Главная » Воспитание и развитие ребенка » Привязанность детей к родителям: почему они нас любят?

Привязанность детей к родителям: почему они нас любят?

Привязанность детей к родителямПривязанность – чувство, возникающее между общающимися людьми: малышом и родителями, дедушкой, бабушкой, друзьями. Это эмоциональная связь между ними, потребность во взаимодействии, которое может осуществляться через разговор, прикосновение, взгляды, улыбки. Маленькие дети, у которых развивается устойчивая привязанность к своим родителям, обращаются к ним, если напуганы, чем-то расстроены… На руках у родителей им комфортно. И вообще такие малыши испытывают удовольствие и чувство безопасности просто от того, что могут находиться рядом с папой и мамой, видеть их, обращаться к ним.

Американский исследователь Дж. Боулби высказал предположение о том, что привязанность младенца к матери, отцу или кому-нибудь другому не является ни врожденной особенностью, ни результатом раннего опыта-научения. По мнению Боулби, врожденными являются формы поведения младенца, способные заставить окружающих находиться рядом с ним и заботиться о нем. Это изумление, улыбка, ползание по направлению к взрослому. С точки зрения эволюции, эти формы поведения помогают младенцу адаптироваться к жизненным условиям, так как гарантируют ему заботу, необходимую для выживания.
Привязанности обычно формируются у детей в возрасте 6—7 месяцев, проходя предварительные этапы.

Примерно к пятой неделе

А младенец умеет отличать живые объекты от неживых; к пятому месяцу узнает близких и знакомых и, наоборот, выражает опасение при виде незнакомых людей. И наконец возникает особая привязанность к конкретной личности, обычно к матери.

Признаки привязанности младенца проявляются по-разному. Например, объект привязанности может лучше других успокоить и утешить малыша; ребенок чаще, чем к другим, обращается к нему за утешением; в присутствии объекта привязанности младенец реже испытывает страх в незнакомой обстановке, в присутствии чужого человека.

Американский психолог Мэри Эйксворт предложила классификацию привязанности. На основе эксперимента выделяются три типа поведения и эмоциональных проявлений детей. Они соответствуют трем типам привязанности, возникающей между малышом и матерью.

Ключевыми являются эпизоды, когда мать оставляет ребенка сначала с незнакомцем, а потом одного. Через три минуты она возвращается к малышу. Показателями привязанности ребенка к матери выступает степень огорчения малыша после ее ухода и поведение ребенка после возвращения матери.

Дети, которые не очень сильно огорчались после ухода матери, а когда она возвращалась, тянулись к ней и легко переходили от радостного возбуждения к прерванным занятиям, получили название «надежно привязанных». Они чувствуют себя эмоционально комфортно, уверены в своей безопасности, не испытывают страха, веселы и спокойны.

Детей, которые не возражали против ухода матери и продолжали безмятежно играть, не обращая внимания и на ее возвращение, назвали «индифферентными», или «ненадежно привязанными». Они не различают, кто именно о них заботится, принимают заботу и внимание от любого человека. Эти дети производят впечатление не по годам независимых в своем поведении.

И наконец, группа детей, которые очень сильно огорчались после ухода матери, а когда она возвращалась,
уцеплялись за нее, затем сразу же отталкивали. Этих ребятишек назвали «аффективными». Носители такого типа привязанности подчас настолько зависимы от родителей, что не переносят их исчезновения из поля зрения. «Цепляющееся», зависимое поведение — признак беспокойства, опасности, которые малыш часто испытывает. Аффективные дети капризны, возбудимы. Они часто плачут при расставании. Находясь рядом, просятся на руки, непрерывно стремятся к физическому контакту.

Обычно чувство привязанности к близкому человеку достигает максимума между 12-м и 18-м месяцами и уменьшается к концу второго года жизни.

Качество же привязанности оказывает влияние на психическое развитие ребенка на протяжении всей жизни. Так, мальчики дошкольного возраста с ненадежной привязанностью демонстрируют более агрессивное, напористое поведение, одновременно сдержаннее в проявлении чувств и требуют большего внимания по сравнению со своими сверстниками, испытавшими надежную привязанность к матери.

Есть данные о том, что качество привязанности, сформировавшейся в раннем детстве, влияет на развитие чувства одиночества в юности и среднем возрасте.

