Развитие творчества у детей

Развитие творчества у детейГлавное, что отличает детей от взрослых, — они постоянно, хотя и неосознанно, работают над собой. Ребенок исключительно сосредоточен на стремлении стать сильнее, увереннее, умнее, лучше, что-то изменить в себе. А взрослые хотят добиться каких-то внешних целей: социального благополучия и т.п. Поэтому для взрослого человека умение рисовать, сочинять стихи или музыку — способ социального самоутверждения, путь к успеху. Взрослый ориентирован на уже сложившиеся представления о том, как нужно писать картины, стихи, музыку, чтобы его «продукция» понравилась «потребителям». Малыш же использует искусство, чтобы что-то «повернуть» в себе, даже не догадываясь об этом.

Замечательный искусствотерапевт и писатель Елена Макарова на страницах книги «В начале было детство» рассказывает о девочке, которая занималась рисованием и лепкой. Но вот беда — все ее произведения отличались удивительным однообразием: одна фигура расположена в центре, две другие — удалены на равное расстояние от центральной. И на бумаге, и в пластилине — все то же самое. Как оказалось, Катины папа с мамой — очень занятые люди, дипломаты. Девочка постоянно то с одной, то с другой бабушкой. Одна из бабушек (мать ее отца) «крутая», деспотичная; другая, наоборот, слишком мягкая, все позволяет ребенку. Понятно, что малышке непросто приспособиться к такой жизни, а ничего другого ей пока не дано. И вот она в своих рисунках, в лепке проигрывает этот сюжет: я в центре (центральная фигура в рисунках детей, как правило, изображает самого автора) — а две бабушки по бокам. Она пытается эту коллизию как-то осознать, обжить, чтобы помочь самой себе. То есть занимается САМО-ИСКУССТВО-ТЕРАПИЕЙ.

Нетрудно догадаться, что Катя так толком и не научилась ни рисовать, ни лепить — если исходить из наших, взрослых представлений о том, что значит уметь рисовать и лепить. Ее «люди» на людей мало похожи: какие-то фантастические страшилища. Как вы думаете, довольны были мама и папа малышки результатами ее занятий, за которые, между прочим, они платили деньги? Однако для самой девочки занятия лепкой и рисованием не прошли бесплодно: она работала над собой — а творчество было для нее только средством.

Иногда можно наблюдать, что малыш почти постоянно находится в нервном, возбужденном состоянии — и не всегда понятно почему. Однако стоит ему взять в руки карандаш и лист бумаги (или пластилин), как эмоционально он приходит в норму. Становится сосредоточенным, спокойным, на губах появляется улыбка.

А посмотришь потом на этот лист: там такие «каляки-закаряки», какие впору «нарисовать» обезьяне, а не человеку. И часто родители делают вывод: а зачем это нужно? Очевидно, что наш ребенок бездарен: ну и нечего тратить деньги на карандаши, бумагу и пластилин, да и грязи в квартире меньше будет. А вывод-то абсолютно неверный. Взрослые рассуждают по-взрослому, как им привычно. Они уверены, что результатом всякой деятельности является сам ПРОДУКТ этой деятельности, в данном случае — рисунок. Однако для детей все не так.

Результатом любой деятельности ребенка является… ОН САМ! То есть то, что крохе с помощью этой деятельности удалось изменить в себе. Например, наш маленький творец «каляк-маляк» научился себя успокаивать, приводить в состояние эмоциональной нормы средствами искусства. И это для ребенка очень важно! А у него отбирают бумагу и карандаши и говорят: «Нечего портить! Все равно не умеешь!»

Поэма о рыбках

Трехлетняя Юля сочинила стих, вернее, целую поэму. К сожалению, Юля не умеет писать и не смогла зафиксировать свое творение на бумаге. А я не запомнила сего обширного произведения до конца. Процитирую только начало:

Кабы лыбы были лыбки,

А у лыбов были луки.

А у лыбов были луки,

А у луков были длюки…

Эрудированным читателям, наверное, вспомнились Велимир Хлебников или Алексей Крученых. Действительно много общего.

