Главная » Воспитание и развитие ребенка » Двойка в школе. Как реагировать родителям?

Двойка в школе. Как реагировать родителям?

Родителей волнует не столько «рейтинг» ребенка по сравнению с другими детьми (хотя и это, конечно, тоже), сколько его внутренние ощущения, его самооценка, наличие или отсутствие желания и воли к преодолению препятствий и стойкость к неудачам. С первой пятеркой, пожалуй, все ясно. Это, конечно, радость, следствием которой становятся рост самоуважения маленького человека, его более уверенное поведение в детском коллективе, и это праздник для родителей. Но как начинающий ученик отнесется к первой двойке? Вообще-то тут стоит задуматься.

Всякое бывает

К сожалению, первой двойки никому не миновать — это может случиться в первом классе, а может и в шестом, но все равно когда-нибудь произойдет, ибо от «неудов» не застрахован даже гений. Ситуации возможны самые разные: учительница не слишком понятно изложила новый материал или была в плохом настроении, сердилась на весь класс, сам ребенок проявил нормальные, но не слишком полезные в школе человеческие качества, такие, как рассеянность, невнимание к тому, что говорят на уроке. Он может быть огорчен, у него может заболеть голова. Переживая свои личные неприятности, он способен пропустить мимо ушей объяснение или забыть записать домашнее задание. Он ведь живой человек!

В конце концов, знания и успеваемость — далеко не одно и то же. Успеваемость и успевать — однокоренные слова. Получает пятерки тот, кто успевает решать на уроках задачки, умеет быстро читать, писать, а также, не углубляясь в суть дела, в темпе выполнять домашние задания. Иногда бывает обидно: ребенок обладает глубокими знаниями об устройстве окружающего мира, много думает, читает энциклопедии, а ему ставят двойку за то, что он не выучил к сегодняшнему дню параграф номер пять. Но ведь он не робот. Его жизнь наполнена событиями и переживаниями. Он мог плохо себя чувствовать накануне или был занят (готовился к соревнованиям, играл на пианино, уезжал с родителями). Получается неприятная ситуация: таблицу умножения знает назубок, а упражнения номер двадцать в его тетради учительница не обнаружила. Высокая успеваемость «успевающих» — издержки несовершенства школьной системы, которая заставляет ребенка пребывать в постоянном стрессе в течение всех лет учебы.

Итак, двойка

Надо сказать, оценка эта — вещь страшная. Однако ставить перед ребенком задачу избежать двоек, во что бы то ни стало — цель более чем сомнительная, это постоянное нервное напряжение.

Двойка, пожалуй, — первое серьезное испытание, выпадающее на долю ребенка, первая его проверка на жизненную стойкость. Честно говоря, мало кто это испытание достойно выдерживает. Даже взрослый человек, окончивший школу, техникум и два вуза, получает психическую травму, не сдав экзамен в автошколе. Что же говорить о ребенке, для которого оценка является чем-то вроде сертификата качества его личности! «Пять» в восприятии ребенка означает: «Я хороший, умный, красивый, этот мир меня принимает». «Два балла» убивают наповал: «Я плохой, я неудачник, меня не любят, мир меня отвергает». К сожалению, в школе практикуется публичность выставления оценок. Ребенка позорят перед всем классом: «От семи не может отнять три! Нет, вы на него посмотрите! Ну, что? Сколько будет?» «Два!» — неуверенно произносит малыш. «Вот я тебе тоже ставлю два!» — объявляет учительница.

Или другая всем известная ситуация. Ребенка вызывают к доске отвечать. Пытаясь собраться с мыслями, он минуту молчит. «Спасибо за подробный рассказ!» — саркастически ухмыляется учитель.

Класс в восторге хохочет. Получив двойку, ребенок возвращается на место, а все пристально смотрят на выражение его лица. Заплачет? Улыбнется кривой улыбкой, скрывая отчаяние? Плакать неприлично — засмеют! Обычно дети краснеют и опускают глаза. Им хочется поскорее скрыться, затеряться среди сверстников, не привлекать к себе внимания. Надо сказать, после двойки ребенок следующие пятнадцать минут, а то и весь урок до конца сидит в оцепенении, ничего не слышит, не понимает, списывает с доски автоматически.