Наличие надежной привязанности к родителям в младенчестве предполагает более частые положительные эмоции при контакте с ними и сверстниками. И, наоборот, дети, получившие определение психологов «ненадежно привязанные», в старшем возрасте имеют много отрицательных эмоций при контакте со своими матерями, часто проявляют признаки тревожности, нежелание активно общаться со сверстниками.
Исследования показали, что возникновение привязанности и ее характер зависят не только от удовлетворения родителями потребностей ребенка в еде, питье, тепле и утешении и не только от количества времени, которое родители проводят вместе с ним. Например, исследование, проведенное в Швеции, показало, что дети, о которых в какой-то период младенчества заботились отцы, не проявляли к ним большей привязанности, чем дети, чьи отцы отсутствовали дома целый день. То же относится и к матерям, работающим часть дня.

Что же наиболее существенно во взаимоотношениях родителя и ребенка для формирования привязанности?

Исследования психологов привели к неожиданным результатам. Речь идет о нюансах, о существовании которых многие родители даже не подозревают. Прежде всего дети обращают внимание на способность взрослого чувствовать и отзываться на любые «сигналы», будь то взгляд, улыбка, плач или пение. Малыши сильнее привязываются к родителям, которые быстро реагируют на их инициативу, всячески поддерживают их начинания, взаимодействуя и общаясь с ребенком, учитывают его интересы и настроение.

Рассмотрим два примера.

Полуторогодовалый Саша играет на полу с кубиками. Мама входит в комнату и, наблюдая за ним, говорит: «Как ты хорошо строишь, сынок. У тебя получается чудесная башня!» Саша улыбается и продолжает играть. Мать берет журнал и начинает читать. Через несколько минут Саша прекращает игру, находит детскую книжку, подходит к матери, протягивает ей книжку и хочет забраться к ней на колени. Мать помогает ему, сажает на колени, откладывает свой журнал и спрашивает; «Хочешь почитать эту книжку?» Саша отвечает: «Да». Мама начинает читать.

Другой полуторагодовалый мальчик Игорь играет на полу с игрушками. Закончив свои дела на кухне, в комнату входит мать и говорит: «Подойди ко мне, Игорек я тебе почитаю книжку». Мальчик оборачивается, но потом вновь возвращается к игре. Мама подходит к нему, берет на руки и настаивает: «Давай почитаем!» Игорь старается высвободиться чет. Мать отпускает его, он продолжает строительство башни… Позднее, достроив башню, малыш берет детскую книжку и протягивает ее маме, приговаривая: «Читать!». «Нет, — говорит мать, — ты не хотел читать, когда я тебе предлагала, а теперь я занята».
В этих двух ситуациях обе женщины старались уделить своим детям внимание, но лишь в первом случае мать была по-настоящему отзывчива, чутко реагировала на достижения, интересы, желания, настроение малыша.

Именно такое взаимодействие с ребенком способствует формированию надежной привязанности. Родители, к которым дети сильно привязаны, как правило, часто проявляют по отношению к ребенку эмоциональную теплоту, хвалят его, подбадривают. Указания произносят мягко, доброжелательно, спокойным тоном.
В заключение остановимся еще на одном вопросе. Многие женщины, имея маленького ребенка, работают вне дома. Разлука с матерью для малыша — это всегда стресс. Можно ли свести его до минимума? Не отразится ли на характере отношений с матерью, на типе привязанности к ней появление в доме няни или присутствие бабушки? Современные исследования показали, что при разлуке с матерью наибольшее значение имеет то, как о ребенке заботится тот, кто проводит с ним большую часть времени. Важно, чтобы этот человек полностью удовлетворял все потребности малыша, и не только физиологические, но и нравственные и духовные: поощрение, возможность изучать окружающий мир, интересное общение. В этом случае формируется прочная привязанность и к матери, и к воспитателю, а ребенок хорошо развивается и не чувствует себя покинутым и несчастным в отсутствие матери.

Похожие записи:
Методика Глена Домана для гармоничного развития ребенка
Как мотивировать ребенка к учебе?
Разница в воспитании мальчиков и девочек
Дорогие читатели нашего сайта! Просьба внимательно перепроверять указанные майлы, поскольку мы каждый майл проверяем и комментарии с несуществующими майлами игнорируются.

наверх