Занятия для грудничков

 занятий для младенцевПредметный мир все расширяется, раздвигает перед малышом свои границы, окрашивается новыми цветами, удивляет формами, размерами, звуками: такими разными, такими удивительными!
Если постараться повернуть голову в том направлении, откуда идет звучание, можно увидеть улыбающееся лицо любимой мамочки или яркую погремушку. Вот кроха и старается! Умение малыша определять, откуда идет звук, формируется и развивается очень быстро. Так же быстро возникает у него «ответное чувство» при прослушивании той или иной мелодии: под веселую музыку он двигает ручками и ножками и делится с окружающими своей радостью, восклицая что-то в ответ, а при грустной мелодии — «призадумывается», затихая.

Еще большую радость и теплое «ответное чувство» испытывает крошечный слушатель, если услышит песенку, которую для него исполнит мама, подыгрывая себе на ксилофоне или металлофоне, дудочке или свирели. Музыка постепенно входит в жизненное пространство малютки, даря ни с чем не сравнимое удовольствие ощущать покой и радость, быть в гармонии с миром.

Словно стремясь выразить свои эмоции, малыш именно в этот период начинает лепетать, то есть активно произносить сочетания гласных и согласных звуков. Лепет — очень важный и более совершенный, по сравнению с гулением, вид речи. Именно из «лепетных слов» (слогов) и станет составлять кроха свои первые слова. А чтобы заслужить такой подарок от малыша, близким нужно создать комфортную обстановку для дружеского общения.

Как же помочь маленькому человечку освоить лепет?

  • Обязательно повторите звук, который издаст кроха, а затем вновь произнесите его в сочетании с другим, новым для ребенка звуком;
  • разговаривайте с малышом, используйте разные интонации: громко и тихо, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, «с грустинкой», успокоительно и возбужденно радостно.

Занятия с 3-3,5 месяца

Ребенок прислушивается к звучанию собственного имени.

Упражнение «Имечко родное»
Задача — побуждать кроху отыскивать своего «собеседника», поворачивая голову и выражая оживление в ответ на обращение к нему по имени.

    • Объект — ваше собственное лицо.
    • Условия — малыш лежит перед вами на спинке.
    • Занятие — установите с ребенком контакт глаза в глаза, погладьте его по головке, пощекочите подбородочек. Когда малыш полностью сосредоточится на вашем лице, возьмите его за ручки, легонько потяните на себя и отчетливо, внятно и эмоционально (радостно и очень ласково) скажите:

Назову я имечко,

Имечко родное.

Назову я имечко,

Имя дорогое!

Для мальчика:

Андрюшенька, Андрюшка! (имя малыша)

Вот какой малыш!

Андрюшенька, Андрюшка!

Вот какой крепыш! Для девочки:

Аннушка, Анюта! (имя малышки)

Вот какая ягодка!

Аннушка, Анюта!

Вот какая сладкая!

Восхищенно покачайте головой из стороны в сторону, не сводя глаз с ребенка и поглаживая его, и вновь повторите обращение к нему по имени.

Наше имечко родное!

Дорогое, золотое:

Настенька, Настена!

Настюша, наша Настя! (Несколько раз звучит имя ребенка.)

Советы:

    • Чаще называйте своего ребенка по имени, используя различные нежные вариации. Пусть малыш слышит ласковый мамин голос всякий раз, когда вы пеленаете его, купаете, одеваете, кормите или баюкаете.
    • Произносите имя крохи отчетливо, обязательно делайте паузы между словами (вариантами имени), не теряя зрительного контакта с малышом.
    • Зовите кроху по имени не только тогда, когда зрительный контакт с ним уже установлен, но и тогда, когда требуется его установить: несколько раз ласково и отчетливо произносите варианты имени ребенка, добиваясь того, чтобы он самостоятельно повернул голову в вашу сторону.