Позор был публичным, и теперь своим поведением ученик стремится доказать, что оценки — вовсе не главное. Неудовлетворительная оценка наносит ущерб дальнейшему обучению.

Помните о последствиях

Как подготовить ребенка к возможной двойке и как реагировать, если он ее уже получил. Что делать, чтобы не пропал интерес к учебе, не упала самооценка, не возникла стойкая обида на преподавателя? «А вот мой из-за двоек совсем не переживает!» — скажет кто-то. Да, ощущения, в конце концов, притупляются. Равнодушие к оценкам приходит по мере осознания того, что в сфере учебной деятельности ничего хорошего уже не светит и надо утверждаться каким-то иным способом. Такой ребенок пытается завоевать авторитет в сомнительной дворовой компании, демонстрирует силу, нарочито гордится благосостоянием семьи или стремится к власти над младшими и более слабыми.

Большая удача, если он компенсирует моральный ущерб, нанесенный двойками, полной отдачей творчеству или спорту. Обычно на своем интеллекте он сам ставит крест. Если при этом его родители придают особое значение интеллектуальному развитию, за двойки называют ребенка тупым и демонстрируют неприязнь, то вскоре он отдалится от них, станет равнодушным к их словам. Двойка способна не только помешать учебе, но и разрушить отношения в семье.

Оценки (по сложившемуся стереотипу восприятия) — это подтверждение первичного «социального статуса» ребенка, своего рода показатель того, к какому общественному слою, он будет принадлежать.

В детском саду все были равны, а в школе уже намечается перспектива: отличник = институт = карьера = начальственная должность; двоечник = неквалифицированный труд = унижение = ненависть к интеллигенции. В результате возможно полное отрицание ребенком духовных идеалов — назло учительнице, той самой зловредной представительнице интеллигенции, которая якобы несет «вечные духовные ценности» и унижает ребенка двойками за то, что он не успел их вызубрить в срок.

Воздействие двоек на психологию детей еще недостаточно исследовано. Проблема может скрывать много подводных камней. Возможно, в школах будущего откажутся от столь прямолинейного оценивания, постараются не подрезать ребятам крылья. Но сейчас двойки узаконены, и нашим детям с ними жить и им противостоять.

Наиболее вероятные причины двоек

  • Ошибки, непонимание материала

Иногда результат может быть и отрицательным. Родители должны сказать: «Пусть двойки корректируют ход твоей мысли, а не огорчают тебя!»

  • Безразличие к учебе, лень

Ситуация тяжелая — мотивации учиться нет. Следствие взаимного непонимания с учителем, плохой программы, пропуска материала. Следует выяснить, в чем дело, и попытаться создать ребенку мотивацию, хотя бы объяснив непосредственную связь успехов в учебе с будущим благосостоянием, как это практикуют на Западе. Человек должен уметь трудиться, выдерживать конкуренцию, стойко переносить неудачи.

  • Неуспеваемость в прямом смысле учебный процесс идет быстро, не все дети могут за ним угнаться. Не успели пройти буквы, как уже надо бегло читать и т. д. Двойки возможны из-за недостаточной скорости работы. Не везет флегматикам: они часто способны, но медлительны. Темперамент, как известно, не переделаешь, поэтому надо предупредить учителя, что ребенок проявит себя скорее в сложных домашних заданиях, чем в блиц-опросе.
  • Слишком сложная программа

Часто родители предъявляют завышенные требования к ребенку, отдают его в престижный лицей со множеством сложных предметов, ведут в школу слишком рано. После занятий у ребенка болит голова, он устает и нервничает. «В этом лицее надо весь вечер мучиться, чтобы получить хотя бы тройку!» — потом переживают родители. Следует выбрать школу, где учиться хотя и сложно, но приятно, где трудности вполне преодолимы и получать пятерки можно адекватными усилиями.

  • Двойки не за знания

Бывают двойки из-за поведения. Есть черты характера, «способствующие» получению двоек: рассеянность, невнимание, задумчивость, неуверенность в себе, тревожность. Помочь ребенку стать уверенным, сильным, собранным — вот задача родителей в данном случае.

