучше набраться терпения и переждать – не встречая сопротивления, любой негативизм угасает.
      Но кое-что родители могут сделать, во-первых, стоит понаблюдать за ребенком. Действительно ли он отвечает слезами «на любой отказ»? Попробуйте вести в течение одной-двух недель дневник наблюдений – каждый вечер вспоминайте, что за эпизоды вызвали его раздражение. Может быть, у вас появится новый взгляд на причины негативизма ребенка. В любом случае эта информация пригодится, если вы придете за консультацией к психологу.
      Во-вторых, попробуйте поиграть с ним в «мальчика наоборот». Договоритесь, что с этого момента он все делает (или говорит) не так, как вы с ним договаривались. А потом поменяйтесь ролями: пусть «девочкой наоборот» станет мама. Только не «переборщите»: нужно успеть остановить игру, если вы почувствуете приближение истерической вспышки у ребенка.
      В-третьих, подумайте о детской ревности. Очень часто поведение, подобное описанному вами, появляется у старшего ребенка любого возраста при появлении брата или сестры.
      Главное, что вы можете сделать для старшего ребенка – это не обделять его своим вниманием и всячески подчеркивать его достоинства (в отличие от сестры, которая пока ничего не умеет).
      Главное же – не заражайтесь раздражением ребенка. А если почувствуете, что негативизм не исчезает, лучше на всякий случай показать ребенка невропатологу и психологу.

наверх