Главная » Воспитание и развитие ребенка » Двойка в школе. Как реагировать родителям?

Двойка в школе. Как реагировать родителям?

Родителей волнует не столько «рейтинг» ребенка по сравнению с другими детьми (хотя и это, конечно, тоже), сколько его внутренние ощущения, его самооценка, наличие или отсутствие желания и воли к преодолению препятствий и стойкость к неудачам. С первой пятеркой, пожалуй, все ясно. Это, конечно, радость, следствием которой становятся рост самоуважения маленького человека, его более уверенное поведение в детском коллективе, и это праздник для родителей. Но как начинающий ученик отнесется к первой двойке? Вообще-то тут стоит задуматься.

Всякое бывает

К сожалению, первой двойки никому не миновать — это может случиться в первом классе, а может и в шестом, но все равно когда-нибудь произойдет, ибо от «неудов» не застрахован даже гений. Ситуации возможны самые разные: учительница не слишком понятно изложила новый материал или была в плохом настроении, сердилась на весь класс, сам ребенок проявил нормальные, но не слишком полезные в школе человеческие качества, такие, как рассеянность, невнимание к тому, что говорят на уроке. Он может быть огорчен, у него может заболеть голова. Переживая свои личные неприятности, он способен пропустить мимо ушей объяснение или забыть записать домашнее задание. Он ведь живой человек!

В конце концов, знания и успеваемость — далеко не одно и то же. Успеваемость и успевать — однокоренные слова. Получает пятерки тот, кто успевает решать на уроках задачки, умеет быстро читать, писать, а также, не углубляясь в суть дела, в темпе выполнять домашние задания. Иногда бывает обидно: ребенок обладает глубокими знаниями об устройстве окружающего мира, много думает, читает энциклопедии, а ему ставят двойку за то, что он не выучил к сегодняшнему дню параграф номер пять. Но ведь он не робот. Его жизнь наполнена событиями и переживаниями. Он мог плохо себя чувствовать накануне или был занят (готовился к соревнованиям, играл на пианино, уезжал с родителями). Получается неприятная ситуация: таблицу умножения знает назубок, а упражнения номер двадцать в его тетради учительница не обнаружила. Высокая успеваемость «успевающих» — издержки несовершенства школьной системы, которая заставляет ребенка пребывать в постоянном стрессе в течение всех лет учебы.

Итак, двойка

Надо сказать, оценка эта — вещь страшная. Однако ставить перед ребенком задачу избежать двоек, во что бы то ни стало — цель более чем сомнительная, это постоянное нервное напряжение.

Двойка, пожалуй, — первое серьезное испытание, выпадающее на долю ребенка, первая его проверка на жизненную стойкость. Честно говоря, мало кто это испытание достойно выдерживает. Даже взрослый человек, окончивший школу, техникум и два вуза, получает психическую травму, не сдав экзамен в автошколе. Что же говорить о ребенке, для которого оценка является чем-то вроде сертификата качества его личности! «Пять» в восприятии ребенка означает: «Я хороший, умный, красивый, этот мир меня принимает». «Два балла» убивают наповал: «Я плохой, я неудачник, меня не любят, мир меня отвергает». К сожалению, в школе практикуется публичность выставления оценок. Ребенка позорят перед всем классом: «От семи не может отнять три! Нет, вы на него посмотрите! Ну, что? Сколько будет?» «Два!» — неуверенно произносит малыш. «Вот я тебе тоже ставлю два!» — объявляет учительница.

Или другая всем известная ситуация. Ребенка вызывают к доске отвечать. Пытаясь собраться с мыслями, он минуту молчит. «Спасибо за подробный рассказ!» — саркастически ухмыляется учитель.

Класс в восторге хохочет. Получив двойку, ребенок возвращается на место, а все пристально смотрят на выражение его лица. Заплачет? Улыбнется кривой улыбкой, скрывая отчаяние? Плакать неприлично — засмеют! Обычно дети краснеют и опускают глаза. Им хочется поскорее скрыться, затеряться среди сверстников, не привлекать к себе внимания. Надо сказать, после двойки ребенок следующие пятнадцать минут, а то и весь урок до конца сидит в оцепенении, ничего не слышит, не понимает, списывает с доски автоматически.