  • Конфликт с учителем

Учитель может вызвать как любовь к предмету, так и ненависть. От отношений ребенка и преподавателя зависит очень многое. Учитель не всегда объективно ставит оценки, а ребенок даже при хороших знаниях может бояться отвечать ему урок. Если выяснится, что на оценки влияют не только знания, но и отношения с учителем, родители должны чаще встречаться с преподавателем, показывая, что они знают, что происходит, и готовы отстаивать права ребенка. Не надо позволять учителю диктовать свою волю, надо постараться установить отношения сотрудничества — ради ребенка. Бывают случаи явной несовместимости учителя и ученика. Если такая ситуация сложилась в младшей школе, ребенка лучше перевести в другой класс.

  • Случайность

Какой-то процент случайных двоек всегда допустим — лишь бы он не превышал нормы.

  • Сознательный отказ учиться

Некоторые дети, решив, что инженерами не будут, могут отказаться учить математику, химию и пр. В этом случае надо говорить о пользе общего образования, о том, что даже сугубо гуманитарным профессиям (журналист, психолог, юрист) технические знания принесут неоценимую пользу.

Рекомендации тем, у кого дети уже получали или могут получить двойки

Когда вы смотрите дневник, уделяйте максимум внимания положительным оценкам. К двойкам можно остаться равнодушным. Просто спросите: «Почему мало пятерок? Если ты чего-то не знаешь, я тебе помогу!» Если же родитель не слишком хорошо разбирается, например, в замысловатой химии и вряд ли способен помочь, он может, напротив, попросить ребенка: «Давай, я с тобой посижу, а ты мне объяснишь новый материал. Я бы тоже хотел это знать». Одним словом, больше внимания уделяйте научной истине, а не оценкам! Если обсуждаете с ребенком двойку, то говорите по-деловому, без эмоций. Нельзя делать из двойки обобщенных выводов, таких, как «ты дурак» или «ты не знаешь физику». Напротив, надо локализовать область, за которую получена оценка, как можно точнее: физика — механика — второй закон Ньютона. Вот этот второй закон Ньютона со всеми вариантами задач и надо как следует изучить и понять.

Следует объяснить ребенку, что даже при его неплохом уме двойки все равно могут случаться и надо уметь их спокойно исправлять, а не впадать в панику или в ярость. Умение мужественно преодолевать трудности и не сдаваться очень полезно для дальнейшей жизни.

Похожие записи:
Видеоняня – надежная помощница для заботливых родителей
Пеленание: вред или польза?
Что взять в поход ребенку?
Комментарии (22)
  1. Эмин:

    ПОМОГИТЕ МЕНЯ ПОЖАЛУЙСТА, УЧИТЕЛЬНИЦА ПО МАТЕМАТИКЕ МЕНЯ НЕ ЛЮБИТ СТАВИТ ПЛОХИЕ ОЦЕНКИ НЕ ПОДНИМАЕТ МЕНЯ К ДОСКЕ ОДНИМ СЛОВОМ МЕНЯ НЕНАВИДИТ Я ХОТЕЛ У НЕЁ ПО ЗАНИМАТЬСЯ НО ОНА СКАЗАЛА ЧТО ЗАНЯТА И НЕ МОЖЕТ С РОДИТЕЛЯМИ ПОГОВОРИЛ СКАЗАЛИ ЧТО ТЫ ПЛОХО УЧИШЬСЯ ИЗ-ЗА ЭТОГО ОНА ТЕБЯ НЕ ЛЮБИТ ДАЖЕ Я В КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ВСЁ НАПИСАЛ ВЕРНО ОНА ПОСТАВИЛА ПЛЮСЫ НА ВСЕ ЗАДАНИЯ НО ОЦЕНКА 3 Я НЕ ЗНАЮ ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ ДАЙТЕ МНЕ СОВЕТ ПОЖАЛУЙСТА!:(

    • Многодетная мама:

      Эмин, думаю, что через месяц после начала учебного года тебе нужно поговорить с учительницей, если отношение ее к тебе не изменится.
      Некоторые преподаватели воспринимают невнимание к своему предмету как личное оскорбление.
      Вероятно, вначале ты не очень усердно занимался математикой, что выработало у педагога на тебя такого рода реакцию.
      Безусловно, это не ненависть, а просто неприязнь из-за игнорирования ее предмета.

      Объясни учительнице, что ты просишь прощения за недостаточное внимание к урокам математики, и теперь занимаешься математикой серьезно.
      Спроси, каким образом ты можешь изменить ситуацию с оценками, и попроси вызывать тебя к доске.
      Узнай, какие дополнительные задания ты можешь выполнять, и что тебе нужно сделать, чтобы убедить ее в изменившемся отношении к предмету.

