Как научить ребенка времени?
Когда я была ребенком, времени у меня хватало на все. И у друзей оно всегда было. Если хотелось гулять, я хватала куклу, скакалку и стучала подружке в дверь: «Выходи на улицу, пошли играть!» Конечно, и она тоже всегда стремилась поиграть во дворе. И время для этого у нас всегда находилось — пока матери не звали нас домой ужинать.
Сегодня, если я хочу встретиться с подругами, то готовлю встречу заблаговременно: дня за три звоню, спрашиваю, не найдется ли у них немного свободного времени для встречи. Очень часто свободного времени у них теперь уже нет. Да и у меня тоже. Зато у меня есть дочь, у которой время есть всегда, у которой его «навалом». Так, во всяком случае, она считает.
В действительности же все обстоит совсем иначе. У малышки вовсе не «всегда есть время», у нее просто еще не сформировалось «чувство времени». Вот она сидит и безмятежно раскладывает кукольные платьица, в то время как я в запарке собираюсь на работу и думаю при этом: «Интересно, если сию секунду вылететь из дому, успели бы мы еще к завтраку в детском саду?»
А еще бывают ситуации, когда у нее вообще нет ни секунды свободного времени. Например, когда мы планируем съездить к дедушке с бабушкой. Тут она тщательно собирает свои игрушки уже за два дня до поездки.
Почему же дети так плохо ориентируются во времени, не представляют себе, когда что должно происходить и как долго что-то будет длиться? Психологи объясняют это следующим образом: ребенок ощущает свое бытие исключительно «здесь и сейчас», он знаком только с действительностью и только в ней он существует. Способность различать настоящее, прошедшее и будущее разовьется у него лишь с течением времени. Для ребенка что «время», что «вечность», — понятия близкие. Один год для трехлетнего ребенка — вечность. Это треть его жизни. Для взрослого — небольшая доля жизненного опыта. Ведь время — понятие относительное. В одном эксперименте взрослым и детям предложили изобразить время. Если ребенок рисовал его как точку, то взрослый как стрелу, летящую из прошлого в будущее.
Как научиться чувству времени?
Когда нужно выйти из дома, чтобы придти в школу без опоздания? Почему время тянется так долго, когда чего-то ждешь, и почему летит так стремительно, когда играешь? Как бы узнать, в какое время лучше всего уплетать конфеты, которые мама засунула в тот высокий шкафчик? И почему папа считает, что просмотр некоторых фильмов – пустая трата времени? Ох, до чего же все сложно! Даже если ты уже понимаешь, сколько время на часах, и то не получишь ответа на такие вопросы.
Чувство времени приходит лишь с возрастом, и то не сразу, а пройдя через четыре этапа.
Все имеет свой черед
Для малышей до трех лет существует только настоящий момент. Но и они быстро учатся понимать, что все вещи в этом настоящем происходят в какой-то последовательности: папа спрятался, например, за дверью, значит, там его можно найти, даже если папу сейчас и не видно. Эту фазу ученые называют сенсомоторным чувством времени.
Время можно «пощупать»
Папа объявляет: «Послезавтра мы едем к бабушке». Дети от трех до
шести лет еще не очень четко представляют себе такой отрезок времени. «Еще два раза поспишь — и поедем», – такое предложение уже куда понятней! Если время увязано с картинами из будней, его уже легко можно себе вообразить. В этой фазе развивается наглядное понятие времени.
И все же, как бы просто не было все объяснено, ребенку вше трудно правильно представить себе такой «далекий» срок. Примеры типичных фальшивых представлений о времени в этом возрасте: «Кто старше, тот и выше ростом»; «Если стрелку часов переставить на «4», начнется мультик (который всегда показывают в четыре часа)»; «Ночью часы ходят медленнее». И вообще, для разных событий часы тикают по-разному.
Время одно на всех
Дети младших классов уже учатся понимать, что для всех людей и вещей существует единое времяисчисление. В этой фазе оперативного понятия времени детям все еще нелегко представлять, как соотносятся между собой временные отрезки (эпохи). Например: «А мама и папа жили в то время, когда были викинги?»
О завтрашнем дне, например, младшие школьники почти никогда не задумываются. Поэтому пока мало толку в том, чтобы наставлять их сентенциями вроде: «Ты должен уже что-то делать для своего будущего, для будущей профессии», пытаясь заставить серьезнее относиться к учебе.
Дети по природе своей еще не могут заглядывать в завтрашний день. Слава богу, их пока не заботят вещи, без которых невозможно существование цивилизованного человека — квартира, деньги, одежда, машина… Вся их энергия направлена на тренировку способностей, которые они могут применить в настоящий момент, «здесь и сейчас».
Время можно рассчитать
Примерно с девяти лет ребенок уже способен предполагать, сколько времени ему понадобится для того или иного дела. Наступает фаза метрического чувства времени.
Этот этап приближает ребенка к такому пониманию времени, как его понимают и взрослые. Мы планируем время встреч, смотрим на часы, думаем о будущем. К сожалению, мы уже не можем в полной мере, как это происходило в детстве, растворяться в мгновении, беззаботно проводить время. Но, к счастью, у нас есть дети, и если вы хоть изредка хотите провести время без забот и с наслаждением, учитесь у своих детей, в этом они — наилучший пример.
Как избавиться от гнета времени?
Уже малыши должны подчиняться определенному распорядку: существует режим дня, время приема пищи, визиты ко времени к врачу, в ясли, сад… И все же планированию времени приходится учиться. Наши практические советы помогут и взрослым, и детям.
Предупреждайте заблаговременно
У ребенка должно быть достаточно времени для того, чтобы подготовиться к выходу из дома. Например: «Эту сторону кассеты ты еще можешь дослушать, потом пойдешь надевать ботинки».
Учите пользоваться часами
Ребенку-школьнику нужно купить в личное пользование наручные часы с четким циферблатом и будильник. Более младшему можно показать, где будет стоять стрелка, когда нужно будет сделать то или другое. Например: «Когда большая стрелка встанет сюда, значит, прошло десять минут, зазвонит будильник. Попробуй-ка до этого времени убрать игрушки. Успеешь или нет?» Такое практическое задание пробуждает интерес ребенка.
Будьте снисходительны
С ребенком дорога занимает всегда больше времени. Поэтому рассчитывайте все с запасом, учитывайте реально, сможете ли вы прибыть, например, к врачу к назначенному времени, если вам еще нужно забрать ребенка из сада, если вы добираетесь к поликлинике на машине, а там еще проблемы с парковкой и т. д. Заранее все обдумав, вы избавляете себя (и ребенка) от стресса, который мы зачастую организовываем себе сами.
Заведите доску для записей
Выпишите на листок время назначенных визитов и встреч на текущую неделю (для всех членов семьи) и прикрепите к домашней «доске объявлений» или магнитиком к холодильнику – кто и когда, с кем и куда должен пойти. И постепенно приучайте к этой четкости ребенка. Если он еще не может читать, нарисуйте для малыша символы, например: нота – занятия музыкой, мяч – спортивная секция, градусник – идем в поликлинику.
Утром не залеживайтесь
Это чрезвычайно важно, чтобы день не начался сразу же с того, что время уже поджимает, чтобы не было «толкучки» возле туалета и в ванной, чтобы за завтраком не было суетливого настроения. Постарайтесь побольше улыбаться друг другу. Это действительно очень важно для поддержания теплой домашней атмосферы, для воспитания, для памяти ребенка о его уютном доме и радостном детстве, это непременно скажется и на его поведении в собственной семье в будущем.