Позор был публичным, и теперь своим поведением ученик стремится доказать, что оценки — вовсе не главное. Неудовлетворительная оценка наносит ущерб дальнейшему обучению.

Помните о последствиях

Как подготовить ребенка к возможной двойке и как реагировать, если он ее уже получил. Что делать, чтобы не пропал интерес к учебе, не упала самооценка, не возникла стойкая обида на преподавателя? «А вот мой из-за двоек совсем не переживает!» — скажет кто-то. Да, ощущения, в конце концов, притупляются. Равнодушие к оценкам приходит по мере осознания того, что в сфере учебной деятельности ничего хорошего уже не светит и надо утверждаться каким-то иным способом. Такой ребенок пытается завоевать авторитет в сомнительной дворовой компании, демонстрирует силу, нарочито гордится благосостоянием семьи или стремится к власти над младшими и более слабыми.

Большая удача, если он компенсирует моральный ущерб, нанесенный двойками, полной отдачей творчеству или спорту. Обычно на своем интеллекте он сам ставит крест. Если при этом его родители придают особое значение интеллектуальному развитию, за двойки называют ребенка тупым и демонстрируют неприязнь, то вскоре он отдалится от них, станет равнодушным к их словам. Двойка способна не только помешать учебе, но и разрушить отношения в семье.

Оценки (по сложившемуся стереотипу восприятия) — это подтверждение первичного «социального статуса» ребенка, своего рода показатель того, к какому общественному слою, он будет принадлежать.

В детском саду все были равны, а в школе уже намечается перспектива: отличник = институт = карьера = начальственная должность; двоечник = неквалифицированный труд = унижение = ненависть к интеллигенции. В результате возможно полное отрицание ребенком духовных идеалов — назло учительнице, той самой зловредной представительнице интеллигенции, которая якобы несет «вечные духовные ценности» и унижает ребенка двойками за то, что он не успел их вызубрить в срок.

Воздействие двоек на психологию детей еще недостаточно исследовано. Проблема может скрывать много подводных камней. Возможно, в школах будущего откажутся от столь прямолинейного оценивания, постараются не подрезать ребятам крылья. Но сейчас двойки узаконены, и нашим детям с ними жить и им противостоять.

Наиболее вероятные причины двоек

  • Ошибки, непонимание материала

Иногда результат может быть и отрицательным. Родители должны сказать: «Пусть двойки корректируют ход твоей мысли, а не огорчают тебя!»

  • Безразличие к учебе, лень

Ситуация тяжелая — мотивации учиться нет. Следствие взаимного непонимания с учителем, плохой программы, пропуска материала. Следует выяснить, в чем дело, и попытаться создать ребенку мотивацию, хотя бы объяснив непосредственную связь успехов в учебе с будущим благосостоянием, как это практикуют на Западе. Человек должен уметь трудиться, выдерживать конкуренцию, стойко переносить неудачи.

  • Неуспеваемость в прямом смысле учебный процесс идет быстро, не все дети могут за ним угнаться. Не успели пройти буквы, как уже надо бегло читать и т. д. Двойки возможны из-за недостаточной скорости работы. Не везет флегматикам: они часто способны, но медлительны. Темперамент, как известно, не переделаешь, поэтому надо предупредить учителя, что ребенок проявит себя скорее в сложных домашних заданиях, чем в блиц-опросе.
  • Слишком сложная программа

Часто родители предъявляют завышенные требования к ребенку, отдают его в престижный лицей со множеством сложных предметов, ведут в школу слишком рано. После занятий у ребенка болит голова, он устает и нервничает. «В этом лицее надо весь вечер мучиться, чтобы получить хотя бы тройку!» — потом переживают родители. Следует выбрать школу, где учиться хотя и сложно, но приятно, где трудности вполне преодолимы и получать пятерки можно адекватными усилиями.