      Безусловно, разговор приятным не будет, возможно, учительница ответит тебе не то, что ты хотел бы услышать.
      Однако, видя твои старания, она обязательно оценит их должным образом спустя некоторое время.

    • Дракула:

      Она тебя игнорирует,ответ ей тем темже. Как говорится:,,Клин,клином вышибают!» Ты просто не обращай на неё внимание,ведь если ты знаешь предмет, ещё двойки,тройки,ещё невнимание , тебя не должно волновать! Ведь так!!!

  2. машенька:

    Эх, как мне плохо.Мои родители меня не понимают.По истории 3 вышло за четверть. Они меня выпороли, лишили компа, не давали денег. Это просто ужас.

  3. натка:

    А вы почему родителей понять не можете!!!!

  4. лютик:

    да двойки это ерунда!

  5. ЕКАТЕРИНА:

    А мои родители тоже меня не понимают кричат бывает чего то решат(телевизор,компьютер) а бывает и ударят

  6. Татьяна:

    А что делать, если учитель в тетради у первоклассницы находит только ошибки и пишет «Плохо», «Не старалась», а за явно хорошую и аккуратную работу НЕ пишет «Молодец» или «Хорошо»? ведь это колоссальная мотивация. А у ребенка теперь комплекс, говорит про себя, что у нее ничего не получается и она ничего не достойна. Как дать понять учителю, что оценивать положительные моменты тоже необходимо?

    • Многодетная мама:

      Я абсолютно с Вами согласна – мотивация у ребенка достаточно важна для его стремления хорошо учиться. То, как учитель поступает с Вашей дочерью, на Ваш взгляд, достаточно мало походит на педагогический ход. А Вы не интересовались у других родителей, как обстоят дела у их детей? Так же ли учитель не хвалит, не поощряет и игнорирует желание и стремления детей? Возможно у Вашего ребенка с педагогом конфликт? А может преподаватель проделывает тонкие педагогические лавирования для стимуляции с более повышенной мотивацией?

      В любом случае Вы должны прояснить для себя ситуацию полностью обговорив ее с преподавателем. Только так можно выяснить всю правду и не ориентироваться на детские обиды. К тому же Ваше мнение может быть предвзятым и радикально отличаться от действительности. Мотивация, конечно же, важна, но существует масса педагогических ходов для ее стимулирования. Может быть, преподаватель видит, что Ваша дочь может учиться значительно лучше и поэтому не хвалит ее за проявления стремлений и оценок со средними результатами. Побеседуйте с учителем на эту тему. И тогда Вам станет полностью ясна его объективность или наоборот, предвзятость. И не забудьте поговорить со своим ребенком. Пусть она тоже попробует рассказать, почему педагог никогда не хвалит ее.

  7. Алина:

    меня наверное тоже сразу казнят….:((((

  8. человек который с математикой не в ладах!:

    У меня похожая проблема!Я любила все уроки!мне все очень нравились!Это было в начальной школе НО!!!! в 5 классе а я сейчас в 6 у меня были и сейчас есть проблемы с белорусским и математикой !По беларусскому мне не нравиться учительница она всегда не заостряет внимание если кому то не понятно! Но математика это УЖАС!!!!! Мне она не дается! за 5 класс за год стоит 8 по 10 бальной системе а сейчас выйдет или 6 или 7 !Если попросить маму объяснить она всегда орет ругается орет к концу я рыдаю нервы мои на исходе так как меня называют дурой тупой ! Так что я не знаю что делать!Учитель который ведет урок математики всем другим одноклассникам нравиться а мне нет !Когда у нас заменяли то у меня были оценки 9 8 а сейчас 6 и 5 Я боюсь что по этой самостоятельной у меня будет 6 и ниже !Я не знаю что делать а еще класс такой если говорят оценку все сразу дура идиотка хочу перейти в другой класс или школу !