Результат малыш, услышав свое имя, поворачивает голову, сразу же радостно реагирует на ваш голос.

Занятие с 3,5-4 месяца

Кроха устанавливает зрительный контакт сразу с несколькими близкими людьми (переводит взгляд с одного говорящего человека на другого).

Упражнение «Хоровод».

    • Задача — побуждать ребенка радоваться речевому общению с членами своей семьи, поочередно переводить взгляд с бабушки, что-то говорящей малышу, на маму или наоборот.
    • Условия — рядом с крохой находятся двое взрослых.
    • Занятие — мама и бабушка, наклонившись над малышом и глядя на него, по очереди декламируют потешку. Тот, кто говорит слова, чуть больше приближает свое лицо к лицу крохи (стараясь поймать его взгляд), добиваясь контакта глаза в глаза:

Мама: Собираем хоровод!

Бабушка: Позовем к себе народ! Участники игры, поочередно произнося свои слова, поглаживают малыша, массируют его ручки и ножки, радостно улыбаются ему.

Мама: Пригласим мы курочку.

Бабушка: Пригласим мы уточку!

Мама: Пригласим теленка.

Бабушка: Пригласим гусенка!

Мама: Не забудем свинку.

Бабушка: Нежную щетинку!

Мама: А за нею — петушка!

Бабушка: Не видать гостей пока!

Мама: Будем веселиться сами!

Бабушка: Подавай-ка ручку бабе!

Советы:

  • Взрослые участники игры время от времени меняются. Сегодня с крохой водят хоровод одни, завтра — другие. Это полезно не только для эмоционального, но и для интеллектуального развития ребенка.
  • Малыш 3-4 месяцев уже способен и «поддержать диалог». Ваше общение будет продуктивнее, если произносить слова потешки отчетливо, а в конце фразы делать небольшие паузы. Результат малыш весело реагирует на потешку, переводит взгляд с одного человека на другого, отвечает восклицаниями на ласковое обращение.

Занятия с 4,5-5 месяцев

Ребенок произносит отдельные слоги и даже слоговые сочетания (лепечет).

Упражнение «Угощение».

  • Задача — побуждать малыша повторять звукосочетания с согласными звуками: «б», «м», «д», «г», «н».
  • Условия — карапуз лежит перед вами на спинке.

Занятие №1.

Наклонитесь над крохой таким образом, чтобы он мог сосредоточиться на вашем лице, а затем начинайте произносить потешку, особо выделяя звуки или слоги в некоторых словах:Г-г-где же наша к(и-и-и)сонька,

К(и-и-и)сонька-мурл(ы-ы-ы)сенька?

Хочет киска молочка.

Да-да-да? Да-да-да!

Ск(а-а-а)жем киске:

«На-на-на! На-на-на! На-на-на!

К(и-и-и)ска, приходи скорей,

Приводи с собой друзей!

Вот бар(а-а-а)шек:

Бе-бе-бе!

Вот и к(о-о-о)злик:

Ме-ме-ме!

Вы хотите молочка?

Не-не-не! Не-не-не!

Бе-бе-бе! Ме-ме-ме!

Бьют копытцами они:

Сено поскорей неси!

Бе-бе-бе! Ме-ме-ме!

Ме-ме-ме! Бе-бе-бе!»

Занятие №2.

На этот раз вместе с кисонькой в гости «приходят» гуси:

К(и-и-и)ска, приходи скорей, приводи с собой друзей!

Вот и гуси: Га-га-га! Есть хотите? Да-да-да!

Вы хотите молочка? Не-не-не! Не-не-не!

Крыльями захлопали, По полу зашлепали:

Га-га-га! Да-да-да! Да-да-да! Га-га-га!

Слушать не хотят они: Каши им горшок неси!»