  • Двойки не за знания

Бывают двойки из-за поведения. Есть черты характера, «способствующие» получению двоек: рассеянность, невнимание, задумчивость, неуверенность в себе, тревожность. Помочь ребенку стать уверенным, сильным, собранным — вот задача родителей в данном случае.

  • Конфликт с учителем

Учитель может вызвать как любовь к предмету, так и ненависть. От отношений ребенка и преподавателя зависит очень многое. Учитель не всегда объективно ставит оценки, а ребенок даже при хороших знаниях может бояться отвечать ему урок. Если выяснится, что на оценки влияют не только знания, но и отношения с учителем, родители должны чаще встречаться с преподавателем, показывая, что они знают, что происходит, и готовы отстаивать права ребенка. Не надо позволять учителю диктовать свою волю, надо постараться установить отношения сотрудничества — ради ребенка. Бывают случаи явной несовместимости учителя и ученика. Если такая ситуация сложилась в младшей школе, ребенка лучше перевести в другой класс.

  • Случайность

Какой-то процент случайных двоек всегда допустим — лишь бы он не превышал нормы.

  • Сознательный отказ учиться

Некоторые дети, решив, что инженерами не будут, могут отказаться учить математику, химию и пр. В этом случае надо говорить о пользе общего образования, о том, что даже сугубо гуманитарным профессиям (журналист, психолог, юрист) технические знания принесут неоценимую пользу.

Рекомендации тем, у кого дети уже получали или могут получить двойки

Когда вы смотрите дневник, уделяйте максимум внимания положительным оценкам. К двойкам можно остаться равнодушным. Просто спросите: «Почему мало пятерок? Если ты чего-то не знаешь, я тебе помогу!» Если же родитель не слишком хорошо разбирается, например, в замысловатой химии и вряд ли способен помочь, он может, напротив, попросить ребенка: «Давай, я с тобой посижу, а ты мне объяснишь новый материал. Я бы тоже хотел это знать». Одним словом, больше внимания уделяйте научной истине, а не оценкам! Если обсуждаете с ребенком двойку, то говорите по-деловому, без эмоций. Нельзя делать из двойки обобщенных выводов, таких, как «ты дурак» или «ты не знаешь физику». Напротив, надо локализовать область, за которую получена оценка, как можно точнее: физика — механика — второй закон Ньютона. Вот этот второй закон Ньютона со всеми вариантами задач и надо как следует изучить и понять.

Следует объяснить ребенку, что даже при его неплохом уме двойки все равно могут случаться и надо уметь их спокойно исправлять, а не впадать в панику или в ярость. Умение мужественно преодолевать трудности и не сдаваться очень полезно для дальнейшей жизни.

Похожие записи:
Неуправляемый ребенок: что делать?
Ночные кошмары у детей: как помочь малышу?
Как отучить ребенка от памперсов?
Дорогие читатели нашего сайта! Просьба внимательно перепроверять указанные майлы, поскольку мы каждый майл проверяем и комментарии с несуществующими майлами игнорируются.
31 комментарий
  1. дима:

    прошу помогите! у меня двойка по математике за сегодня а родителям боюсь сказать,

  2. Денис:

    Мой сын учится на одни двойки и не парится по этому поводу ни разу)). Личные примеры, мотивации, угрозы — ничего из этого не влияет. На вопрос сделал ли уроки всегда отвечает, что сделал. А на следующий день обязательно выплывают лебеди с приписками «не готов к уроку» или «не выполнено домашнее задание». Возможности влияния с проверками домашнего задания и объяснений непонятого у меня нет, т.к. он живёт с мамой, а той откровенно насрать. На мои просьбы контролировать выполнение домашнего задания, мамаша отвечает, что всё у него проверяет и уроки с ним делает, и не знает почему у него двойки — это конечно же враньё. В своё время мамаша с бывшей тёщей научили сына мне врать и сами тоже врали по всем жизненным ситуациям, по которым им было лень заниматься с ребёнком (водить на дошкольные дополнительные занятия, выполнять дома задания, которые там давали, разучивать алфавит, водить на тренировки). К тому изрядно ему понашёптывали дискредитируя мой авторитет по принципу «собака лает — ветер носит». Сейчас сын врёт всем и в авторитетах у него только одноклассники, такие же балбесы. Парень не плохой, но очень ленивый, когда нужно прикладывать мозги. Конечно по пению и физкультуре у него оценки хорошие))), а в остальном всё грустно. Ему интересен спорт, но до определённого момента, как только появляется трудность, сразу интерес пропадает. Дело не в том, чтобы ребёнок был отличником. Оценки в школе это показатель подготовки к уроку ученика и как маячки родителям о например каких-то трудностях с предметом или темой. Редко встречаются учителя, которые стараются всем ставить двойки из принципа. В основном, учителя пытаются наводящими вопросами вывести хоть какой-то ответ от ученика, чтобы знать, что ученик хоть краем уха да в курсе темы. В общем руки опускаются на это зрелище. Одно упование на просыпание самосознания в сыне. Учится в 6 классе.

    • Многодетная мама:

      Денис, ситуация с Вашим сыном крайне сложная.
      Если ребенок на протяжении ряда лет наблюдает отсутствие интереса к своей особе со стороны мамы и бабушки, воспитывается в атмосфере лжи в доме, то это приводит к возникновению нарушений в формировании его личности.
      Находясь на расстоянии от ребенка, Вы никаким образом не сможете проконтролировать выполнения им домашних заданий.
      Вашей бывшей супруге, судя по всему, безразлично, какие оценки приносит сын из школы.

      Единственным возможным выходом при создавшемся положении вещей является увеличение количества времени, которое Вы проводите с мальчиком.
      Безусловно, он страдает от отсутствия общения с Вами и ищет авторитеты на стороне.
      Думаю, что Вам удастся выявить сферу его интересов и изменить отношение к учебе и внешкольным занятиям.
      Помогите ему выбрать тот вид спорта, в котором максимально могут раскрыться его способности.
      Угрозы и нравоучения вряд ли в чем-то помогут.

      Попытайтесь объяснить при случае своей бывшей жене, что ее систематическое уклонение от выполнения своих родительских обязанностей приведет к тому, что Вы обратитесь в органы социальной опеки с ходатайством о лишении матери родительских прав.

  3. наталия:

    Мой сын, скорее флегматик, так как появилась скорость при выполнении заданий, снизилась успеваемость. Что делать?

    • Многодетная мама:

      Наталия, если Ваш ребенок флегматик, то выполнять домашние задания и другие виды умственной и физической деятельности он должен в том режиме, который отвечает складу его характера.
      Если Вы будете торопить его и требовать более быстрого выполнения поставленных ему задач, то это неуклонно приведет к снижению концентрации и появлению ошибок.
      Предоставьте ребенку возможность справляться с возникающими у него трудностями в соответствии с психоэмоциональными особенностями его нервной системы и скоростью усваивания и передачи информации.

  4. Александ:

    Ребенка ( 5 класс ) и маму притянули к директору и та дала ребенку » обходной » лист, что бы он после каждого урока ставил в нем отметки по поведению ?!

    • Многодетная мама:

      Здравствуйте, Александр!
      Выдачу такого «обходного листа» ребенку нельзя отнести к удачным воспитательным мерам.
      Подобного рода записи вряд ли повлияют на его поведение.
      По всей видимости, пробелы в воспитании мальчика очень большие, и обычные методы внушения не являются эффективными.

      Ведущая роль в формировании характера ребенка принадлежит семье.
      Родителям необходимо найти ту форму общения и воспитания, которая позволит сделать поведение ребенка контролируемым.
      Возможно, самым оптимальным вариантом будет обращение к детскому психологу.
      Он поможет разобраться в возникшей ситуации и избрать ту тактику поведения, которая принесет наиболее ощутимые результаты.

      Нельзя исключить также наличия у ребенка нарушений функции центральной нервной системы, которые могут проявляться в гипервозбудимости и поведенческих аномалиях.
      В связи с этим может быть полезной консультация детского невролога и психиатра.

наверх