  9. Борис:

    совсем недавно я перешел десятый класс, мне очень понравилось там, раньше с пятого класса я учился в самом худшем классе, всем учителям было совсем наплевать на нас, но вот я сдал ГИА без троек, и попал в десятый, класс оказался совсем иным ученики добрые, понимающие, я был очень рад, но учителя тоже оказались другими некоторые интересные как историка, её урок интересно учить она заметит переживание учеников и поддержит ставит оценки адекватно пусть и заваливает двойками,но Руссичка.. Скажу сразу с Русским всегда была беда, после 3-4контрольных стало ясно что я иду по ней на два, я начал учить ещё сильней, а она как поезд начала требовать от меня больше спрашивала материал седьмых восьмых десятых классов(я не был в 8классе сильно болел) и все же на чем то она меня ловила и я получал бы дай бог три,сегодня произошло ужасное я поздно лег и опаздал на первый урок Русского, добежал ко второму(лит-ре) опаздав на пять минут и она сказала мне в лицо перед всем классом, что ещё не поздно найти техникум или училище, я намеренно буду ставить тебе два. Я сел и ушёл в себя я не мог представить, что моя мечта так исчезнет, что я немогу учится уссердней, сегодня поспрашивал у друзей заваливает и как часто? Оказывается она находит себе мишень и заваливает и так далее, по каждому из класса уходило по четыре человека, я видеть не хочу её, боюсь я сорвусь и запишу все на диктофон, отец меня хорошо умеет наказывать если у меня будет два мне не сдобровать. Никто за успехи не хвалит научился жить и зарабатывать деньги на ремонте ПК, родители своих детей хвалите их, и за 4 и за 5 не ругайте их за плохие оценки, узнайте какие он предметы любит покажите ему возможные проффесии и наверняка он найдёт ту самую мечту, цените их знания гордитесь ними, но требуйте всегда чуть больше, если этого не делать, то ребёнок навсегда останется на единне со своими мечтами, один пологающийся С такого возраста только на себя ему нечем хвалится нет смысла старался. Успешность ребёнка в школе зависит только от воспитании в семье

  10. Илья:

    если я получу двйоку меня компа на неделю лишают!!!!!!Самый жуткий ад!!!

  11. Наталья, мама двух классных парней:

    Нет, дорогие мои. Ваши мамы вас очень понимают, они сами учились в школе, ходят на родительские собрания, где им только и промывают мозги с новыми программами образования(((. Просто они очень много питали надежд относительно вас, видимо, в своё время, пожалев о своих неудачах. Они очень вас любят и хотят, чтоб у вас было всё по высшему классу, в том числе и оценки. Мне самой программа сына-второклассника уже даётся с трудом, хотя за плечами два высших образования, про старшеклассника уже и не говорю, страшно в учебник заглядывать…. Но, на работе нам тоже не просто, вот и вы должны стараться, чтоб в будущем было легче. А к злобным училкам нужно научиться относиться как к спорту: сегодня ты меня победила по очкам, завтра я натренируюсь и посмотрим кто кого. Если знать предмет, то какой бы она ни была злобной, ниже 4 не поставит. Просто нужно взять себя в руки и сказать: Я МОГУ! и могу отключить Вк и ФБ и пр, а сесть за учебник. У вас есть интернет в помощь, не нужно идти в библиотеку, что не понял — на форумах и сайтах найти в 3 секунды! Дерзайте!!! Победите и докажите, вы всё можете, на самом деле, нужно только захотеть. А за пятёрки мама на радостях и разрешит что угодно)))

  12. Темирлан:

    и еще я просто не понимаю историю.я получил двойки за 15,16,19 параграф.Вот сегодня я получил 4 за 21 параграф.(первый раз за всю четверть)

  13. Темирлан:

    А вот я в начальном классе учился на пятёрки и был отличником,и все учителя и ученики уважали меня.Но вот в 5 классе я стал получать двойки.Родители сначала нормально реагировали но двойки стали появляться каждый день и родители в конце не выдержали.В классе все сейчас боятся учительницы по историй(именно в этом уроке я получил двойку).Учительница очень злая и она не просто учительница а завуч.

  14. таня:

    меня сразу убьют , они меня не понимают .

  15. ангелина:

    ах а вот мои родители тоже только сильно ругают их меня не понять

  16. Аноним:

    а у меня одни проблемы и меня ни кто ни послушает с разу сильно ругают

  17. лера:

    мне очень жаль дмитрий………….

  18. Дмитрий:

    Эх , моим родителям этого не понять , никогда ………

наверх