Советы:

    • Для разнообразия зрительных и слуховых впечатлений время от времени поручайте роль «привередливых» гостей другим членам семьи.
    • Если малыш повторяет отдельные звукосочетания потешки, произнесите их снова «на все лады». Не забывайте делать паузы, чтобы кроха смог поддержать «диалог».
    • Понаблюдайте, какие звукосочетания вызывают у ребенка смех? Повторяйте их в течение дня. Используйте другие стихи и песенки, где можно выделить те же самые звуки и слоги.
    • Проводите речевые игры, когда кроха спокоен и настроен на общение.

Результат: малыш лепечет (вслед за взрослым произносит сочетания согласных и гласных звуков).

Нам 5-6 месяцев Умение №4.

Слушая мелодию, ребенок выражает удовольствие голосом и движениями.

Упражнение «Пляска».

    • Задача — побуждать малыша к сосредоточению на пении мамы и выражению своих эмоций голосом и движениями, то есть к активному слушанию.
    • Игрушки — любой музыкальный инструмент: ксилофон или металлофон, колокольчик или дудочка, гусельки или большая погремушка с хорошим дробным звуком (маракас).
    • Условия — во время занятия грудничок не должен слышать других звуков (в комнате сохраняется тишина).
    • Занятие — исполняйте простую песенку, сопровождая пение игрой на музыкальном инструменте:

Кукла вышла поплясать,

Ножками потопать!

Зайчик вышел поскакать,

Ушками похлопать!

Раз-два-три-четыре-пять!

Начинай плясать опять!

Мишка вышел поплясать,

Лапами потопать!

Лягушонок — поскакать,

Глазками похлопать!

Раз-два-три-четыре-пять!

Начинай плясать опять! Повторите любое четверостишие или придумайте продолжение песенки.

Советы:

    • Пойте задорно, улыбайтесь малышу, изменяйте тон голоса в зависимости от характера того или иного персонажа.
    • Подыгрывайте себе на разных инструментах (используйте также баночки с горохом, крупами или бусинами).
    • Привлекайте внимание крохи к отдельным звукам, нарочито протягивая их («Начинай плясать опя-А-А-Ать!»).
    • Можно разнообразить исполнение «набором» из разных слогов, привлекая к ним внимание ребенка и стимулируя его ответный лепет.

Например:

Кукла вышла поплясать,

Ножками потопать!

Зайчик вышел поскакать,

Ушками похлопать!

Да-да, ба-ба, па-па, нэ,

Ножками потопать!

До-до, гу-гу, ма-ма, пэ!

Ушками похлопать!

  • Не стесняйтесь петь крохе, малыш оценит даже самое простенькое исполнение. Скоро кроха станет выражать радость и нетерпение, увидев знакомый музыкальный инструмент.
  • Привлеките ребенка к «аккомпанементу», надев ему на ножку повязку с небольшим колокольчиком.
  • Постепенно расширяйте песенный репертуар известными детскими песенками (на 5-6 минут) или отдельными куплетами (на 1-2 минуты). Результат малыш сосредотачивается на пении мамы (на 20-30 секунд как минимум), выражает радость мимикой, движениями и вокализациями.
Похожие записи:
Самый лучший детский памперс! Разбираем по полочкам все страшилки и учимся выбирать лучшее.
Одежда для малыша от рождения до 3-х месяцев: эконом вариант
Нужны ли ребенку ходунки?
Дорогие читатели нашего сайта! Просьба внимательно перепроверять указанные майлы, поскольку мы каждый майл проверяем и комментарии с несуществующими майлами игнорируются.
1 комментарий
  1. Мария:

    Любой маме иногда нужен способ чем-то занять и развлечь грудного ребенка, чтобы спокойно сделать необходимые дела. Меня много раз спасал легкий надувной мячик (или прочный воздушный шарик из плотной резины с «ушком»). Я привязывала его к кронштейну над кроваткой, а 4-месячный Артем с удовольствием пинал шар ножками. Ему — отличная гимнастика, а мне — минут 20-30 тишины.

наверх