Что означает эта, с нашей точки зрения, галиматья? Попробую перевести: Если бы у рыбы были рыбки, А у других рыб (рыбов) были руки (повторяется два раза),

А у рук (руков) были дрюки… Теперь представьте себе, что сама Юля в полном восторге от своего «текста», причем произносит его десятки раз подряд, по ходу дела постоянно его изменяя, всегда — очень громким голосом. Более того, она не желает читать свое творение в одиночестве, ей нужны слушатели. И, конечно, главным слушателем она хотела бы видеть свою маму!

Ну и как — вы бы это выдержали? Юлина мама выдерживает минут пять. Дальше следуют шлепки и призыв: «Замолчи сейчас же! Прямо сил моих больше нет!»

А между тем дело-то простое. У Юли серьезнейшие «фефекты фикции». В садике есть логопед, однако она загружена работой с детьми, которым скоро в школу. До трехлеток не всегда руки доходят. Вот и ходит Юля пока так, без всякой помощи. Она плохо выговаривает сонорные, шипящие, словом, говорит, как турчанка, которая две недели назад начала изучать русский язык: ничего не поймешь. Что же делает девочка? Она работает над собой! И что поразительно, придумала великолепный способ такой «самопомощи» — стихи! Доказано, что чтение стихов вслух сильно улучшает дикцию и речь детей. Так написано во всех умных пособиях, которых Юля пока не читала, поскольку читать не умеет. Она это нашла сама!

И конечно, страстное желание ребенка, чтобы мама слушала его белиберду, связано не с тем, что, по мнению автора, сочиненный текст является эстетически совершенным литературным произведением. Юля конечно же хочет, чтобы мама оценила то, что дочка постепенно говорит все лучше. И самое поразительное, что это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ТАК! Конечно, прогресс не такой, каким был бы, если бы с Юлей работал логопед. Но прогресс есть! Девчушке 3 года. Она сама себе помогает. Без всякого высшего образования.

А мы — умные взрослые люди — ей запрещаем, кричим на нее. По нашему мнению, ребенок занимается ерундой.

Нужна ли школа?

Теперь по поводу художественных, музыкальных и прочих школ. Моя знакомая, Ира (ей 7 лет), уже второй год ходит в художественную школу. Раньше она очень любила рисовать, но рисовала так, как все дети. Людей, похожих на подъемные краны. Цветы, напоминающие футбольные мячи, из которых выпущен воздух. Машины в виде гробов на колесиках.

Родители оценили энтузиазм дочери и отдали ее в художественную школу. Очень хорошую. Платную! Теперь Ира, ученица второй группы, показывает мне свои работы. Обычная плетенная из ивовых прутьев корзинка. Нарисована — ну прямо как живая. Хоть бери и иди собирать грибы. Ира очень гордится своей корзинкой. Говорит, рисовала ее несколько уроков, пока наконец ПОЛУЧИЛОСЬ ПОХОЖЕ.

А вот две груши на тарелочке. Натюрморт. Тоже — похоже. Но вот что странно. На прежние Ирины «каляки-закаряки» было интересно смотреть. Представьте себе: кот, похожий на верблюда, причем ярко-фиолетового цвета, рядом с ним медведь величиной с мышь, а прямо над ними висит в воздухе некое фантастическое существо, видимо, инопланетянин: с одной ногой, но с двумя головами и с усами-антеннами. Интересно! Теперь на рисунки девочки смотреть скучно. Да и сама она перестала рисовать НЕ ДЛЯ ШКОЛЫ. Теперь Ира учится, выполняет задания. Так же учат у нас в музыкальных школах. Все рассчитано на то, чтобы впечатлить родителей, которые, как правило, платят за обучение. А если и не платят, все равно школы заинтересованы в том, чтобы у них было больше учеников (тогда больше ставок для учителей). Родители же хотят, чтобы дитя бегало пальцами по клавишам, как Моцарт, или копировало корзиночки и фрукты, как хороший фотоаппарат. Хотя и непонятно, почему использовать человеческое существо в качестве копировальной машины или механического пианино — это правильно и хорошо.

