Главная » Воспитание и развитие ребенка » Особенности одаренных детей

Особенности одаренных детей

Особенности одаренных детейИ то же такое «одаренность» и как она проявляется в маленьком ребенке? Чаще всего — это ранняя речь, большой словарный запас, необычайная внимательность, любопытство и отличная память.

Для этого они должны проанализировать следующее:

  • выдающиеся способности ребенка;
  • потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные успехи в одной или более областях;
  • интеллектуальный уровень, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, достижения в изобразительном и исполнительском искусстве;
  • психомоторные навыки.

Три взаимосвязанные составляющие, которыми определяется одаренность, это: опережающее познавательное развитие, высокие показатели психосоциального развития и физические данные.

Большие «аппетиты»
Познавательное развитие

Одаренные дети «впитывают» информацию об окружающем мире, особенно в 2-4 года. Лучшим предвестником школьных успехов, по наблюдениям некоторых психологов, была способность трехлетних детей следить одновременно за двумя или более происходящими вокруг событиями.

Такие дети очень любопытны: «А как это устроено?», «Почему это происходит?», «Что будет, если сделать так?» Им необходимо активно исследовать окружающий мир, и они часто не терпят каких-то ограничений на свои исследования. Стремление к познанию и стимулированию разума для одаренного ребенка — чувства, аналогичные голоду и жажде. Ученые утверждают: у одаренных и талантливых детей биохимическая и электрическая активность мозга повышена. Их мозг отличается громадным «аппетитом» и необыкновенными способностями «переваривать» интеллектуальную пищу.

Одаренные дети уже в раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они могут даже совершать «интеллектуальные скачки» через этапы переработки информации.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Может быть, поэтому любимое увлечение одаренных детей — коллекционирование. Много радости доставляет им приведение своих коллекций в порядок, систематизация и реорганизация предметов коллекции. Причем оформление аккуратной постоянной экспозиции не является их целью.

Отличается и речь одаренных детей. Для них характерен большой словарный запас, сложные синтаксические конструкции, умение ставить вопросы. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события.

Талантливые дети с удовольствием занимаются сложными и долгосрочными заданиями и не любят готовых ответов. Их отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая интересна. Завершение какого-либо инженерного сооружения из песка или плотины на ручейке для одаренного ребенка гораздо важнее, чем время обеда или накрапывающий дождь.

В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых. Не следует акцентировать внимание на их неудачах — лучше попробовать вместе еще раз.

Фантазеры и экстрасенсы
Психосоциальное развитие

Чувство справедливости, свойственное одаренным детям, проявляется очень рано. У них с малолетства существуют личные системы ценностей. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу. Посмотрев передачу по телевизору, такие дети вытряхивают копилку, чтобы послать деньги тяжело больной девочке.

Обычно дети в возрасте от двух до пяти лет не могут четко развести реальность и фантазию. Особенно ярко это проявляется у одаренных детей. Они настолько прихотливы в словесном раскрашивании и развитии собственных фантазий, настолько сживаются с ними, что порой родители и учителя недоумевают: умеют ли их подопечные отличать правду от вымысла? Это яркое живое воображение рождает несуществующих друзей, братика или целую фантастическую жизнь в волшебной стране.

Для поддержания внутреннего равновесия одаренного человека ему совершенно необходимо чувство юмора. Талантливые дети любят несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят смешное там, где их сверстники его не обнаруживают.

Одаренные малыши постоянно пытаются решить проблемы, которые пока им «не по зубам». С точки зрения развития такие попытки очень полезны. Но поскольку одаренные дети в некоторых областях достигают того, что недоступно для их сверстников, сначала их родители, а потом и сами дети склонны ожидать такого результата во всех начинаниях. Преувеличенные ожидания взрослых называют «эффектом ореола». Его необходимо учитывать всем, кто работает с одаренными детьми.

В раннем детстве одаренные дети так же эмоционально зависимы, нетерпеливы, неуравновешены, как
и их ровесники. Порой они более красноречивы, поскольку умеют выражать себя лучше, чем большинство их сверстников. Однако замечательные речевые способности могут привести к тому, что взрослые неверно воспринимают уровень эмоциональной зрелости одаренного ребенка. А это приводит к эмоциональным перегрузкам.

Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи: ведь они способны вообразить множество опасных ситуаций, объектов, последствий реальных событий. Они также чрезвычайно восприимчивы к любому поведению окружающих, а особенно — к молчаливому напряжению, которое по какому-либо поводу может возникать вокруг них.

Один из известных специалистов в изучении одаренных детей, Гауэн называет одним из их исключительных свойств экстрасенсорное восприятие. Часто оно заключается в предвидении, предвосхищении событий, идей, поворотов разговора, развязки сюжета и т.п.

Одаренные дети порой страдают от некоторого социального неприятия их другими детьми с более «простым» мышлением. Это развивает в них негативное восприятие самих себя, что подтверждается многими исследованиями. Для формирования здорового самовосприятия и чувства полноценности им необходимо общение с такими же одаренными детьми, причем с самого раннего возраста.

«Ботаник» или крепыш
Физическое развитие

Существуют два соперничающих стереотипа физических характеристик одаренных детей. Первый — это тощий, маленький, бледный «ботаник» в очках. Другой представляет, что одаренные дети выше ростом, крепче, здоровее и красивее, чем их ординарные сверстники. Хотя второй образ предпочтительнее первого, оба они далеки от истины. Современные данные говорят о том, что нет никакого смысла делать заключения относительно роста, веса, здоровья или внешности одаренных детей.

Замечено, что талантливые взрослые люди отличаются высоким энергетическим уровнем и довольно низкой продолжительностью сна. Это свойственно и совсем маленьким детям. Большинство родителей утверждает, что их одаренные дети в младенчестве спали очень мало и быстро отказались от дневного сна.

Тонкая моторная координация, навыки ручной работы и координация между зрительным восприятием и механическим движением у одаренных детей гораздо более связаны с возрастом и обычно не так развиты, как познание. Руки ребенка нуждаются в тренировке и в массе возможностей попрактиковаться в том или ином деле. Резать и клеить ему может быть гораздо труднее, чем вычитать или складывать, а писать — сложнее, чем читать или говорить. К обучению одаренных детей (более, чем других) требуется индивидуальный подход: важно не допустить отвращения к основным навыкам, которое может остаться у ребенка на всю жизнь.
Мы предложили вам краткое описание граней одаренности. Однако каждый ребенок обладает и уникальными свойствами, которые остались за рамками вышеизложенного.

Похожие записи:
Как приучить папу к воспитанию ребенка?
Внешний вид новорожденного
Неуправляемый ребенок: что делать?
Дорогие читатели нашего сайта! Просьба внимательно перепроверять указанные майлы, поскольку мы каждый майл проверяем и комментарии с несуществующими майлами игнорируются.

наверх