Технические навыки, как в музыке, так и в рисовании — в любом искусстве, — не главное. Но в спецшколах обучают именно техническим навыкам. Зачастую тем самым убивая жажду творчества. На самом деле нарисовать, сыграть или спеть не так уж трудно. Трудно УВИДЕТЬ и УСЛЫШАТЬ нечто такое, что стоило бы изобразить или спеть. И маленькие дети нередко учатся именно ВИДЕТЬ и СЛЫШАТЬ — а не технически правильно КОПИРОВАТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. Они учатся средствами искусства ОСМЫСЛЯТЬ мир. Кстати, искусство ведь для того на самом деле и нужно: мы просто об этом забыли. Вот почему многие дети — стихийные сюрреалисты, кубисты и абстракционисты. Поэтому малышу, как отмечает та же Елена Макарова, зачастую ничего не стоит вылепить «сонный помидор» или «отфыркивание». А для взрослого профессионального художника — это непосильная задача, потому что он умеет КОПИРОВАТЬ, но уже давно разучился ТВОРИТЬ.

Детям свойственно выдумывать другую реальность, непохожую на ту, в которой они живут.

И это тоже психотерапевтическая процедура. Малыши чувствуют себя лучше в выдуманной ими реальности. Она добрее, честнее, свободнее той, которую мы создали для себя и для них. А создавать иную реальность — значит творить, заниматься искусством. Оценивать такого рода деятельность детей нашими мерками нельзя. Как нельзя оценить одними критериями симментальскую высокоудойную корову и арабских жеребцов. Это разные существа. Взрослые и дети тоже разные существа. Нельзя сказать, кто лучше, — просто разные.

Ребенка прежде всего нужно ПОНЯТЬ. Понять, ЗАЧЕМ ему это нужно. Чего он хочет этим добиться — и достигает ли того, чего хочет. Пусть малыши марают тонны бумаги, изводят центнеры пластилина. Главное, чтобы ребенок при этом становился чуть увереннее, счастливее. Дети любят искусство, ибо чувствуют: оно им что-то дает. Каждому свое.

Шпаргалка для пап и мам

Ваше чадо проявляет странную и необъяснимую «творческую страсть»: постоянно рисует, лепит, поет или сочиняет маловразумительные «стихи»?

  1. Не торопитесь с выводами. Как правило, дети это делают потому, что таким способом работают над собой в каком-то определенном отношении, пытаются справиться с какой-то своей проблемой.
  2. Постарайтесь понять, что это за проблема. А пока не отбирайте у ребенка орудия производства (пластилин, бумагу, карандаши) и ничего не запрещайте, если только его деятельность хоть как-то выносима для окружающих.
  3. Если самостоятельно понять малыша не получается, обратитесь к психологу-консультанту.
  4. Не торопитесь отдавать ребенка в специальное учебное заведение: у малышей страсть к рисованию или «поэтическому творчеству» далеко не всегда свидетельствует о наличии особых способностей. Кроме того, большинство художественных и музыкальных школ скорее отвращают детей от подлинного творчества, чем развивают творчество у детей.
  5. Рассматривая «продукты» творчества крохи, не сравнивайте их с «хорошими» (с вашей точки зрения) рисунками соседской Маши, у которой люди и деревья «как настоящие». Старайтесь увидеть в рисунках, стихах и песенках малыша его внутренний мир — только тем творческие «продукты» и интересны.
  6. Не пытайтесь стеснять творческие устремления ребенка, направлять его фантазию в «нужное» (с вашей точки зрения) русло. Дети, подобно животным, зачастую лучше нас «знают», что им нужно. Они сами это ищут и находят.
  7. Будьте внимательным и благодарным слушателем или зрителем вашего юного таланта. Он в этом так нуждается!
Похожие записи:
Особенности уроков английского языка для детей по Скайпу
Развитие актерского мастерства у ребенка
Как Свинка Пепа и другие мультфильмы помогают детям учиться говорить?
Дорогие читатели нашего сайта! Просьба внимательно перепроверять указанные майлы, поскольку мы каждый майл проверяем и комментарии с несуществующими майлами игнорируются.

наверх